О фильме «Авель» я узнал по совсем крохотной статье на сайте Cinemotion от 17 января. Вот весь ее текст: «В Белоруссии началась подготовка к съемкам проекта „Авель“ режиссера-дебютанта Уильяма Девиталя, ранее работавшего каскадёром в фильмах „Блэйд 2“ и „Царь Скорпионов“. Автором сценария выступил россиянин Роман Макушев, а одну из главных ролей исполнит Эрик Робертс. Подробности сюжета пока не разглашаются, однако известно, что история затронет события 2010 года в Белоруссии. Бюджет фильма составит два миллиона долларов».
Я получил достаточно информации, чтобы не подпускать «Авеля» к чертогам разума, но меня попросили изложить свое развернутое мнение об этом проекте, так что я загуглил «авель фильм», расположил статьи в хронологическом порядке и, как оказалось позже, начал медленно угасать.
Сразу же отмечу, что я старался максимально адекватно реагировать на все прочитанное, но иногда это было невозможно. Первое упоминание о проекте случилось 8 сентября, когда драматург Андрей Курейчик выдал гомерически смешную статью, в которой и представил миру Сергея Ждановича, генерального продюсера «Авеля». В тексте Курейчик почему-то решил, что вся эта история — ответ администрации президента на «Жыве Беларусь!», а самого Ждановича выставил чуть ли не Дартом Вейдером нашей Империи.
Я готов поставить в рамку титаническую цитату: «Его (Ждановича) называют в числе самых приближенных к администрации Лукашенко коммерсантов». Если без шуток, то предсказуемо язвительная, переполненная кавычками, злобная статья не дала никакого представления о том, что же такое «Авель».
Продюсер фильма тут же опроверг все политические амбиции проекта, объяснив, что его продюсерский центр просто-напросто выиграл государственный конкурс и получил около $2.000.000 на производство. Также Жданович рассказал, как они «деликатно» увязали притчу о Каине и Авеле с новейшей белорусской историей. Режиссером фильма хотели видеть Александра Котта. В тот же день, 8 сентября, впервые упоминается треклятое словосочетание «мировая звезда класса, А».
24 сентября всё становится ясно. В интервью TUT.BY Жданович называет имена американских участников производства «Авеля». Постановщик трюков — Уильям Девиталь, «который ставил трюки в фильмах про Индиану Джонса».
Я понимаю, что создателям хочется чаще упоминать громкие фильмы и прочее, но мистер Девиталь участвовал только в одном, последнем фильме про Инди, «Королевство хрустального черепа», где его даже в титрах не обозначили.
Не проще было сказать, что этот человек был каскадером в «Д'Артаньяне и трех мушкетерах» или в «Человеке с бульвара Капуцинов». Это ведь гораздо интереснее, и к тому же чистая правда! А за ремарку «Сергей (Жданович) поделился, что постановщик трюков хочет получить „Оскар“ за работу в белорусском фильме» мне было бы стыдно. Далее несколько имен американских каскадеров, которых знают только каскадеры и — БУМ! — Эрик Робертс!
Вот он, обещанная «звезда класса, А», который за последние два года снялся в шестидесяти фильмах, среди которых такие шедевры как «Мертвецы хотят женщин», «Крутой кот находит пистолет» и прочие. И да, в этом году мы увидим его в долгожданном продолжении «Человеческой многоножки». Но и это еще не все. Будет еще звезда! Ее имя долгое время держалось в секрете, а в декабре прошел слух, что это Мила Йовович. Минкульт, как поведали продюсеры, основным критерием того самого «класса, А» выдвинул номинацию на «Оскар».
Что ж, 28 лет назад Эрик Робертс свою номинацию на «Оскар» получил, а четыре номинации на «Золотую малину» Милы, видимо, можно считать за одну оскаровскую. Из дальнейших интервью и статей выясняется следующее:
О сюжете
— Жанр — боевик-триллер (в некоторых материалах говорят «блокбастер»).
— Сценарист фильма — Роман Макушев, известный только тем, что окончил New York Film Academy.
— «Плошча» каким-то образом показана все-таки будет, но это «не более, чем эпизод в игровом фильме». Бело-красно-белые флаги никто на экране не запретил.
— Президента на экране не увидим, так как — помогите понять эту фразу — «Автор сценария не видел там президента с точки зрения возможности его участия».
— Судя по всему, «Авель» затронет и терракт в метро.
О производстве
— Эрику Робертсу даже не нужно приезжать в Минск. Все эпизоды с его участием будут сняты в LA. Однако он якобы очень хочет посмотреть Беларусь и приедет-таки.
— Русскоязычный каст следующий: Владимир Гостюхин появится в «достойной» роли, одного из братьев сыграет ТВ-актер Руслан Чернецкий, второго — Евгений Шмарловский.
— Александр Котт не будет ставить «Авеля». Режиссером фильма назначен тот самый постановщик трюков Уильям Девиталь.
Просто забавные факты
— Основных продюсеров у фильма два. Юрий Игруша, очень напоминающий внешне Эдуарда Лимонова, имеет в послужном списке работу над картиной «В тумане» Сергея Лозницы, а также короткий метр «Туфельки», признанный на многих фестивалях. Сергей Жданович продюсировал певицу Владу, Владимира Ухтинского и «Звуки школ». Как они сошлись — загадка для меня.
— Жданович в интервью заявил, что хотел бы, чтобы фильм приблизился к коммерческому успеху «Сталинграда»… Без комментариев…
Выводом всего, что я прочитал о фильме «Авель», становится та самая крохотная статья от 17 января. Это всего-навсего проходной боевичок, снятый постановщиком трюков с Эриком Робертсом, которому уже давно глубоко плевать, где он снимается («Ковбои против динозавров» скоро на видео) и, возможно, Милой Йовович в роли украинской журналистки. Такими приемами в России пользовались лет 10 назад. Пусть бы так и было, но громкие заявления продюсеров о «новом кино Беларуси» и «звездах класса, А» — зрелище неловкое.
Во-первых, чтобы говорить о культурном скачке, Беларуси нужен свой Балабанов, который породит белорусских серебренниковых, вырыпаевых, бусловых и германов-младших. У нас когда-то был Пташук, сейчас никого. Во-вторых, таким дешевым пиаром, как мне кажется, можно лишь затянуть культурный и личностный рост жителей нашей страны. В общем и целом, мне неловко.
P. S. Официальный сайт фильма пока выглядит так: