«Трудность интернет-бизнеса в том, что ты не можешь быть CNN на протяжении двадцати лет»

Деньги • Михаил Дорошевич
«Из-за политических и экономических рисков белорусский интернет никогда не был золотой силиконовой долиной, усеянной миллиардами небелорусских рублей». Интернет-исследователь Михаил Дорошевич рассказывает, почему легенда байнета портал Open.by прекращает существование 1 января 2015 года.

Правда ли, что когда tut.by еще не было в помине, open.by был отцом белорусского интернета?

Я бы с отцами был поосторожнее, потому что природа интернета такова, что тут в принципе не может быть одного отца. Но, разумеется, вклад «Открытого контакта» в развитие белорусского интернета не подлежит сомнению, хотя бы по причине того, что они занимались доменной зоной .by с момента ее создания в 1992–93 годах. Надо сказать, что еще в 1996 году интернет стоил $3 в час, а количество юзеров было всего 1100. В начале нулевых их уже было от 20 до 60 тысяч (сегодня это один день трафика среднего сайта), а уже в 2003 году начались разговоры об одном миллионе пользователей интернета в Беларуси.

Если возвращаться к истории, то в 1996 году Андрей Иванов, основатель и владелец «Открытого контакта», позвал меня заниматься порталом Open.by. С Андреем мы всегда рады друг друга видеть и говорить, но вместе с тем, всегда расходились в понимании того, как развивать интернет. Это и было одной из причин того, что я не ушел в «Открытый контакт» (я в то время работал преподавателем, зарплата, которую предложил Андрей, была вполне серьезной и более чем конкурентоспособной). Наше расхождение с Андреем заключалось в том, что он считал: нужно создавать один огромный мега-портал Open.by. Я же думал, что если мы говорим про природу интернета, то нужно способствовать созданию как можно большего количества различных сайтов (так и произошло: уже в 2001 году та же поисковая система Open.by индексировала 5 тысяч белорусских сайтов). Но для меня по-прежнему большая честь — тот факт, что Андрей предлагал с ним работать.

В середине 90-х «Открытый контакт» стал регистратором доменной зоны.by, и уже в 1995 году доменные имена.by второго уровня стали недоступны. Вы могли зарегистрироваться только на домене третьего уровня: скажем, .minsk.by или com.by — чем больше точек в имени, тем ниже уровень. Даже крупнейшие банки на тот момент имели домены третьего уровня. Домены второго уровня стали доступны в 2000 году. Как тогда казалось, многие сладкие имена попали в топ лист, что вызывало недовольство в сторону «Открытого контакта». Но у Андрея Иванова была такая позиция: его компании надо зарабатывать, плюс он держит топ доменов для своих будущих проектов. Именно с 2000 года стало возможным появление таких сайтов, как Tut.by, Onliner, Naviny.by. Возможно, сам сайт Open.by приносил не очень много денег на фоне продажи доменных имен.

Золотые времена портала Open.by

Я нашел статью 2003 года с фотографиями, на которых видно, как выглядел Open.by на выставке ТИБО. На тот момент он был первым белорусским и сайтом, и агрегатором, и поисковой системой, и, естественно, историческим провайдером, то есть точкой доступа и узлом связи — они вмещали в себя полный комплекс. Процитирую новость: «Конечно, для большинства наших читателей „Открытый контакт“ — это владелец популярного ресурса Open.by, объединяющего газету, поисковую систему, каталог, магазины, чат и почтовый сервис. Газета опережает по популярности все белорусские онлайновые информационные ресурсы. К ведущему белорусскому поисковому сервису и рейтингу обращаются сегодня несколько тысяч уникальных пользователей в сутки. Три года тому назад компанией „Открытый контакт“ было разработано программное обеспечение, которое позволяет любому продавцу или владельцу магазина открыть свою торговую площадку в интернете… Сегодня системой пользуются более 80 независимых магазинов, в которых представлена широкая линейка товаров: от продуктов питания до квартир. Особым спросом пользуется радио-электронная аппаратура: СД, книги, GSM-телефоны».

Напомню: это был 2003, когда «Онлайнер» только начал создавать каталог. Но это был каталог уже на качественно новом уровне: вот точки роста, когда из абсолютно самодельных продуктов вырастали медиа. Это в общем нормальная практика: когда радиовещание начиналось, точки входа тоже были достаточно простые. Но вернемся к Open.by. У портала были разные периоды, одно время они сотрудничали с Белгазетой, редакция которой находилась в том же здании. Раньше не было практики, чтобы онлайн-ресурсы создавали редакции по 100 человек. Соответственно, партнерство было вполне нормальным.

Почему Open.by сдал лидерские позиции

Я думаю, что белорусская «конкуренция» забирает столько усилий, что порталу просто сложнее реагировать на вызовы времени. Разумеется, со временем каталоги и форумы обошли Open.by. Форумы требовали модерации, хотя (и это мало кто уже помнит) «тутбаевские» форумы стали популярны именно потому, что были в 2000 годы немодерируемыми — к 2002 году форум «Тутбай» стал безумно читаемым, хотя на сайте еще практически не было новостей.

В то время, когда портал Open.by был в лидерах, интернет в принципе был менее чувствителен для государства. Когда же интернет стал более значимым (к нынешнему моменту он является важнейшим коммуникационным каналом), естественно, к сайтам стало внимания больше. Хотя я не соглашусь с тем, что интернет всегда был островком свободы, как считает редакция KYKY — наоборот, к нему всегда было переоценённое внимание. Что происходит сейчас? С одной стороны, правительство пытается добиться лучших показателей в глобальных рейтингах, а с другой стороны, принимает не очень разумные решения в области регулирования. Власть прекрасно понимает, как регулировать телевизор и радио, но с интернетом, к счастью или к сожалению, они не умеют обращаться. Регулирование предполагает понятные правила. В ситуации с интернетом этот процесс требует вовлечение большого количество участников: правительство, бизнес, общественные организации, и попытка использовать такие же методы контроля, как для телевидения и радиовещания, приводит к не очень позитивным результатам (пример с Белапаном — один из них). Но это рассуждения уже не совсем про «Открытый контакт».

Есть версия, что Open.by в какой-то момент просто устали

Интернет — это хлопотно. Из-за политических и экономических рисков он никогда не был золотой силиконовой долиной, усеянной миллиардами небелорусских рублей. Поэтому когда ты годами (а здесь и вовсе десятилетиями) что-то делаешь, не понимая, сохранится ли у тебя этот бизнес, и что придумают конкуренты, возникает обыкновенная человеческая усталость. Кроме того, есть глобальные конкуренты, которых невозможно остановить указами, а у тебя ресурсов, чтобы успевать за ними, нет. С точки зрения экономики решение «Открытого контакта» резать хвосты — вполне нормальное и естественное. С точки зрения успешности бизнеса, может, эта санация даже улучшит их показатели, потому что количество доменов, которые они обслуживают, до сих пор огромно. У них есть успешные проекты, тот же shop.by остается крупнейшей интернет площадкой.

Сейчас компанией «Открытый контакт» занимается сын Андрея Павел, выпускник бизнес-школы ИПМ. Павел мыслит категориями бизнеса, а потому он вполне мог рассматривать это как ликвидацию убыточного проекта. Я предполагаю, они давно решили закрыть портал, просто по времени это совпало с тем, что сейчас интернет находится во «взвешенном» состоянии.

Как вообще делать бизнес на интернет порталах

Интернет-издание запускать относительно просто, но для того, чтобы это стало бизнесом, нужно задействовать те же процессы, что и офлайн: менеджмент и стратегическое планирование. К сожалению, в Беларуси нет венчурного капитала. Соответственно, ты создаешь СМИ сам за свои деньги и пытаешься его продать, но никто не рискует деньгами ради тебя. Есть, конечно, инкубаторы и стартапы, но инвестиционных фондов, которые могли бы поддерживать удачные проекты и пытаться вырастить компании, нет. Хорошо, когда есть специализация, как у того же «Варгейминга», или же нишевые СМИ. Например, Marketing.by занимается журналистикой, потому что у него аудиторией являются руководители проектов и подразделений, топ менеджмент и маркетологи. Вместе с тем «Маркетинг» не собирается стать порталом. На портал нужно все время тратить больше и больше денег, создавать свою редакцию, потом удерживать ее зарплатами. Есть вещи, которые сразу приносят деньги и те, которые не приносят — так зачем вкладываться?

У белорусского интернета есть еще одна серьезная проблема. Он находится в одном кириллическом пространстве с русским интернетом, чего, скажем, нет у балтийских стран.

Да, там люди пользуются mail.ru и Одноклассниками, то есть трансграничная природа интернета сохраняется, но среди сервисов в Латвии по-прежнему одни из самых популярных ресурсов — локальные, например, социальная сеть Draugiem. И тут мы подходим к очень важному моменту: нужно ли держать и развивать проект и быть сотым «оунером» или же лучше отпустить его в свободное плавание? Но если мы начали играть экономическими терминами, то давайте позанимаемся моделированием. Предположим, в какой-то период компании «Открытый контакт», которая, как мы видим, в 2003 году включала в себя все: домен, хостинг, почту и сам портал, выделила бы этот портал в отдельную компанию, сделала ее акционерным предприятием, поделилась со стратегическими инвесторами, чтобы были деньги — может, это позволило бы сохраняться большим порталом?

Ведь чем больше сильных игроков, тем лучше рекламодателю и пользователю, потому что тогда больше оригинального контента, а не простая агрегация. Но для этого ведь необходимы лучшие экономические условия и меньше административных неопределенностей.

Правда в том, что у каждого времени свои лидеры, и в этом заключается трудность интернет бизнеса: ты не можешь быть CNN двадцать лет. Свою долю на рынке сохранишь, но до бесконечности ее увеличивать невозможно. Можно, конечно, бежать быстрее рынка, но для этого все время нужны ресурсы, чтобы тратить, не оставляя себе на шикарную жизнь. Есть и другой способ быть на гребне — лоббировать наилучшие условия, используя государственные рычаги. Чтобы оставаться лидером, тебе нужна или честная конкуренция, или конкуренция с использованием государственных рычагов, потому что глобальные механизмы у нас не действуют.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сколько стоят белорусские рок-группы

Деньги • Дмитрий Мелеховец

«Музыкант должен быть бедным, больным и бездомным. Нет, музыкант вообще ничего не должен», - пела хиппи Умка. Редакция KYKY поговорила с организатором концертов белорусских групп, чтобы выяснить, сколько они зарабатывают на музыке.