«Раньше $1000 казалась деньгами всего мира, сейчас зарабатываю её за неделю». Беларусы рассказывают, сколько денег — это много

Деньги • редакция KYKY

А много денег — это вообще сколько: может, пару тысяч, миллион беларуских рублей или миллион долларов? Пока думаете про свой личный комфортный бюджет, KYKY публикует ответы беларусов из Беларуси, Европы и Штатов, которые уже определились. Для кого-то «50 BYN — уже много», для других приемлемы суммы, которые не принято произносить вслух.

50 BYN — уже довольно много


Егор, 31 год, дизайнер из Минска: «Я ценю любую сумму, потому что это всегда результат моего или чьего-либо труда. 50 рублей — уже довольно много. Такие деньги потрачу только хорошенько обдумав покупку. А учитывая нестабильность заработка, вообще любая сумма становится значимой. Если фантазировать, то хотел бы получать от двух тысяч рублей каждый месяц. Не могу судить об их реальном весе в моей жизни, потому что таких денег не получал. Наверное, тратил бы  на обеспечение базовых потребностей себя и близкого человека, дальше — развитие собственного творчества и отдых». 

Дмитрий, 26 лет, консультант в магазине одежды из Гродно: «Зарплата в 3 тысячи рублей — это уже много. Хватило бы и на закрытие базовых потребностей, и для накоплений, и просто на хорошую жизнь. Я таких денег в руках не держал, так что о суммах побольше задумываться сложно».

Игорь, 21 год, студент из Минска: «Для меня зарплата тысяча рублей — это очень много, но для комфортной жизни недостаточно, потому что все зависит от жилья. Живу с предками, а хотел бы снять свою квартиру. Поэтому в идеале зарплата должна быть 1500 рублей: 400-500 — на квартиру, 1000 — остальное. Если раньше много денег — это возможность купить новый телефон, машину и крутезный дом, то сейчас — когда стабильно хватает на сигареты и кофе с девушкой раз в неделю. Я просто начал объективно все оценивать. У моих друзей со средним образованием зарплата примерно 700 рублей, и для них это много денег. Разгуляться с такими суммами не получится, но заработать больше — невозможно».

Степан, 21 год, студента из Минска: «Денег много не бывает, но если спуститься на землю, то 2 тысячи рублей в месяц для моей жизни в Беларуси было бы предостаточно. А так для меня что 20 тысяч долларов, что 200 — что-то запредельное. Хочу собственную квартиру, жить в комфорте и путешествовать — вот такая сумма и нужна».

Алиса, 17 лет, школьница из Мяделя: «Вот сейчас стану студенткой и почувствую, как это. Но если посмотреть на зарплаты родителей и послушать их разговоры, то 3 тысячи рублей — это уже много. Если бы каждый месяц у меня была такая сумма, я могла бы спокойно себя чувствовать: вкусно и полезно питалась, путешествовала по Беларуси, покупала одежду и снимала квартиру в Минске. Если очень загнуть, то хотела бы пять тысяч. Для Беларуси — нереальная сумма, мне так кажется. С такими деньгами могла бы даже родителям помогать».


От $1000 до €5000. Четырехзначные суммы — в долларах и евро


Илона, 50 лет, учитель из Борисова: «Тысяча долларов в месяц — вот это много. Мне бы хватало на самые любимые продукты, на одежду и какие-то мелочи для дома. Сумму побольше представить не могу. Получай я больше тысячи долларов, вообще считала бы себя богатейкой и ни в чем бы себе не отказывала. Попробовала бы устрицу и еще какой-то деликатес, который никогда в жизни не ела. Пополняла бы гардероб: не одно новое платье в год, а три. Ну и отложила бы на летний отдых за границей: я ведь никогда из Беларуси не выезжала».

Марина, 22 года, студентка, живет в Нидерландах: «Много — это 4 тысячи евро в месяц. Хватило бы и на обслуживание машины, и на съемное жилье. Но я не знаю, как заработать такую сумму в Нидерландах с их прогрессивными налогами. Наверное, такую зарплату получают специалисты со стажем 20+ лет или предприниматели/фрилансеры, потому что без налогов это — шесть с половиной тысяч. Сейчас мне такие суммы не нужны. Я как-то села подсчитать, сколько мне хватит для комфортной жизни в моем городе — нужно понимать, что он небольшой и по меркам Нидерландов недорогой, а живу я с четырьмя соседями. Вышло 2300 евро. Это уже прилично: я, как студентка, столько не зарабатываю. Этой суммы мне хватило бы, чтобы снимать комнату и иметь тот комфортный уровень жизни, который был у меня в Беларуси: кафе, иногда такси, путешествия, спортзал, здоровая еда, уход за собой. Без страховки и непредвиденных трат». 

Галя, 19 лет, студентка, живет в Литве: «Для меня было бы прилично иметь 5 тысяч евро в месяц. Это я рассчитала, анализируя свои нынешние траты и хотелки. Я бы сняла хорошую квартиру в центре Вильнюса, не отказывала бы себе в еде и при выборе заведений. Вряд ли бы я тратила на одежду — разве что на винтаж. Очень много спустила бы на путешествия. Часть денег отложила, но без конкретной цели.

Пока есть только понимание большой цены для какого-то конкретного предмета — типа, сколько я могу потратить на конкретную вещь и решить, что спустила кучу денег. Например, 30 евро на футболку — много, я столько не потрачу. Поесть в кафе за 20 евро — тоже дорого».

От $10 тысяч до $50 тысяч. Пятизначные суммы


Ян, 16 лет, школьник из Лиды: «10 тысяч евро — для меня ориентир, потому что моя любимая актриса зарабатывает столько за один съемочный день. Думаю, это очень много. Я бы радовался такой сумме, даже если бы всего раз в жизни столько получил. Вложил бы в недвижимость: если в старости обеднею, смогу сдавать квартиру. А если десять тысяч евро каждый месяц, то купил бы дома в разных странах и постоянно останавливался там в путешествиях, чтобы экономить. Еще купил бы украшения, одежду и билет на Met Gala. Правда, не представляю где нужно работать, чтобы столько получать, — наверное, надо быть публичной персоной».

Любовь, 27 лет, сейлз-менеджер, живет в Португалии: «Действительно много — 15 тысяч долларов. В будущем хотелось бы, чтобы у меня зарплата была как минимум на таком уровне, но пока это мой ежемесячный доход, умноженный в несколько раз. Если бы такие деньги оказались на руках прямо сейчас, я бы купила развивающие курсы и программы. Часть вложила бы в длительное обучение, что-то — отложила. Съездила бы в Рим и остановилась бы там в действительно хорошем отеле на дней пять. Может, купила бы брендовую вещь — например, сумку за пару тысяч.

В Беларуси восприятие «больших денег» было совсем другим. Года три назад познакомилась с парнем, который зарабатывал четыре тысячи долларов, и считала, что он богач и может позволить себе все в этом мире».

Агата, 33 года, врач из Минска: «Много — это 30 тысяч долларов. Но хочу это на руки целиком. Частями получать неинтересно, потому что невозможно оценить масштаб суммы. Потратила бы на ремонт квартиры и покупку автомобиля. Больше не нужно. Моя зарплата в две тысячи рублей меня устраивает».

Ирина, 60 лет, пенсионерка из Барановичей: «30 тысяч долларов — это очень большая сумма. Положила бы на депозит в приличный банк, чтобы на пенсии моей не издохнуть. Не удивлюсь, если в какой-то момент наше государство решит ее не платить. На оставшуюся часть купила бы подержанную машину и сдала на права, чтобы к маме в деревню ездить».

Алена, 25 лет, художница из Минска: «50 тысяч долараў — вось такі замах. Выдаткавала б на ўласнае пасоўванне: новую камеру, паляпшэнне ўмоў майстэрні і творчасць. Частку б скіравала на дабрачыннасць ды на падарожжа для сябе і блізкіх. А штомесячны заробак хацела б пачынаючы з 3500 рублёў. Дадзеная сума пакрывае ўсе натуральныя і побытавыя патрэбы, і застаецца даволі вялікі адсотак, які можна марнаваць, як патрабуецца ў пэўны момант жыцця».

Шестизначные суммы — 500 000 евро


Алексей Леончик, основатель инициативы BY_help, Лондон: «Шмат грошаў — гэта тая сітуацыя, калі пра іх не трэба думаць. Каб можна было падняцца з месца і паляцець у Нью-Ёрк з Лондана, зняць там гатэль і спакойна сябе адчуваць. Гэта больш за 200 тысяч еўра, калі казаць пра канкрэтныя сумы. Але я ніколі не думаў пра лічбы. Галоўнае — каб я мог рабіць справы, не зважаючы на грошы. Мой даход дазваляе не вельмі клапаціцца пра фінансы, але зусім не думаць пра іх не атрымліваецца. Праца ў BY_help на маё меркаванне не асабліва ўплывае, бо грошы фонда — гэта не мае сродкі, і я іх ніколі сваімі не лічыў. У мяне і да BY_help быў нармальны даход, але з ім стала трошку лепш, бо я пачаў даваць кансультацыі па фандрайзінгу».

Александр, 47 лет, логопед, живет на Кипре: «Большие деньги — 500 тысяч долларов. Сначала потратился бы на здоровье: первым делом — зубы. Потом обустроил бы дом и купил новую машину. Часть вложил бы в бизнес: хочу открыть свою школу развития речи. Но чтобы поддерживать все это в хорошем состоянии, нужно еще и доход приличный иметь. Пять тысяч долларов в месяц было бы хорошо, даже с излишком — смог бы иметь сбережения. Откладывал бы детям на будущее, их у меня трое».

Кристина, 25 лет, журналистка, живет в Польше: «Большая сумма начинается с 500 тысяч евро. Миллионы — это вообще что-то сумасшедшее. Просто потому, что я пока не могу представить такие деньги у себя на руках или в копилке. При этом даже 400 тысяч евро могу визуализировать — понимаю, какую квартиру можно на них купить. Но это ситуация на данный момент. Помню, как еще пару лет назад я в своих целях на год писала «зарабатывать тысячу рублей» и считала это невыполнимой задачей.

Нужно просто не бояться мыслить по-богатому. Если бы такие деньги были у меня прямо сейчас, я бы их вложила в недвижимость. Купила бы себе квартиру. Не знаю где, но точно не в Беларуси, потому что вложиться в недвижимость хочу с прицелом на кэшбэк — чтобы сдавать ее или перепродать подороже».

Миллионы — рекордные суммы. И только от беларусов, которые живут в Штатах


Андрей, 23 года, официант, США: «Много — это миллион долларов. Просто потому, что я сейчас таких денег заработать не могу. Будучи студентом и работая в индустрии общепита или ритейла, это просто невозможно. Нужно совсем другое окружение, другие обороты денег вокруг. Это понимание у меня появилось, когда я переехал из Минска в Штаты. Живя с родителями, я особо и не старался получать деньги — разве что на летних подработках. Тогда и тысяча долларов для меня была деньгами всего мира. Сейчас я столько зарабатываю за неделю в ресторане — иногда даже больше выходит. Если бы на меня сейчас свалился миллион, купил бы недвижимость, поставил бы виниры или брекеты, купил машину — закрыл бы базовые штуки. Потом съездил бы в путешествие. Оставшиеся деньги инвестировал бы в надежные проекты. Если думать реалистичнее, то 15 тысяч долларов в месяц — это хорошие деньги. Когда зарабатываешь шестизначные суммы, можешь жить с комфортом в любой стране мира».

Ксения, 24 года, студентка, США: «Много денег для меня — это миллионы. Думаю, 1.5-2 миллиона долларов — та самая сумма, которая позволила бы обеспечить комфорт с излишеством мне и моим родным. Подсчитала исходя из того, что хочу себе и родителям приличный дом купить (родителям — у моря!) и наконец отправить их на пенсию. Средняя стоимость дома на островах Италии — в районе 500 тысяч долларов, а в Калифорнии (поближе ко мне!) — около 750 тысяч долларов.

Миллиона еще с лихвой хватило бы мне на учебу, машину, путешествия, брекеты, бабушку на отдых отправить, сыграть свадьбу с моим молодым человеком. Я не видела семью уже год, а дальних родственников еще дольше, поэтому мечтаю всех собрать у себя на большой свадьбе! 

Лет шесть назад казалось, что сотни тысяч долларов мне хватит на всю жизнь. И дом куплю, и спорткар, и путешествовать буду. Прожив два года в США, понимаю, что была по-детски наивна. Здесь появилось ощущение, что возможно все, а «большая сумма» стала намного больше. Только на учебу мне присвоили более ста тысяч долларов в грантах, и я все равно не на бесплатном.

В Беларуси я думала, что зарабатывать тысячу долларов в месяц — это очень прилично. Сейчас эта сумма лишь немного больше той, что я плачу за аренду квартиры каждый месяц. «Много денег» здесь — это семь цифр». 

Владимир, 30 лет, работает со стартапами в сфере айти, США: «Большая сумма — это 11 миллионов долларов. При грамотном вложении она позволит купить дом мечты и провести всю оставшуюся жизнь, полностью посвящая себя семье, друзьям и знакомым, при этом не теряя деньги и чувствуя себя уверенным. Если говорить о годовом доходе — 500 тысяч долларов. Это позволит не отказывать себе в бытовых запросах и потребностях, путешествовать куда и когда захочу, жить абсолютно в любой части США с комфортом.

После переезда в США такие деньги уже не кажутся мне чем-то фантастическим. При желании и упорстве здесь можно добиться почти всего и заработать очень много. Еще жизнь в штатах научила меня рассуждать о том, как можно и нужно тратить деньги. В Беларуси все мои траты «больших сумм» были единоразовыми: накопил — отдал, получил что-то. Теперь подход у меня другой: вложения и инвестиции. Я перестал бояться кредитов и даже начал находить для себя плюсы в них».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как так получилось, что у фермеров рентабельность побила айтишную, а колхозы страдают?

Деньги • Алексей Гулицкий

В стране все падает и только фермеров становится больше (нигде в другой сфере). Вы наверняка офигеете вместе с KYKY, но рентабельность фермеров (22.6%) выше, чем у айтишников (18%). Уступают только банкирам. И еще токены выпускают. Вот вам три монолога фермеров, как они сами объясняют это чудо.