«А где Оля? –У нее месячные, будет завтра». Менструальный отпуск — зло или выгода для женщин?

Боль • Ольга Кузеева

Менструальный отпуск в XXI веке — это зло или благо? В Испании считают, что благо, как и в некоторых польских компаниях, где его узаконили. Ольга Кузеева, PR-менеджер в IT-компании по совместительству колумнистка KYKY, думает иначе, и у нее на это пять причин, почему отгулы из-за менструации вредят работающим женщинам.

С чего все началось: в феврале 2023-го Испания первая в Европе приняла закон о «менструальном отпуске». Теперь испанки могут получить до пяти дней отгулов ежемесячно, если испытывают сильные спазмы, тошноту, головокружение или рвоту «по-женски». Оплачивать мероприятие будет государственная система социального страхования — так как, по мнению испанского правительства, подобные отпуска помогут «бороться со стереотипами». Когда закон приняли, министр по вопросам равенства Испании Ирен Монтеро, откровенная феминистка в левом правительстве, поздравила общество с «историческим днем прогресса в сфере прав феминисток». 

В Испании нововведение приняли неоднозначно. Некоторые политики, а также представители профсоюзов и женских организаций, выступают против закона, считая, что он как раз негативно отразится на женщинах — эти взгляды разделяет, в том числе, министр экономики Надя Кальвиньо. 

Краткий экскурс в историю: от менструальных отпусков в СССР до польских и беларуских компаний прямо сейчас

Сегодня страны, где разрешен менструальный отпуск или, как минимум, работа из дома в критические для женщин дни, можно пересчитать по пальцам. На Тайване дополнительно полагается отпуск до трех дней в год с сохранением половины зарплаты. В Южной Корее женщинам дается один день в месяц, но оплата законом не регулируется. Другие примеры — Япония, Индонезия и Замбия. 

А вот в Советском Союзе заговорили о менструальном отпуске еще в 1920-х. В 1922 году в журнале «Вестник труда» вышла статья, автор которой, некто Ц. Пик, описывал (или описывала) физические изменения, происходящие с женщинами в начале месячных, и приводил/а доводы в пользу отдыха в это время. К тому времени такая мера уже была принята в некоторых отраслях — например, декрет, выпущенный в январе 1922-го, давал работницам швейной промышленности двухдневный отгул в начале менструации (но не раньше, чем через 21 день после предыдущего) при предъявлении справки от врача.

Позже такую же практику ввели для представительниц артистических профессий — гимнасток, танцовщиц, акробаток. В январе 1926-го отдел охраны труда Наркомтруда постановил, что любые работающие женщины могут получать отгул во время менструации, если боль подтвердит врач, — однако пропущенные дни засчитывались как обычный больничный.

Спустя 100 лет все больше компаний вводят у себя подобную практику. Не так давно, например, отпуска во время менструации внедрила в свою политику американская компания-разработчик Chani, возглавляемая квир-феминистками и создающая популярное астрологическое приложение.

Менструальные отгулы легализовал и польский разработчик игр СD Projekt Red — за что снискал лавину хейта и порицания в соцсетях. 

По неподтвержденной информации, такой же отпуск практикуется и в ИТ-компании беларуского происхождения FLO, разработавшей мобильное приложение для репродуктивного здоровья женщин (у редакции нет официального подтверждения этого факта — прим. KYKY). 

В Японии правило об отпуске во время месячных действует с 1947 года. Однако последние опросы показывают, что лишь каждая десятая жительница пользуется этой возможностью. Почти половина признается, что были ситуации, когда они хотели воспользоваться такой возможностью, но не решились, потому что не хотели обращаться к начальнику-мужчине или потому что другие женщины так не поступают.

В европейских странах, где действуют сравнительно либеральные правила относительно отпуска и больничного, отсутствие на работе по причине болезненной менструации — также непривычное явление. Так в 2017-м в Италии хотели принять закон, аналогичный испанскому, но инициатива вызвала бурную дискуссию из-за опасений, что нововведение лишь усилит дискриминацию на рабочем месте. В итоге от этих планов итальянцы отказались. В 2019-м похожий опрос проводили в Нидерландах — он показал, что только 14% женщин брали больничный из-за болезненных месячных, однако лишь каждая пятая указывала истинную причину.

Так чьи права защищает закон — женщин или «феминисток»? Давайте разбираться.

Почему менструальный отпуск — зло. Мнение женщины

Я женщина, я работаю и у меня бывает менструация. А еще несварение, давление, онемение, настроение — перечислять могу долго. Из «женского» — жуткая аллергия после маникюра, травмы лица после химических пилингов, синдром неспокойной груди в середине цикла и еще 1001 причина чувствовать себя временно неработоспособной. При этом я абсолютно точно не хочу, чтобы в моей стране легализовали менструальный отпуск — и у меня на это пять причин. 

Причина первая: менструальный отпуск понижает репутационную «стоимость» женщины на рынке труда

Термин «отпуск по менструации» имеет нежелательную смысловую нагрузку — у людей, которые никогда не испытывали мучений «критических дней», он может вызвать совершенно неадекватные ассоциации. Например: «Эти женщины получают отпуск за то, что на самом деле не представляет никакой проблемы». Вместо «отпуск по менструации» я бы предпочла «отпуск по плохому самочувствию». Тем более, что подобное уже практикуется в большинстве компаний с гибкими условиями труда — называются такие отгулы «sick day». Чтобы дать человеку выходной, совсем необязательно подчеркивать его половую принадлежность и часть тела, которая дала сбой.

Закрепление стереотипной цепочки «женщина = месячные = особенность» однажды уже сыграло свою роль в понижении статуса дам в обществе. Ведь исторически как раз в менструации видели один из главных аргументов в подтверждении того, что женщины менее способны к образованию и карьере, чем мужчины.

В 1875 году американский санитарный врач Эйзел Эймс опубликовал книгу «Пол и промышленность», в которой описал влияние условий труда на женское здоровье, в том числе — репродуктивное. Многие его предположения строились на убеждении, что из-за месячных женщины более слабые работники. Тогда феминистки ответили движением за «гендерную нейтральность» — утверждением, что они ни в чем не уступают мужчинам и не нуждаются в послаблениях. Активистки первой и второй волн придерживались феминизма равенства (equality feminism), с точки зрения которого особенности женского организма, в том числе месячные, не создают потребность в специальных условиях труда.

Причина вторая: дополнительные отгулы приводят к дискриминации при найме на работу

Правила, которые, казалось бы, должны улучшить жизнь женщин, на самом деле могут сработать в обратную сторону. В «непролеченной» от сексизма среде нанимателей теперь женщина — это рабочая единица с дополнительным обременением. Она не только ходит в декрет, берет детские больничные и пропадает на утренники, но и каждый месяц страдает дисменореей. Выбирая между мужчиной и женщиной с одинаковыми скилами, угадайте кого в итоге возьмут на работу. 

Причина третья: гендерные стереотипы никуда не уйдут 

Правила, которые выделяют определенную группу сотрудников в качестве нуждающихся в дополнительной заботе, представляют их как заведомо более слабых. Они только закрепляют сложившиеся гендерные стереотипы о женщинах. 

Один из самых распространенных стереотипов — что во время месячных женщины становятся особенно эмоциональными, слабыми и нестабильными. Однако большинство исследований, которые пытаются оценить влияние циклических гормональных колебаний на работу мозга, либо нерепрезентативны, либо вызывают вопросы в части интерпретации результатов.

Грамотно проведенные исследования показывают, что значительного влияния месячных на когнитивные способности нет. Тем не менее, у многих женщин ухудшается самочувствие — это неоспоримо. Как неоспоримо и то, что стереотипы, сильно влияют на качество жизни тех, против кого они направлены. Например, проект Women in tech выяснил, что 95% опрошенных ими женщин сталкивались с предубеждениями относительно когнитивных способностей на основании гендерной принадлежности.

Причина четвертая: менструальный отпуск стирает личные границы 

Честно говоря, слово менструация я произношу только наедине с врачом — и то с некоторым конфузом. С подругами мы обходимся этичным термином «цикл». А тут целый закон про «это» устанавливает процедуру, по которой мне пришлось бы раскрывать работодателю о себе чуть больше подробностей, чем мне надо для исполнения своих рабочих обязанностей (для получения отпуска по закону в Испании необходимо представлять справку от врача, подтверждающую дисменорею). Даже боюсь представить себе ситуацию: 

- А где сегодня Ольга?
- А у нее месячные, будет завтра. 

Причина пятая:  менструальный отпуск — это атрибут бедности и неблагополучия 

На первый взгляд прогрессивный, этот закон только искажает реальную культурно-социальную картину положения женщин и совсем не является каким-либо правовым европейским достижением. Ведь отпуска из-за месячных появились и чаще встречаются как ответ на бедность и неблагополучие — когда у женщин затруднен доступ к туалетам, гигиеническим принадлежностям (молчу об их качестве и ассортименте) и квалифицированной медицинской помощи, не говоря уже об общем уровне жизни, позволяющем практиковать то, что сейчас называется wellness. 

Такие отпуска чаще всего встречаются в развивающихся странах Африки и Востока. Часто там есть культурные табу, которые не позволяют женщинам обсуждать эту проблему даже между собой. Исследование, проведенное в Кении, показало, что представление о менструирующих женщинах как о «нечистых» и слишком эмоциональных исключало их из рабочей коммуникации.  Наверное, в Кении такому закону были бы рады. 

В итоге мы получаем: менструальный отпуск, идея которого растет из диких предрассудков прошлого столетия, ограничений и невозможности женщин соблюдать элементарные гигиенические нормы в неразвитых странах, сегодня лоббируется европейскими феминистками как знак прогресса в защите прав женщин.  При этом там, где он есть, только 14% женщин отваживаются пользоваться им (из которых только каждая пятая указывает реальные причины нездоровья) из-за высокой стигматизации самой темы. 

В этом месте я жду классических сексистских комментариев про «женскую» логику. Но еще немного, и я сама поверю в то, что она, логика, у испанских феминисток какая-то особенная. Хотя действительно, легче попросить женщин сидеть дома во время месячных, чем решать реальные проблемы с доступом к качественным гигиеническим товарам. Ведь даже в ряде европейских стран тампоны сегодня —официально роскошь. 

«Скотское отношение». Мнение мужчин-руководителей 

Павел, руководитель департамента ИТ-компании, который пожелал остаться анонимным, чтобы его подчиненные «дамы не обиделись за искренность»: 

«Я действительно заметил, что женщины в критические дни становятся невыносимы — хоть ты не подходи. Скажу больше, у моих сотрудниц, похоже, все это происходит одновременно. Говорят, цикл синхронизируется, когда женщины долго работают вместе (долгое время в KYKY работали преимущественно женщины — синхронизации месячных на протяжении пяти лет замечено не было — прим. KYKY). Я бы сам отправлял в менструальный отпуск тех, кто «не подходи убью». Не вижу ничего плохого в этом. Я противник того, чтобы платить за рабочую неделю, за отработанные часы. Сотруднику нужно платить за KPI. Если человек делает определенный пул задач — в таком отпуске нет проблем. Я противник рамочного рабочего дня: работать надо головой, а не с 9 до 18». 

И снова Павел, но уже СЕО международной ИТ-компании

«Менструальный отпуск — ущемление прав женщин и увеличение неравенства. Ну вот есть 8 марта, международный день борьбы женщин за равные права с мужчинами. А тут получается, что женщин ущемляют в правах и делают полулюдьми. У меня любой сотрудник может попросить сикдей, если он не может из-за физических недомоганий нормально исполнять свои обязанности. А вот отпуск из-за месячных — это ущемление женщин. Я думаю, что этот закон пролоббировали религиозные деятели. В Авраамических религиях считается, что женщина — «нечистая», когда у нее идут месячные и поэтому ее нужно изолировать — скотское отношение». 
 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Пра што маўчаць беларусы. Калонка Святланы Курс, дзякуючы якой вы ўсё зразумееце (літаральна)

Боль • Святлана Курс

Культавая пісьменніца Святлана Курс за словам у кішэню не лезе — гэта дакладна не той чалавек, які маўчыць. Таму нечакана, што менавіта яна выступіла адкаватам маўчання беларусаў — і напісала кранальную калонку аб тым, чаму мы ўсе можам сабе дазволіць права на сацыяльную цішыню.