В том, что Беларусь обходит в рейтинге Украину (63 место) и Россию (68 место), нет ничего удивительного: у нас есть приличный отрыв по образованию, безопасности и качеству здравоохранения. А вот то, что Беларусь опередила в рейтинге благополучия Китай, страну с мощнейшей экономикой и самыми крутыми на планете темпами развития — очень приятный сюрприз. Вполне возможно, что уже через десяток лет Китай будет возглавлять мировой рейтинг — но пока мы можем наслаждаться нашим превосходством. Зазнаваться, впрочем, не стоит: нас всё ещё опережают Тринидад и Тобаго, Коста-Рика и Монголия.
Место Беларуси в рейтинге благополучия Legatum практически совпало с местом в рейтинге счастья института Gallup — Беларусь стала 54-й в списке самых счастливых стран за этот год. 53-е место у Беларуси в списке ООН по индексу развития человеческого потенциала, 63-е — по индексу лёгкости ведения бизнеса Всемирного банка. В некоторых рейтингах Беларусь, увы, занимает более высокие места — например, по данным ВОЗ мы 19-е в мире по уровню самоубийств и 1-е по употреблению алкоголя.
KYKY: Каким образом формируются такие рейтинги?
Олег Андреев: Индекс благополучия стран формируется на основании восьми параметров: от экономики и предпринимательства до личной свободы. Каждый параметр состоит из отдельных подпунктов. Цифры годового рейтинга основываются на самых свежих доступных параметрах. Правда, в отдельных случаях самыми свежими являются цифры 2012 года и даже более ранние. Можно сказать, что рейтинг выходит с некоторой отсрочкой.
KYKY: Откуда берутся статистические данные?
Олег Андреев: Некоторые параметры взяты из официальной статистики. Например, ожидаемая продолжительность жизни, уровень детской смертности (он у нас, кстати, очень низкий) и уровень образования (очень высокий) — это наверняка официальные данные, которые можно легко отыскать в открытых источниках. По некоторым параметрам источники информации остаются загадкой. Например, уровень безработицы в Беларуси согласно рейтингу — 9,7% — почти в 20 раз превышает официальную государственную статистику! Я не знаю альтернативных методов оценки этого параметра, поэтому мне сложно ответить, откуда взялась цифра, указанная Legatum. При этом вполне возможно, что цифра из рейтинга куда реальнее официальной.
Ряд параметров, включённых в рейтинг, — эффективность правительства, политическое насилие от государства, гражданские права — это достаточно субъективные вещи, которые оценить сложно. Методики вычисления этих параметров наверняка являются собственным изобретением института Legatum. С учётом того, что в оценке этих показателей по разным странам применялся один и тот же подход, цифры рейтинга отражают конкретную логику — они предназначены именно для того, чтобы сравнивать страны мира.
Некоторые параметры рейтинга собраны в социальных опросах жителей Беларуси. Мы не знаем, как ставился вопрос и насколько репрезентативной была выборка опрошенных, но, опять же, опросы наверняка проводились в разных странах приблизительно одинаково. Для рейтинга важны не конкретные числа, а их разбежка в разных странах.
KYKY: Какие события в стране могут влиять на эти числа?
Олег Андреев: Поскольку Беларусь относят к режимам с авторитарным строем, параметры, связанные с государственной властью и уровнем гражданских свобод, по Беларуси наверняка автоматически получаются ниже, чем в демократичных странах. Возможно, некоторые параметры основаны на данных независимых наблюдателей на выборах в Беларуси — но, опять же, их методики нам неизвестны. Влияет и общее настроение общества. Как я уже отмечал, многие цифры рейтинга не менялись с 2012 года. С учётом того, что 2012 — это время после президентских выборов, связанных с ними политических акций и последовавших разгонов, мнение жителей о государстве и правительстве могли быть жёстче обычного. Скорее всего, если бы опросы были проведены прямо сейчас, когда постреволюционный эффект немного улёгся, параметры, связанные с гражданскими свободами, получились бы выше. Ситуация в соседней Украине тоже наверняка внесла бы свои коррективы в ответы белорусов.
KYKY: Ближайшие соседи РБ в рейтинге — Монголия и Китай. Это просто совпадение или достаточная причина для проведения определённых аналогий?
Олег Андреев: Безусловно, это только совпадение, случайность в чистом виде. Конкретные параметры у Монголии, Китая и Беларуси не просто не совпадают, они в большинстве случаев даже не близки. Беларусь и Китай — совсем разные страны, но сам факт, что мы обгоняем Китай в таком рейтинге, очень позитивен.
KYKY: Среди европейских стран Беларусь на 10-м месте с конца. Это отражает реальное положение дел?
Олег Андреев: Пожалуй, да. Самый слабый среди параметров в рейтинге нашей страны — власть. Если верна моя догадка о том, что авторитарный тип правления снижает многие параметры Беларуси в рейтинге, то при определённой демократизации в стране мы могли бы обойти, например, Болгарию и Хорватию. Вполне вероятно, что общий уровень благополучия в наших странах сравнителен, несмотря на то, что по разным параметрам он очень сильно расходится.