Сама лаборатория Научно-практического центра очень маленькая. По словам сотрудников, это не место, где совершаются научные открытия, хотя пробирки и колбочки там тоже стоят. Зам.директора Научного центра Александр Шепшелев рассказывает, что идея напитка из картофеля возникла еще в 80-е года прошлого века, тогда встал вопрос о переработке отходов картофельного производства. Ученые стремились переработать очистки для корма скоту:
«Ну и что с ними делать? Не выбрасывать же! Поэтому и появилась задача найти им применение. Этим вопросом в те годы занимался институт картофелеводства, сейчас его уже нет. Там проводились разные вариации с картофельными очистками, а потом случайно продукт попал к микробиологам. Они попробовали провести ферментацию, поварили, добавили туда одного, другого, третьего — и продукт получился хороший», — говорит Александр Шепшелев. Нейминг, как это обычно и происходит, проводился после разработки проекта. Научный коллектив провел дегустацию, предложил различные имена, остановились на «Миколе». Александр Шепшелев говорит: «Микола» — наш ответ «кока-коле», но здесь, в отличие от зарубежного напитка, не присутствует ортофосфорная кислота, которая со временем разъедает нержавеющий метал и уничтожает зубы».
Как делается напиток: немного химии
Научный сотрудник Ольга Колоскова рассказывает, как делают картофельный концентрат, который является основой продукта, и почему у напитка вкус хлебной корочки: «Картофель разваривают под давлением до полужидкого состояния, чтобы достать содержимое из каждой клеточки картофеля. Потом из крахмала образуются сахара, из белков — кислоты, а дальше продукт фильтруется и упаривается. Чтобы придать ему темно-коричневый цвет и характерный аромат, проводится процесс термообработки — точно такие же вещества образуются при выпечке хлеба или жарке». Готовый вязкий и густой концентрат имеет темно-коричневый цвет. Он характеризуется ароматом корочки ржаного хлеба и чуть карамели. Купажный сироп в дальнейшем разливают в бутылки, а они заполняются газированной водой. Кроме самого концентрата, в составе есть лимонная кислота, сахар и в нашем случае тмин. Вообще разработчики пробовали от 20 до 30 разных трав, и у напитка есть разные версии.
«Как показали исследования, можно использовать даже картофельные отходы, например, те, что остаются от производства сухого картофельного пюре», — добавляет научный сотрудник Анна Демянович. По ее словам, лучше всего подходят такие сорта картошки, как «Рагнеда», «Ласунок» и «Журавинка».
Первоначально напиток имел срок годности в 30 дней, и торговые сети просто отказывались брать его на реализацию, а потому академия наук некоторое время работала над увеличением срока хранения, пытаясь соблюсти максимальную натуральность продукта, иными словами — чтобы не превратиться в ту самую колу с ортофосфорной кислотой. «Мы стремились сохранить натуральность, поэтому решили задачу не добавлением химии, а путем проведения пастеризации (процесс одноразового нагревания продуктов или веществ до 60 °C в течение 30 мин — прим. ред.)», — говорит Александр Шепшелев. При пастеризации свойства продукта сохраняются, а микрофлора удаляется. Причем, срок хранения в лаборатории не стремимся увеличивать еще больше. Полгода — вполне прилично для натурального напитка, который могут пить все: от пенсионеров до школьников.
Правда ли, что «Микола» работает как «Альказельцер»
Есть еще одна категория, которая может потенциально заинтересоваться «колой из картошки». Ходят слухи, что «Микола» помогает от похмелья. Александр Шепшелев развенчивает миф: «Это заблуждение пошло из одного интервью, где мы рассказывали о том, что для улучшения вкуса и аромата обогащали наш квас экстрактами трав, в том числе травой иссоп, которая обладает антипохмельным действием. Услышав об этом, обыватель решил, что напиток будет всецело излечивать от похмелья. Это не совсем правильно, потому что экстракта совсем немного, и свойства, которыми обладает трава, не переносятся на сам напиток в общем объеме. Чтобы говорить о таком свойстве нашего «Миколы», необходимо провести дополнительные исследования хотя бы на животных». Научный сотрудник Анна Демянович добавляет: «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении проводил тест нашего напитка и дал заключение, что продукт не влияет на здоровье человека, он просто освежающий и прохладительный. Даже если выпить сразу два литра — ничего не произойдет, плохо не станет».
Сомелье Алексей Михальчик дегустирует картофельный напиток
«Вкус напитка может звучать по-разному, все зависит от того, как вы будете его пить: я советую употреблять его в хорошо охлажденном состоянии и пить из широких кружек. Широта бокала придаст большее удовольствие от напитка. Если же пить его теплым, то появится приторная сладость — напиток никакого удовольствия не доставит. В ходе дегустации я разбавил напиток водой для имитации льда, мне стало намного приятнее его пить. Вкус сладкий с кислинкой, с газами тоже все нормально, они не работают против человека.
После дегустации «Миколы» нет характерной для газировок отрыжки. Он пьется достаточно легко, но некоторым людям может показаться, что он чрезмерно сладок. Хочу отметить тот факт, что пенный мусс в этом продукте достаточно плотный, а чем плотнее пенный мусс — тем выше качество.
В данном случае мы знаем, что это натуральный продукт, и качество у него на высоком уровне. Послевкусие определенно есть: это аромат жженой карамели. Где-то чувствуется тмин, есть хлебные ноты, ощущается что-то поджаренное, запеченное, присутствуют бальзамические ноты. Вкус, скорее, приближен к квасу, нежели к кока-коле. Я бы, конечно, сделал его менее сладким, понизил яркость кислинки и чуть уменьшил газообразование. Возможно, более лайтовый вариант с характерной кислинкой был бы более уместен — это отличало бы его от всех остальных аналогичных продуктов. Но продукт все же вкусный и наверняка понравится большинству людей в нашей стране, его всецело будут покупать —в этом я не сомневаюсь.
Его не нужно смешивать с алкоголем, хотя запивать им и будет хорошо. Он может подойти к качественному самогону, хреновухе, медовухе, различным ягодным настойкам и, безусловно, к водке. Но смешивать крепкий напиток и напиток «Микола» в одном стакане не нужно: испортится и одно, и другое.
Глядя в глаза людям, которые нам рассказывали о продукте, понимаешь, что такой напиток создается руками добрых и порядочных профессионалов, которые определенно знают свое дело. Наконец-то в Беларуси появится что-то свое. Не алкогольный напиток, а безалкогольный из картофеля, по сути 100% натуральный продукт. Единственным пожеланием будет поработать над маркетингом, может быть, изменить этикетку. Но мне понравилась ответственность: это продукт, который создан не при какой-то шарашкиной конторе, которой лишь бы сделать и продать. В производстве применили времена и опыт. Утверждать, что он подойдет всем, — я не буду, но что он имеет место быть — соглашусь».
Сколько стоит производство продукта и как начать его продавать
После демонстрации разработки в Брянске на «Дне поля» про белорусскую «газировку из картошки» написали все российские СМИ. По словам создателей, продукт полностью готов. Но в продажу он, к сожалению, еще не поступил. Сотрудники академии наук объясняют это отсутствием средств на маркетинг и рекламу, а также тем фактом, что предприятия, которым было предложено наладить серийный выпуск продукта, пока не были готовы. «На сегодняшний день мы все еще пробуем выпустить товар на прилавки, сейчас предприятия подсчитывают насколько им это выгодно. Стоимость продукта невысокая. Чтобы продемонстрировать товар на выставках, мы выпустили партию напитка за счет научного центра на Минском заводе безалкогольных напитков. Себестоимость 2-х литровой бутылки вышла в 10 тысяч рублей». По словам создателей, сейчас они проводят переговоры в том числе и с российскими предприятиями о выпуске товара. А пока ученым приходится думать над тем, как сделать колу из картошки еще лучше, чтобы, по словам Александра Шепшелева, «напиток не устарел и не канул в лету».
Выслушав ученых, сомелье Алексей Михальчик предложил разработчикам вернуться к первоначальному сроку годности в 30 дней и позиционировать напиток как лицо негазированной продукции Беларуси. По его мнению, во многих барах и ресторанах эксклюзивный белорусский напиток хорошо бы покупался туристами из разных стран. Но научные сотрудники были уверены, что такой маленький срок хранения совершенно невыгоден и предприятия просто откажутся производить продукт, потому что будут бояться пролететь с прибылью:
«Когда срок хранения был всего 30 дней, торговые марки не смотрели в нашу сторону и не хотели с нами разговаривать, да и заводы тоже. Они произвели продукт, а потом куда его? Магазин не берет, и выручки, получается, нет», — не согласна Анна Демянович.
«Просто все должны понимать, что вы сделали. Есть и сыры, которые портятся через две недели, но их везут из Италии, потому что они востребованы!» — пытается переубедить женщин Алексей.
«Прежде всего, нужна реклама, какой бы продукт не был хороший. Если нет рекламы, он пролежит на полках, никто его не возьмет. А реклама — это деньги», — стоит на своем Анна Николаевна.
Александр Шепшелев добавляет: «Мы не коммерческая организация, наша цель — разработать максимально натуральный и полезный продукт, а не заработать много денег. Конечно, сегодняшние реалии наталкивают на то, что нужно улучшать экономику, но если мы переключимся только на получение дохода, то станем обычной организацией, которых довольно много в республике».