«Мы не хотели выпускать ерунды»

Музыка
Совсем недавно минская группа «Slozhnie» выпустила свой первый альбом. КУ парни рассказали, по какой причине на их выступлениях постоянно летит техника, почему рэп стал скучным и что такое природный хип-хоп.

Experty.by за лучший дебютный альбом 2010 года.

Можно копнуть немного глубже и наткнуться на молодую минскую команду Slozhnie – у них 29 апреля вышел дебютный альбом «За шестым слоем», который красиво и логично подытоживает четырехлетнее существование дуэта, вместившее в себя много примечательных событий: от кооперации с, кажется, все-таки живым Гуфом до набравшего почти двести тысяч просмотров видео на композицию «Прибыл и отбыл».

На обложке пластинки в придуманном геологическом срезе смешиваются гитары, подводные воды, книги, какой-то пугающий чернозем и собственно само название группы, как будто высеченное на граните; землю эту топчут четыре уверенные ноги, и подразумеваются тут участники дуэта, сомнений нет. Альбом вызывает смешанные чувства и определенные сложности в понимании: продраться сквозь раскидистый вязкий нарратив группы с первой попытки бывает непросто, в нем вязнешь, будто в киселе, но есть ощущение, что это только к лучшему - этот почвеннический, словно сбросивший золотые цепи и выехавший за кольцевую дорогу хип-хоп вступает в идеальный брак с ядовитым напряженным речитативом и своеобразной манерой рифмовки, технически близкой к какому-то психотропному буриме – все разом производит весьма могучий эффект и должный цимес.

Slozhnie устроены по принципу классической мануфактуры с разделением труда. На вахте бита дежурит человек по прозвищу Муравей: он рисует гулкий низкотемповый узор, который в отличие от трудно воспринимаемой читки не доставляет слушателю особенных хлопот; этот бит темнит нуарными отзвуками, бухтит низменным басом и порой разбавляется старомодным скретчингом, давно ставшим для передового хип-хопа чем-то вроде моветона. Второй участник дуэта, Du Fu (в другом варианте – Damad), придумывает для этой музыки содержание: его тексты наполнены разложенной на атомы неуловимой философией, нередко редуцируемой до мимолетных, как будто случайных рифм; отрицалово и бравада здесь подменяются гуманистическим началом (но это то добро, что по-прежнему с кулаками), а редкий матерок кажется не более чем обязательной данью хип-хоповому этикету, слишком долго отмерявшему качество по числу произнесенных «fuck» и «bitch» за единицу времени.  

обл

Из-за вязкой фразировки тексты группы иногда кажутся избыточной абракадаброй, нагромождением всего того, что плохо лежало, но это, конечно, не так: за ними прощупывается терпение и труд, им в конечном итоге хочется если не поддакивать, то уж точно не перечить - ну так, на всякий случай.

 

Антон (Муравей):

C Максимом мы познакомились в 2007 году, первое осмысленное выступление было в Молодечно летом 2008. Эти четыре года мы, можно сказать, копили деньги, собирались с духом, искали подходы друг к другу, чтобы в конечном итоге все слушалось гармонично. Все это время мы постоянно что-то записывали, выкидывали в Интернет какие-то отдельные треки, синглы, но до записи альбома руки не доходили, никак не могли собраться. Мы не хотели выпускать ерунды, если нам что-нибудь не нравилось, мы не могли оставить это и не переделать - хотелось получить более-менее качественный продукт и думаю, во многом удалось. На диск не попала наша вещь «Прибыл и отбыл», на которую мы сняли видео. Почему? Этот трек просто не вписывался в альбом, и мы решили не включать его; мы хотели абсолютно новую работу, с отдельной концепцией.  На диске есть трек «Байки у костра», он можно сказать, синонимичен «Прибыл и отбыл», продолжает в некотором роде эту историю.

мура

Муравей           

В музыке я использую все, что на ухо ложится: нахожу много интересных сэмплов из 70-х, 80-х - это может быть совсем крохотный кусок; иногда я вырезаю полторы секунды из одного трека и секунду из другого, на это потом накладывается бит и бас и получается обыкновенная петля «четверка». У меня сейчас в плеере много разной музыки, есть много экспериментальных вещей. Нередко слушаю свои же биты в наушниках, но это нужно для создания музыки: мне важно слышать их чаще, чтобы понять, что добавить, что убрать - такая происходит работа, когда идешь по городу. Дома делаю для себя подборку из любимой музыки, это может быть все что угодно, вплоть до группы «Чайф».

Много кто пишет и говорит сегодня, что мы похожи на «Песочных людей», но я стараюсь на этом не заморачиваться. То же самое мы делали в самом начале, у нас была такая же манера, просто почему-то сейчас все стали говорить про эту схожесть. Мы к ним уважительно относимся, все в порядке, но у нас никогда не было мыслей что-то позаимствовать, перенять у них, и это все немного обидно, потому что сами «Песочные люди», когда приезжали в Минск, говорили, что мы абсолютно на них не похожи.

Сейчас рэп стал скучным: на сцену выходит человек, просто читает в микрофон под минус и народ по инерции раскачивается. Но это же концерт, за него люди платят деньги, надо добавлять что-то новое, интересное. Есть команда из Питера, OM Lab, я c ними познакомился недавно. Эта группа внедряет какие-то клавиши, электронные инструменты, и это интересно: стоит человек и рядом, например, драм-машина валит живьем бит. Возможно, мы придем к этому со временем, может, будет что-нибудь еще в том же духе.



Максим (Du Fu):

Я приезжал к Антону в гости и слушал его минусы, один из них был подписан «Сложный». Потом это так быстро влетело в голову, мы сами перестали замечать, как приклеилось это название, так что когда перед одним концертом нам пришла заявка, как назвать группу, другие варианты мы уже просто не рассматривали. С нами неизменно происходят какие-то косяки, и нам иногда кажется, что это как раз из-за названия группы - как корабль назовешь, так и поплывет. Постоянно проблемы с аппаратурой, куда бы мы ни попадали - везде летит техника. Можем диск забыть, не так записать что-то, может «винда» полететь ни с того ни сего на новом компьютере, клавиатура перестать работать, маршрутка сломаться по пути на концерт - одна большая смешная история. Можно, конечно, поменять название, но мы решили бороться – так намного интереснее жить.

Альбом «За шестым слоем» – это такой взгляд свысока, отвлеченный, может быть не уличный, а природный хип-хоп скорее. Это отдельное высказывание, дальше мы будем экспериментировать: сейчас ушло влево, потом пойдет вправо, потом вырастет другой отросток совсем другого цвета - мы хотим разбить по тематике, чтобы она менялась со временем, по текстам и по музыке. Я считаю, в том, что мы делаем, соединилось бесчисленное количество влияний, у нас много стилей и, думаю, многим может не понравиться наш альбом из-за некоторой вычурности. Может быть, слушатели помладше, до 18 лет, могут не воспринять того, что мы хотели внедрить в альбом, того, что мы, грубо говоря, задрочили за это время.

ду

Du Fu           

Я музыку сейчас не слушаю практически: появляется какой-то трек раз в полгода, я его затираю до дыр и потом месяца два снова ничего.  Сейчас меня вдохновляет больше литература, много читаю стихов, что-нибудь из классики. Лермонтов - мой лучший вдохновитель на данный момент, у него очень интересно расставляются мысли и слова, все доброе, приятное – мне это очень близко.

В какой-то момент мы сильно налегли на произношение и на дикцию: когда мы ездили за границу, нам сказали, что у нас очень яркий белорусский акцент. Мы решили как раз развить эту интонацию, эту белорускость что ли, которую замечают в речи соседние страны, пускай даже мы все равно поем на русском. Это как дополнительный бонус, который можно использовать.

Мы, если честно, почти не уделяем времени собственной раскрутке, то есть такого, чтобы прийти, сесть и обязательно что-нибудь написать про себя и куда-то отправить, нет. Возможно, это немного эгоистично прозвучит, но мы когда-то пришли к мысли, что все должно происходить само собой, без особого нашего участия. Я в Интернете вообще редко бываю, мне вот, например, до сих пор хотелось бы писать письма бумажные.

 

СЛУШАТЬ

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Она как Маяковский

Музыка

Анна Жданова, вокалистка группы Lilac, рассказала журналу КУ, что она думает о больших лейблах, трудном русском языке и незаинтересованности в молодых местных группах.