А можно я сейчас поругаюсь?
1. Есть Беларусь. Небольшая, в общем, страна с 9,5 миллионами населения, которая является лидером по количеству получаемых Шенгенских виз в мире (в 2014 году если до 800 000 не было, то сильно удивлюсь). Процент отказов в визах — менее двух в общем и целом. Что такое два процента? В Штатах порог отказов, после которого можно начинать разговаривать о безвизовом режиме, составляет 3% (поправьте, если я не прав). То есть мало, тупо мало. Это означает, что беларусы ездят, возвращаются и становятся в новые очереди на визы.
Уровень грамотности 100%. Средний уровень зарплат, даже с учетом девальвецов, выше Молдовы, Сербии, Македонии (с которыми введен безвизовый режим) и очень сильно выше Украины, которая за этот безвизовый режим с ЕС общается. Неплохо образованные и предприимчивые люди, судя по количеству успехов в айти-секторе.
Но главное — количество отказов. Люди возвращаются в срок, законов не нарушают и тому подобное.
2. Есть такая страна Великобритания. Страна прекрасная по всем параметрам, кроме чрезвычайно уродской консульской системы и правящей партии, которая перед выборами сильно напоминает кого угодно из семейства человекоподобных, но только не политиков в европейской политике. Страна, которая чарджит за свои визы в разы больше шенгенских товарищей (Шенген стоит для беларуса с нынешним курсом 65 долларов, британская — 129), и при этом, видимо, не в состоянии обеспечить свои высокообразованные консульства персоналом, читающим на языках, где эти консульства работают. Почему? Все очень просто — потому что эта страна — единственная из тройки: США, шенгенских и самой себя — просит предоставить переводы документов на английский для неиммиграционных (!!поездочных!!) виз. Таким образом, к 129 долларам за визу надо смело накручивать стоимость времени, потраченного на перевод документов. Тут не 129 — тут все 300 долларов получаются.
3. Есть такое образование, как ЕС. Который думает, что, если запереть беларусов в границах своей страны, то они оперативно переубедят всех своих бабушек-дедушек, снесут к херам правительство и поставят новое, демократическое, с которым демократический ЕС сможет демократически разговаривать про отмену виз. Да вот только не могут пока снести беларусы своё правительство. И выезжать не могут вследствие виз в достаточном количестве, чтобы в стране образовалось большое количество сторонников проевропейского выбора. Потому что нет у бабушек 60 евро, а у работающих людей — времени стоять в очередях в консульства, которые работают не по вечерам, а в то же время, как все беларусы.
А потом товарищи с Запада удивляются: а почему же это перемены так медленны? Ах, да, забыл про манеру британского консульства забирать паспорта на необозначенный срок. А что, аборигены посидят без доков. Ведь, как сказала когда-то Тереза Мей: «Жизнь в Британии — уже награда».
А медленны они, потому что гладиолус. Потому что в Северной Корее они медленны. Потому что ЕС с Британией имеют возможность просто открыть границы, чтобы предоставить все возможности для сравнения российского и европейского пути. Но они выбрали возможность поставить всех в очереди. Только когда Северная Корея достигла критической массы людей, побывавших в Китае, тогда там что-то начало меняться в мировоззрении. Помог голод — люди ломанулись нелегалом в Китай, чтобы не распухнуть от жидкости, которая скапливается в тканях долго голодающего организма.
Мне вот интересно, когда и ЕС, и та же Британия наконец сообразят, что не они, а Wizz Air и Ryanair, Skype, Симпль и PolskiBus больше всего сделали для демократизации любой страны? Особенно Британия, в которую беларусов едет в год раз в пятнадцать меньше, чем в Шенген. Хотя, судя по три раза ку, которые Кэмерон раз в три минуты без штанов произносит перед Фараджем, доходить что-то там будет еще лет пятнадцать.