Проект «Химия – просто» направлен на популяризацию естественнонаучного знания вообще и химии в частности. Короткие Youtube-ролики достаточно качественно сняты, что позволяет человеку с улицы заглянуть своими глазами в настоящую научную лабораторию; посмотреть опыты, которые сильно отличаются от классических опытов из школьного курса химии хотя бы составу реагентов, используемых при демонстрациях (мало какая школа может себе позволить иметь хотя бы маленький кусочек челябинского метеорита для изучения его химического состава). Например, на видео можно увидеть наночастицы (а ведь любой дурак знает, что их увидеть нельзя) в виде порошка, который ведет себя практически как жидкость, узнать десять способов получения огня без спичек и даже посмотреть, как правильно утилизировать лабораторные отходы. Конечно, не обходится все без фейерверков и самых настоящих взрывов (реакция окисления цинка или запуск ракеты из пластмассовой бутылки с помощью жидкого азота). В целом представленный проектом материал чем-то напоминает известных «разрушителей легенд» с канала discovery. Все опыты сопровождаются комментариями и научными пояснениями, которые понятны (по заявлению руководителя «Химии – просто») даже трехлетнему ребенку. Автор проекта «Химия – просто» – без пяти минут кандидат химических наук Александр Иванов, выпускник физико-технологического института УрФУ, аспирант кафедры редких металлов и наноматериалов УрФУ, инженер.
KYKY: Как родилась идея проекта?
Александр Иванов: Идея родилась спонтанно, но было много факторов, которые подтолкнули к этому. И студенты, которые на пятом курсе химической специальности не знают базовой химии, и нежелание каждому по сто раз объяснять одно и то же, и школьники, которые постоянно пишут и просят решить им простейшие химические задачки, и всеобщая оторванность людей от прекрасного мира химии, и многое другое. Всё это привело к мысли, что надо сделать такой видеокурс, посмотрев который любой человек въедет в тему химии. Именно видеокурс, так как читать люди совсем разленились. Да и видео должно быть понятным и коротким. Иначе его тоже никто не будет смотреть.
KYKY: Каких ресурсов требует ведение проекта?
А. И.: После того, как я решил создать проект «Химия – просто», встали серьезные вопросы: как снимать, как монтировать, как продвигать, где показывать? Ничего из этого я делать не умел. Я обычный среднестатистический человек с такими же способностями. Пришлось всему научиться с нуля. Просмотреть море различных видео уроков, причем, 90% из них оказались просто бестолковыми. Было решено снимать на качественную технику, так как видео со всякими опытами в интернете полно, но вот их качество оставляет желать лучшего. Поэтому приобрел камеру, которую посоветовали друзья профессионалы-фотографы. Удовольствие не из дешевых.
Монтировать решил в программе FCPX на MacBook Pro, который приобрел ранее, чтобы писать приложения для iPhone. Но программист из меня не вышел, а вот «яблочный» ноутбук пригодился. Их софт очень прост для видеомонтажа, и в нем можно творить чудеса без особых навыков в видеопроизводстве. Затем зрители начали жаловаться на качество звука. Действительно, микрофоны, встроенные в даже самую дорогую зеркальную фотокамеру – отвратительны. Друзья посоветовали купить дополнительный микрофон. На накамерный Zoom H5 денег не хватило, поэтому приобрел петличку, которая работает в тандеме с телефоном. На полноценную петличку денег тоже не хватило. Но самый основной ресурс – время! Проект же не приносит никакой прибыли, а жить то надо.
KYKY: Сколько стоит снять подобный материал, и откуда у вас доступ в лабораторию, реактивы и средства на его создание?
А. И.: Открою вам закулису видеопроизводства. Средняя стоимость производства одного видео на рынке – от 50 000 российских рублей (14,5 млн BYR – прим. KYKY) и выше. Если в видео снимается актер, то как минимум ему платится стандартный гонорар. А это 100 000 рублей (29 млн BYR – прим. KYKY) Даже если актер ни разу не попал в кадр и весь съемочный день ковырял в носу. Даже если съемки длились час. Как вы понимаете, такими ресурсами я не обладаю, и постоянного финансирования у меня нет. Единственное, чем я обладаю, так это своим временем и постоянным доступом в химическую лабораторию, потому что я там работаю. Занимаюсь исследованиями в сфере жидкосолевых ядерных реакторов нового поколения. Об этом я как-нибудь расскажу в своих видео. Обычно – запустил утром эксперимент, который идет до вечера, а потом занимаешься своими делами. Лично я пишу сценарии, снимаю видео, а потом всем показываю что получилось.
KYKY: Есть ли хотя бы в далеких планах монетизация проекта?
А. И.: Есть идея организовать финансирование со стороны зрителей: понравилось видео – можешь пожертвовать проекту любую сумму, хоть 5 рублей (тысячу белорусских – прим. KYKY). Подавал свой проект на участие в различные конкурсы, но везде пролетел. Как-то обращался к руководству своего вуза, чтобы поддержать финансово. Но единственное, что они предложили, так это снимать для них никому не нужные унылые видео, которых и так полно, за 10 тысяч рублей (2,9 млн BYR – прим. KYKY). Продаваться в рабство не хотелось, поэтому решил сам на свои средства развивать проект. Конечно, хотелось бы, чтобы нашелся какой-то крупный инвестор и вложился в проект. Но пока таких не встретил. Может быть, нас читает тот инвестор, кто хотел бы поддержать «Химия – просто»?
KYKY: Некоторые ваши опыты кажутся опасными. Вы соблюдаете технику безопасности?
А. И.: Техника безопасности написана кровью! Это надо помнить всегда. Каждый из нас хоть раз читал инструкцию к чему-нибудь и встречал там различные смешными пункты, типа: не кладите фен в ванную с водой. Вроде бы и так понятно. Но раз это написано, то будьте уверены, что нашелся идиот, который сделал именно это, а затем появился пункт в инструкции. Как говорят у нас на кафедре: «лучше перебдеть, чем недобдеть», потому что последствия могут быть самыми плачевными. При съемке видео иногда приходится отходить от некоторых требований безопасности просто потому, что иначе не получится качественно снять материал. Конечно, я это понимаю, и вся ответственность лежит именно на мне.
KYKY: Химия вообще – безопасная наука?
А. И.: Убиться можно где угодно и когда угодно. Просто где-то риск выше, а где-то ниже. Главное – четко понимать, что может быть опасно, и соблюдать технику безопасности. Но бывают и случайности, которых ну никак не ожидаешь. Например, когда делал видео про йод, то мне в лицо и глаза прилетел тот самый йод. Непонятно, из-за чего взорвался мокрый иодид азота. Постоянно был в защитных очках, но в какой-то момент оказался без очков. Получил ожог первой степени роговицы. Поэтому на последних видео я в очках, хотя терпеть их не могу. Сейчас уже все нормально. А так, различные несчастные случаи бывают. Как-то раз знакомого на производстве с ног до головы облило горячей концентрированной азотной кислотой. И ничего, он сообразил: сразу скинул верхнюю одежду – и в душ. Все обошлось небольшим испугом. Здесь главное вовремя оказать первую помощь и знать, что надо делать в том или ином случае.
KYKY: На какую тематику планируете снять следующее видео, есть ли заготовки?
А. И.: Тем для видео полно, и в ближайшем обозримом будущем они не закончатся. У меня есть блокнотик, в котором я всегда записываю новые темы для видео. Сейчас планирую с преподавателем кафедры радиохимии снять цикл видео про радиацию. Там покажем и расскажем обо всем. Недавно мне принесли кучу различных аккумуляторов от телефонов. Про их устройство я уже рассказывал, теперь вот думаю, что с ними сделать. Пока есть идея показать, что бывает при перезарядке аккумулятора, или неисправном блоке питания. Еще есть огромное множество различного крутого научного оборудования, которое хотелось бы показать и рассказать, как на нем работают. Ну и конечно же надо доделать курс из 10-15 видео уроков по химии, с которых все начиналось. В общем, тем хватит всегда.
KYKY: Развиваете ли вы проект в социальных сетях? Пишут ли о вас медиа?
А. И.: Изначально хотел развивать проект только на YouTube, но затем пришлось завести группу Вконтаке, так как люди в основном сидят там. Да и поддерживать обратную связь с подписчиками там удобнее. Еще есть аккаунт на «Pikabu», где я размещаю свои видео, но ту аудиторию я совсем не понимаю, так как там почти всегда никому не нравятся видео. Опускать руки не собираюсь, так как делать что-то полезное, что еще и людям нравится – это круто. В будущем вижу проект таким: различные ученые в своих лабораториях снимают свою работу, эксперименты, оборудование и показывают всему миру. Простым людям будет интересно посмотреть, из чего состоит работа реального ученого, а сами ученые увидят, у кого что есть из оборудования. Сейчас доходит до смешного: ученые не знают, какое оборудование есть на соседней кафедре за стенкой. А ведь оно могло бы помочь в их исследованиях. Перелопатить школьную химию тоже надо, чтобы любой школьник мог открыть мой канал и увидеть, как в реальности выглядит то, что написано в учебнике.
KYKY: Кто является основным конкурентом для вашего проекта?
А. И.: Если рассматривать прямого конкурента, то это Thoisoi (канал про химию на русском языке из Эстонии). Но я бы хотел рассматривать их как партнеров, чтобы совместно развиваться.
Основными же конкурентами я считаю различные развлекательные каналы школоблоггеров, так как фактически мы конкурируем с ними за время зрителя. Кто больше заинтересовал, того и будут смотреть. К сожалению, пока зрителю интереснее смотреть, как кто-то играет в майнкрафт или что лежит в портфеле у очередного школьника, снявшего про это видео. Вы просто не представляете, что только ни смотрят люди! У меня есть друзья, которые роются в «помойке» интернета и такое находят, что каждый раз изумляешься, как вообще пришло в голову это снять. А потом удивляешься, что у «шедевра» несколько сотен миллионов просмотров.
KYKY: Получали ли вы письма от подписчиков канала? Что вам пишут?
А. И.: Пишут постоянно. Школьники просят решить простейшие задачи по химии. Естественно, я отправляю их к учебнику. Кто-то пишет благодарности за то, что я делаю. Раз в месяц стабильно пишет очередной наркоман, который просит научить его варить мет. Естественно, он отправляется в известном направлении. Ну, и раз в неделю кто-нибудь пришлет очередное видео с вечным двигателем или про структурированную воду. Я уже собираю такие видео. Потом сделаю обзор на подобный материал с разоблачением как представленного там материала, так и авторов этого псевдонаучного мусора.
KYKY: В видео вы часто тонко троллите общую безграмотность обывателей. Что вы думаете об уровне общего образования в вашей стране?
А. И.: Уровень образования каждый год пробивает очередное дно. Это мое личное мнение. Я каждые полгода хожу в школу на целый день к своим учителям. Сижу на задней парте и наблюдаю за школьниками: кто что делает, чему сейчас учат. Потом общаюсь с учителями. Завучам и директору они ничего не скажут, а мне говорят все, что думают. Про детей рассказывают, про то, как учатся, о чем мечтают школьники (повально хотят стать генеральными директорами Газпрома). В прошлом году посоветовал учителям перед началом урока собрать у всех детей телефоны в коробочку, чтобы не отвлекались. Итог: детям было так скучно без своих телефонов, что им пришлось смотреть на доску, где их учили. А троллю я их только по одной причине. Банальная психология: я задеваю чувства людей, а они начинают что-то делать, чтобы доказать обратное. Обидеть я никого не хочу.
KYKY: Часто ли вам приходится слышать просьбы сделать хлопушку или фейерверк?
А. И.: Постоянно! Что-то, конечно, я расскажу, а чего-то никогда не покажу, иначе поубиваются. Как я уже говорил: «дурачков везде полно».
KYKY: Считаете ли вы себя ученым? Популяризатором науки?
А. И.: Ученым, наверное, да. Все-таки я проводил такие научные исследования, которые до меня никто и никогда в мире не делал. Даже научные статьи есть и в российских, и в зарубежных журналах. И это не какой-нибудь журнал «Вестник захолустья», а рецензируемые и крутые научные журналы. По поводу популяризатора науки – сложно сказать. Пока про меня знает полтора землекопа. Вот когда на канале будет миллион, а лучше десять миллионов подписчиков, тогда можно будет сказать, что я популяризатор науки.
KYKY: Как сейчас живется российским аспирантам?
А. И.: Не могу сказать что хорошо, но живут. Стипендия около 15 000 рублей (4,3 млн BYR – прим. KYKY). За именные и другие стипендии каждый борется сам. Я на кафедре работаю по различным договорам, грантам и так далее. Здесь как и везде: «хочешь жить – умей вертеться».
KYKY: Пытались ли вы рекламировать свою страничку, например, Вконтакте? Во сколько это обошлось, и каковы были результаты?
А. И.: Без рекламы, увы, никуда. Я пробовал различную: в группах Вконтаке, у ютуберов (Креосан). Как ни парадоксально, но крупные научные группы ВК живут за счет рекламы. Им абсолютно все равно, что твой контент подходит – все просят денег за публикацию. То есть получался парадокс: я создал для всех бесплатный канал, а теперь еще должен заплатить, чтобы все это посмотрели. Пока не попробуешь – не узнаешь, насколько эффективна реклама. Поэтому как-то я заказал рекламу в группе «корпорация зла», где 5,5 млн подписчиков. Заплатил за это 7200 (около 2 млн BYR – прим. KYKY) рублей. В итоге получил 500 подписчиков в свою группу ВК и 25 подписчиков на канал. Рекламировался у креосана (лайк и коммент) за 700 рублей (около 200 тыс BYR – прим. KYKY). Здесь выход был в 200 подписчиков на канал.
Да, сейчас многие скажут, что там нет моей целевой аудитории. Но я уже говорил, что ничего не умел, когда все это начинал. Сейчас, когда проект чуть подрос, различные небольшие группы ВК стали более лояльно относиться к моим видео, и понемногу публикуют. Раньше вообще наотрез отказывались. И вообще они не любят что-то, что имеет бренд или авторство, так как это уводит аудиторию из их безликой группы. А еще мне повезло задружиться с администрацией группы «Суровый технарь». Они адекватные люди и без проблем размещают мои видео.
KYKY: Каково ваше мнение о Креосане (Youtube-канал про необычные эксперименты с электричеством, опыты и изобретения)?
А. И.: Слышал, общался, заказывал рекламу. Они просто зарабатывают деньги. О технике безопасности явно не слышали. Если бы они хотя бы объясняли людям с физической и химической точек зрения, что они делают, то у меня не было бы к ним претензий. А так они превращают науку в цирк и клоунаду. Люди заходят посмотреть, не убились ли они в этот раз?
Они самоделкины, которые что-то мастерят из подручных средств. Руки все-таки растут из нужного места, раз еще живы после своих экспериментов. И таких людей у нас в стране полно. Именно поэтому я показываю в своих видео различное научное оборудование, чтобы такие люди захотели прийти в научные лаборатории и там применили свой ум и навыки. А не собирали очередной вездеход из пластиковых бутылок и скотча.