Причин эмиграции три: системный кризис, отсутствие перспективы и посадки. Хотя каждой из них достаточно, чтобы валить. Новости идут одна за одной: Юрий Чиж и оба Япринцева в тюрьме, Евгений Баскин вышел, выплатив государству ущерб и так далее. Всё от безысходности. Радикальные меры призваны закрыть дыры и заплатить по долгам. Не будем забывать о том, что промышленные гиганты банкротятся, калий упал в цене, с нефтью – дно. Белорусская экономическая модель is over. В государстве никогда не было сильных стратегов, никто из чиновников не рассчитывал свои действия дольше, чем на полгода вперед. Пришло время собирать камни, ну, или как пишут в соцсетях, стричь овец.
Помните собаку Павлова? Любое живое существо поддается дрессировке, а бизнес – и вовсе не идиот. Теперь у всех перед глазами предельно понятная схема работы в Беларуси: ты зарабатываешь, тебя сажают в тюрьму, ты платишь деньги – выходишь. Примеры? Пожалуйста – на самом топовом уровне. Сломать схему можно, только вовремя свалив за границу. И мы имеем далеко не две-три реальных истории. Просто медиа о более мелких собственниках бизнесов писать не интересно: одно дело – Чижа посадили, и совсем другое – директора маленького предприятия.
Но если начинают сажать с крупного и приближенного к власти бизнеса, то рано или поздно придут ко всем.
Юрия Чижа посадили за то, что он выводил деньги из страны, якобы в уплату за пользование товарным знаком третьим лицом. Как в Америке, где куча брендов зарабатывают на франчайзи. Что нелегального сделал Чиж, который получал деньги за свою торговую марку? Ничего. Может, кроме того, что деньги обналичивал его водитель.
Но ведь это его деньги, пусть зарабатывает! Если государству обидно, потому что «я тебе дал зарабатывать, я и убью», то это проблема государства. Надо помогать не избранным, а создавать всем бизнесменам равные условия. И редактировать законы таким образом, чтобы невозможность пользоваться некой налоговой схемой была прописана на бумаге.
И если бы в Беларуси была независимая судебная система, совсем не факт, что суд в случае с Чижом принял бы решение в пользу государства. А пока – весь бизнес каждый раз с интересом и содроганием ждет новости: какая еще схема работы признана криминальной. И после обнародования, самолеты упаковываются ее последователями, которые ждут за границей выяснения обстоятельств: есть ли к ним претензии или это сугубо индивидуальный подход.
Кто зарабатывает в Беларуси
Многие считают, что Чиж – не совсем бизнесмен, скорее, человек, удачно встроившийся в систему нефтетрейдинга. Если внимательно прочитать биографии и рейтинги белорусских олигархов, станет ясно, что в Беларуси огромное количество бизнесов приближено к государству посредством контактов и связей, и зарабатывают на них. Начать с нуля и попасть в сотку шансов немного. И правила игры для всех разные. По-простому: есть рестораны, которые могут три месяца работать без лицензии, а есть те, к которым на следующий день после открытия придет инспекция. Поэтому и бизнеса Чижа не жаль. Жаль самого Юрия просто по-человечески, но это другая история.
Если ты хочешь заниматься бизнесом, ты должен понимать, что в Беларуси возможности не равны. За границей они точно так же не равны, но по объективным причинам: ты не являешься носителем языка, у тебя нет друзей, деловых и личных контактов. Вместе с тем, любую вменяемую идею реализовать в Штатах намного проще, чем здесь – открыть балетный класс, бар, продавать энергетические батончики или хенд-мэйд в лавке. Конкуренция выше, но и возможности для быстрого старта безграничны. Единственные, кто может нормально чувствовать себя в Беларуси, – это бизнесы, завязанные на экспорт. Но они тоже порой попадают под удар.
Нет денег, нет перспектив
Еще в прошлом году большинство белорусских бизнесменов поняло, что их бизнесы не приносят прибыли в лучшем случае, в худшем (особенно это касается девелоперов, строителей, недвижимости) – в огромных долгах. Работаешь, нервная система рушится, а толку – ноль. Сколько можно продержаться на энтузиазме и любви к родине, если ты год от года тратишь все больше сил, ничего не зарабатывая? Обычно в этой ситуации людей стимулирует перспектива. Даже если в этом году мы не заработаем, то дальше что-то изменится, и бизнес пойдет в гору. Есть ли сегодня у предпринимателей такая перспектива? Нет. Белорусская схема дотационной экономики, зависимой от России, умерла.
Плюс ко всему ты еще можешь сесть в тюрьму за «преступные» схемы оптимизации налогов – собственно, за те вещи, которые еще недавно казались уместными и совершенно законными.
Со стороны кажется, все вышесказанное касается больших бизнесов, зависимых от государства. А малый никогда и не рассчитывал на госдотации. Но когда ты работаешь на потребительский рынок, тебе нужно, чтобы граждане имели возможность купить твой продукт. И развитие малого и среднего бизнеса в стране приводит к появлению огромного количества людей с хороший уровнем дохода. Этот средний класс поднимает внутренний рынок и дает развиваться другим бизнесам. Мало-помалу исчезает бедность, потому что даже учитель английского в школе может подзаработать, давая частные уроки тем, кто может за них платить. Любой частный бизнес завязан на состояние дел экономики.
Что может оправдывать постоянный геморрой и высокие издержки ведения бизнеса? Только заработки. Или светлое будущее. А когда заработков нет, экономический кризис косит ряды коллег, нервная система год от года все слабее, а в медиа читаешь лишь новости о посадках, тебе хочется свалить от всего этого куда подальше. Единственное, что сдерживает, – сложно понять, сможешь ли ты жить и зарабатывать за границей. Ведь там совсем другой уровень конкуренции, и большинство белорусов просто не уверено в своих силах. Но сейчас просто нет другого выхода.
Самый массовый отток начнется в следующем году, когда все увидят, что компании закончили очередной год в минус, или в лучшем случае – в ноль.
Сегодня экономика Беларуси находится в рецессии, но самое печальное – никаких изменений в позитивную сторону не предвидится. От государства не приходит ни одного четкого вменяемого посыла о том, что оно начнет устанавливать рыночные правила игры, реформировать экономику и делать хоть что-либо для того, чтобы благосостояние людей росло. Бизнес умирает без перспектив.
Куда валить
Бизнесмены будут выбирать себе страну согласно целям. Часть людей свалят в Вильнюс и Польшу, особенно те, кто готов жить в одной стране и пока еще пытаться работать в другой. Люди, у которых есть бизнес-партнеры в других странах, будут рассматривать возможность перебраться в страну партнера. Те, кто совершенно устал долбиться в стену, будут валить в спокойные страны, где можно жить за небольшие деньги. Не обязательно ехать в Великобританию, где все дорого. Можно купить и небольшой бар на пляже в Таиланде, по вечерам с интересом читать белорусские новости и чувствовать себя прекрасно в гамаке под зонтом. После обнародования «преступной схемы» Чижа очередная масса бизнесменов села в самолет. Бизнесмены перестали видеть перспективу. Она просто исчезла. А раз будущего нет, то значит, эту страницу в жизни можно закрывать и открывать новую.
Если год назад зарплата белорусов была под 600 долларов в эквиваленте, сейчас – около 300. Видимо, через год мы увидим на месте Беларуси очень забавную страну, больше похожую на своих латиноамериканских или (в худшем случае) африканских коллег. Средняя зарплата эквивалентна 100 долларам, население готово эмигрировать куда угодно, где есть работа. В этой же стране есть очень узкая прослойка людей с высокими доходами, а еще – группа людей, которые работают на заграницу. Причем, эта последняя группа постоянно уменьшается.
Государство добилось своего. Те, кого вчера с высоких трибун называли спекулянтами и вшивыми блохами, задумываются не о развитии бизнеса, а о том как бы свалить: закрыть все, продать активы и покончить с этим цирком.
Иллюстрации: Villejavat, Ben Giles, Joe Webb