Потомок беларуских евреев Алекс Фразер из Чикаго
Алекс Фразер живет в Чикаго. С марксизмом он познакомился, когда учился и жил Японии. Коммунистом он стал по двум причинам: из-за жизненного опыта и истории своей семьи. Алекс рос в 1970-е годы в Америке и постоянно видел, что дискриминация и капитализм неразрывно связаны. Мать Алекса подала в суд на работодателя, Кентский университет, (к слову, в 70-х там расстреляли студентов, которые протестовали против бомбардировок в Камбодже), потому что ее не хотели устраивать на полный рабочий день. «Логика капиталиста: если вы женщина, в 90% случаях вас не возьмут на весь рабочий день в университет. Вы замужем, и вам не хотят платить реальные деньги, потому вы их все потратите на платья». Как говорит Алекс, мужчины, даже с более низкой ученой степенью – Master's – могли получить работу на полную ставку, а женщины с PhD – нет. В итоге его мать попала в «черный список», и больше нигде не могла работать – ее карьера была уничтожена. Она должна была получить компенсацию в несколько миллионов долларов, «but she was basically fucked».
Теперь ко второй причине. Предки Алекса – евреи из Несвижа. Два года назад он вернулся в Беларусь. Американец встретился с работником Несвижского историко-краеведческого музея, Виталием Билем. В ту поездку Алекс понял, что капиталисты врут об этом периоде истории. «Во время поездки я узнал правду о колониальной оккупации земли моего народа, о предательской роли малой буржуазии: из-за них мятеж на Западе провалился, появился фашизм и геноцид моего народа, случилось грубое вторжение в БССР». Это усилило его ненависть к капитализму, империализму и «ханжеской и предательской мелкой буржуазии».
Его народ и город был фактически уничтожен во время геноцида. «Моя бабушка, которая была меньшевиком, никогда не оправится от жестокого убийства своей семьи и разрушения своего города, и в более широком смысле современной еврейской нации старой оседлости».
Его двоюродные бабушки и дедушки верили, что социализм и СССР в конечном итоге уничтожит систему, которая убила их семьи и нацию.
«Рассматривая мою семью и историю Беларуси, я могу понять, как Октябрьская революция, социальная революция в 1939 году, освобождение и геноциды переплетаются с позицией моих отца и матери, бабушек и дедушек». Алекс рассказывает, что Октябрьская революция отразилась на жизни его семьи благодаря освобождению евреев, рабочих и крестьян и стала надеждой и утешением для них, даже когда революция скатилась в чистки, примитивное социалистическое накопление и антисемитизм.
«Распад СССР был большим ударом и разрушением надежды и для них, и для меня. Но кто знает, может, случится другой «Октябрь», и есть шанс, что на этот раз западная малая буржуазия не предаст революцию».
Братья Джейсон и Джеффри Бланк, которые переехали в Минск из Нью-Йорка
Братья Джейсон и Джеффри Бланк живут в Минске три года, открыли школу английского языка «Native». Каждый год 7 ноября они приходят на площадь Независимости с флагом СССР. Братья обращают внимание, что их фамилия – Бланк, как у матери Ленина. Их отец тоже был «левых» взглядов. Что сделало идейными коммунистами братьев, рассказывает Джеффри. «Капитализм – это современное рабство. Это система, в которой есть господин и рабы». Они убеждены, что для капитализма важен расизм, потому что богатые не хотят, чтобы люди разных рас объединялись. Антисемитизм, по их мнению, тоже появился из-за капитализма. «Какие самые большие проблемы в мире? Много бедных и голодающих, войн, есть расизм, загрязнена земля. Почему? Потому что люди любят деньги. Капитализм – это система денег, социализм – система людей».
Джеффри говорит, что в Америке и на Западе много людей без работы, потому что это нужно богатым. На одно рабочее место претендуют несколько человек – значит, зарплата будет ниже, потому что каждый будет готов работать за меньшие деньги. Во-вторых, если будет забастовка, потому что «богатый» не захочет поднимать зарплату, он просто на место этих рабочих наймет других – есть «запас». «Даже лучше, если профсоюз белый, а новые рабочие – черные. Национализм и расизм – самое эффективное орудие для богатых. Вместо того, чтобы бороться против них, мы боремся против друг друга».
Братья недавно были в Латвии, и не понимают, зачем закрыли Рижский вагоностроительный завод «после демократии». «Это золотой рудник. Эти вагоны и через 40 лет ходят». Для них печально, что латвийская молодежь уезжает из своей страны, чтобы найти работу. Они считают, что латвийцы в Западной Европе как рабы: потому что, например, латвийцу в Германии платят меньше, чем немцу за ту же работу.
Почему братья стали адептами именно коммунизма? Джеффри объясняет это так: «Есть только две альтернативы: социализм или сбалансированный капитализм. Но я думаю, он не работает».
Джеффри приводит в пример Швецию, Норвегию, Финляндию, Данию и комментирует: «Через 10 лет это будет чистый капитализм. Например, в Англии 50 лет назад был сбалансированный капитализм, но после Тэтчер он превратился в чистый. Раньше рабочие хорошо жили – сейчас это кошмар. То же самое в США. Раньше один мужчина мог зарабатывать на всю семью – сейчас это очень тяжело». По словам братьев, уровень жизни в США был намного выше 30-40 лет назад. И, главное, все это время не растет зарплата. Джеффри вспоминает знакомую украинку, которая 15 лет живет в Америке и работает почтальоном – мол, ее зарплата не выросла за все это время.
«Роза Люксембург сказала: «либо социализм, либо варварство», – и она была права», – говорит Джеффри. Джейсон добавляет: «Я хочу правильную демократию, не только написанную. Без социализма нет демократии. И без демократии нет социализма».