Раньше интернет в Беларуси рос и развивался быстрыми темпами по одной простой причине — здесь не было жесткой цензуры в ее первозданном виде. Теперь такая цензура есть. В субботу 20 декабря, за десять дней до нового 2015 года, произошло несколько знаковых событий. Следим за подробностями.
Во-первых, был ликвидирован домен «Онлайнер» в связи с нарушением законодательства о торговле. По совершенно другой причине отключили naviny.by, «Салiдарнасць» (gazetaby.com), а также заблокировали доступ к «Хартии» и «Белорусскому партизану» — если доменные имена у двух последних забрать нельзя, то домены в зоне .by ликвидируются запросто.
Вторым ключевым событием стало сегодняшнее совещание у Министра информации Беларуси. Лилия Ананич 20 декабря встретилась с руководителями негосударственных СМИ. На встречу были приглашены БелаПАН, «Народная воля», «Наша нiва», «Белорусы и рынок», «Комсомольская правда», Tut.by, «Ежедневник». Министр сказала редакторам, цитируем «Белапан»:
«В такие периоды, „время Ч“, все СМИ — и государственные, и негосударственные — должны работать на страну, а не против нее. В противном случае, предупредила министр, средствам массовой информации будут выносить два предупреждения сразу (по действующему законодательству за два предупреждения в течение одного года СМИ может быть закрыто)».
Короче, Министерство ждет от интернет СМИ полного послушания и самоцензуры: ровно того же, что уже случилось с печатной прессой, ТВ и радио. У негосударственных СМИ есть три выхода: либо мириться с ситуацией и становится полностью модерируемыми, либо ждать, пока отберут домен .by, либо нарушать указ № 60 и переносить свой домен в зону, неподвластную белорусскому государству, тот же .org или .com. Но в этом случае с высокой вероятностью коммерческую деятельностью придется вести за пределами страны. А под шумок, пока люди с полок сметают телевизоры, в стране окончательно принимается закон о СМИ, по которому прессой становятся блогеры, отказавшиеся удалить мат или другой контент, показавшийся Министеству информации незаконным.
Кажется, вся эта история является частью большого плана, и по сути, то же закрытие «Онлайнера» означает: власть пытается удержать относительно стабильную ситуацию на валютном потребительском рынке и избежать паники. Минторг вдруг из никому не известного министерства превратился в зловещую организацию, которая лихо закрывает магазины и интернет-порталы.
Не молчит и Совет министров. Сегодня своим постановлением он предупредил магазины, что если станут повышать цены и сокращать ассортимент, они будут закрыты. При этом Совет запретил закрываться без согласования с администрацией района — все это напоминает советские времена конца 80-х: очереди за хлебом, молочка по карточкам, не больше двух батонов в одни руки. Финансовый рынок контролируется не менее жестко.
Поскольку почти в каждом продукте, который мы покупаем в белорусских магазинах, есть импортные составляющие, такие меры грозят пустыми полками, либо кучей закрывшихся без согласования с Райисполкомом магазинов, либо же банальными убытками для бизнеса.
Интересно: если в России наступила просто общая жопа, и легли все, то в Беларуси ситуация другая — в ногах валяются самые зависимые, в стране нет равномерного попадалова для всех, и остаются те, кто даже выигрывает на ситуации, в частности государство, которое получает 30%-ный налог (а в реальности намного больший) и кучу политических дивидентов, а также официально припудренную картинку с курсом Нацбанка в 10 900.
Если в России официальным врагом избрана «гейропа» и Штаты, то в Беларуси на роль врага назначен белорусский бизнес.
С учетом всего происходящего создается впечатление, что дела в белорусской экономике совсем плохи. Потому что настолько жестко на потребительском рынке государство никогда себя не вело. В данный момент нас ждет масса ежедневных новостей: скажем, очередной магазин закрыли за сокращение ассортимента или интернет-магазин — за указание цен в условных единицах. Кажется, власть показывает свою силу финансовому рынку, бизнесу и интернет-ресурсам.
Идет показательная порка всех нарушивших намеки или прямые указания государства, а остальные должны вдохновиться этим примером и вести себя как зайчики. Посему: запасаемся попкорном, пока он еще не пропал с полок магазинов, и смотрим, что будет дальше — станет ли белорусский бизнес подвластен самоцензуре, или же бизнесмены предпочтут тихую спокойную жизнь: те, кто победнее, в столице Литвы, а те, кто побогаче, в столице Великобритании.
В конце хотелось бы заметить, что это все происходит в годовщину 19 декабря 2010 года, о чем не вспомнило ни одно СМИ, включая закрытые за сегодняшний день — да и белорусы были заняты покупкой третьего телевизора в дом. Тем временем, редакция KYKY намерена лично отправиться в магазин и купить ящик вина по старым ценам, чего и всем желаем в это милое, почти рождественское воскресенье.