Уже который день в Казахстане пылают протесты. За последние сутки протестующие захватили несколько административных зданий, добились отставки правительства и ухода с должности Нурсултана Назарбаева. Однако люди не ушли с улиц — и к ним отправили военные силы из России, Беларуси и других стран. Рассказываем все, что известно о ситуации на момент публикации материала, и как на ввод войск реагируют и беларусы, и казахи, и россияне.
Хронология событий: максимально кратко
2 января в Казахстане начались протесты: люди вышли на улицы из-за повышения цен на сжиженный нефтяной газ (они увеличились примерно в два раза). Но затем требования протестующих приняли политический характер.
Сначала демонстранты требовали вернуть цены на газ, затем — отставки правительства и ухода от власти экс-президента Нурсултана Назарбаева, который оставался главой Совета безопасности страны.
4 января столкновения демонстрантов с силовиками стали куда более жесткими: полицейские применяли светошумовые гранаты и слезоточивый газ, протестующие в ответ громили полицейские машины, отбирали щиты у ОМОНа.
Утром 5 января президент Токаев принял отставку правительства. Однако протесты не прекратились, а стали более еще ожесточеннее: митингующие начали возводить баррикады, штурмовали акимат (здание городской администрации), захватили резиденцию президента Казахстана и аэропорт в Алматы.
Днем 5 января Токаев объявил, что возглавит Совет безопасности — вместо Назарбаева. К вечеру 5 января протестующие начали требовать отставки Токаева. Снесли памятник Назарбаеву.
Тем же днем, 5 января, «Казахтелеком» отключил интернет по всей стране, прекратили вещание несколько национальных телеканалов.
Вечером 5-го января появилась новость о том, что силовики начали стрелять по протестующим — тогда же заявили, что один человек погиб. Однако официально эта информация подтверждена не была. По всему Казахстану был введен режим ЧП.
Президент Токаев заявил, что в стране действуют «террористические банды, которые прошли серьезную подготовку за рубежом». В Алматы началась «антитеррористическая спецоперация».
Ночью 6 января стало известно, что Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) направит в Казахстан миротворческие силы «с целью стабилизации и нормализации обстановки» в стране. Утром 6 января «силы» уже были отправлены. В состав миротворческого контингента вошли подразделения вооруженных сил России, Беларуси, Армении, Таджикистана и Киргизии (UPD: Кыргызстан официально отказался вводить войска в Казахстан, об этом заявил пресс-секретарь президента страны).
Также утром 6-го января в МВД Казахстана заявили, что 12 правоохранителей погибли при столкновениях с протестующими Алматы, ещё 353 получили ранения. А в полиции Алматы рассказали, что в городе были убиты десятки протестующих, которые штурмовали административные здания. Точное число погибших пока не прозвучало.
МИД Беларуси заявил, что Минск готов оказать помощь Казахстану. Протестующих МИД назвал «боевиками».
Казахстан приостановил въезд иностранных граждан в страну в связи с режимом ЧП.
Далее — реакция беларусов, россиян и казахов на «миротворческую миссию» ОДКБ.
Бектур Искендер, журналист из Бишкека
«На наших глазах происходит оккупация Казахстана. Я надеюсь, что страны Центральной Азии когда-нибудь все же научатся сопротивляться российской власти и ее солдатам.
Это общая беда для всех нас, всех жителей стран постколониальной солидарности. Ввод российских войск для подавления протестов в Казахстане — это опасный прецедент и для Кыргызстана, и для всей Центральной Азии, и для всех стран Кавказа, и для Восточной Европы тоже.
Россия — одна из самых серьезных угроз, какая существует сегодня для наших стран.
Не ведитесь на «мародеров» и «погромщиков», не смешивайте их с мирными протестующими. Эта тема специально будет педалироваться, чтобы отвлечь внимание от сути протеста и от коррумпированной власти.
Гораздо важнее и страшнее то, что нам всем, по сути, дали понять — любые протесты, не согласованные с Кремлём, в наших странах отныне будут подавляться российскими военными (да, это формально называется ОДКБ, но, блин, очевидно же, кто там главный).
Нам нужно больше солидарности и сплочения против России, ничего другого не остаётся. И хотя мы получили очень большой удар, я все равно верю, что мы, жители свободных стран Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы, в итоге победим».
Cооснователь By_Help Алексей Леончик
«Думаю, казахи с иностранными частями на своей территории церемонится не станут, и поток гробов нам обеспечен. И процесс отторжения от «всего русского» только ускорится. Если победит революция, то про евразийскую интеграцию можно будет забыть на столетие.
Мне одно непонятно: Кыргызстан зачем в это ввязывается? Он думает, казахи перенесут такой плевок в лицо? Про Армению молчу: после того, как ОДКБ кинуло её в вопросе Карабаха, участвовать в совместных интервенциях на территории чужого государства может только такая проститутка, как Пашинян. Ну или Реувен Ривлин».
Айжан Хамит, журналист из Алма-Аты
«Почему казахам так не повезло? Всю нашу историю мы только боремся за выживание: нас выжигали, убивали, морили голодом, нас бросали на амбразуры, сажали в лагерях, нас обезглавили, убив всю нашу интеллигенцию. Нефть и газ стали нашим проклятием, не принеся казахам ничего хорошего.
Тридцать лет мы кормили и поили эту мерзкую семейку, с их неуемными аппетитами. Прошу тебя, останови кровопролитие. Прошу тебя, Господи. Я не религиозная, но моя вера в Создателя всегда со мной. Казахи заслужили счастья, казахи показали всем, что они смелые и бесстрашные. Казахи — настоящие воины. Кто к нам с мечом придет — от меча и падет. Но какой ценой? Неужели мы не заслужили немного счастья, чтобы мы могли вздохнуть и избавиться от этих оков, растить наших детей на своей родной земле? <...>
Я сегодня оставила пару комментариев у Пашиняна, теперь у меня в личке просто огромное количество сообщений от армян, которые желают нам удачи, просят не принимать официальную позицию за позицию самого армянского народа. Они так и пишут, что Пашинян «путинская кукла». Спасибо вам огромное. Я никогда не отдавала предпочтение по национальному признаку, потому что считаю, что есть люди и есть мрази, и неважно какой они национальности. Еще писали из Украины и России. Спасибо всем огромное. Особенно благодарю кыргызский народ. Қазақ қырғыз бір туған. Желаю нам всем свободы! <...>
Какая убийственная тишина в казахском фейсбуке. Интернета снова нет. В городе зачистки. «Нехта» опубликовала видео, на котором военные стреляют на площади. Как на войне. Приходят видео погибших, одно — из какого-то морга. А там штабелями молодые люди. Эй қасымжомарт, қазақтар кешірмес».
Представитель Тихановской по вопросам парламентского сотрудничества и конституционной реформы Анатолий Лебедько
«Это не миротворческая миссия (ОДКБ), это — интервенция! Другое определение здесь не уместно. Потому как если нет агрессора, который угрожает безопасности и целостности Казахстана, но вводятся войска других государств, для выполнения полицейских функций в отношении местных жителей, то казахи имеют все основания, и правовые и политические, относится к «миротворцам» как агрессорам, со всеми вытекающими последствиями.
Стоит обратить внимание на двуличие ОДКБ. Когда Пашиньян, во время войны с Азербайджаном, просил реализовать на практике ст. 4 Договора, то «миротворцы» показали ему «пятую точку». Хотя там ситуация как раз попадала под действие данной статьи Договора. Но, ведь мочить простых казахов, куда проще, нежели воевать с боеспособной турецкой армией, за которой ещё и тень НАТО».
Игорь Жулимов, юрист из России
«Уточнение: почему Пашинян? Армения сейчас председательствует в Совете коллективной безопасности ОДКБ. Поэтому Пашинян и озвучил принятое ОДКБ решение. Решение основано на статье 4 Договора о коллективной безопасности: «В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств, все остальные государства, по просьбе этого государства, незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН. О мерах, принятых на основании настоящей статьи, государства-участники незамедлительно известят Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер государства-участники будут придерживаться соответствующих положений Устава ООН».
Вопрос: а где агрессия? То есть вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету Казахстана? «Агрессией» является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства» (статья 1 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 года). Какое государство совершило агрессию против Казахстана?».
Артем Шрайбман, политический обозреватель из Беларуси
«Ввод войск ОДКБ в Казахстан — это, конечно, игра ва-банк. Если это не распугает протестующих (повстанцев?), то будет большая кровь. И после этого имидж постсоветской интеграции в Казахстане, и так не самый благостный до сих пор, будет подорван как в Украине, кто бы ни победил.
Удивительно, сколько уверенности в обратном у тех, кто одобряет такое решение.
Это даже не говоря о риске получить домой поток гробов с парнями, погибшими на защите чужой неуклюжей автократии, что нигде не бывает популярным.
И ведь всем же этим пенсионным президентам достаточно лет, чтобы помнить Афганистан. Неужели так пугает проекция на себя, что аж рука дергается?».
Тарас Березовец, украинский политолог
«Советские войска входят в Афганистан — 1979 год. Российские войска входят в Казахстан — 2022 год. Вспоминаются штампы советской пропаганды «ограниченный контингент» и «интернациональный долг». Тогда, в 1979-м, считалось, что операция в Афганистане ненадолго и удастся обойтись малой кровью. Закончилось всё только через десять лет и потерей свыше 13 тысяч военнослужащих СССР и двух миллионов афганцев. Что-то подсказывает, что в этот раз бравурные планы Москвы закидать казахстанцев шапками закончатся большой кровью и новым позорным поражением Кремля».
Светлана Тихановская, политик из Беларуси
«Не нужно быть политиком или экспертом, чтобы понимать: ввод войск – это всегда вооружённое вмешательство в дела другого государства. Народ Беларуси никогда не выступил бы и не выступит за то, чтобы отправить армию на подавление воли народа Казахстана.
Ведь каждый беларус сердцем понимает решение противостоять диктатуре. Каждый беларус понимает, что потерявший легитимность Лукашенко не имеет права принимать решения о вводе войск и жертвовать беларусами ради вооруженной симуляции стабильности в регионе. И каждый беларус выступит против любого действия, которое несёт угрозу суверенитета Беларуси.
Только жители Казахстана имеют право определять судьбу своей страны и отстаивать свой выбор. Выход на улицу — это нормальный, а в авторитарных режимах – один из немногих доступных гражданам способов выражения своей гражданской воли. Я надеюсь, что протестующие и власти Казахстана найдут возможности начать диалог и разрешить ситуацию, не допуская новых жертв».
Светлана Штейнгруд, поэт, журналист, раньше жила в Алма-Ате
«События в Казахстане… Больно и тревожно. Я не хочу, чтобы моя любимая Алма-Ата, утопающая в зелени, утонула в крови! У меня нет права комментировать происходящие события — я давно там не живу, хотя и приезжала часто. Но это моя родина!
Казахи — народ, приютивший моих родителей в годы войны. Они уехали из украинского города Коростеня утром, вечером в город вошли немцы. Они бежали, успев взять документы и один чемодан на всех — маму, папу (он не подлежал призыву в армию из-за перенесенного в детстве полиемилита), бабушку (ее сын, брат мамы — танкист, майор Красной Армии Борис Грузман прислал спасительный пропуск на последний поезд для всей семьи) и двухлетнюю сестренку Риту. И когда после полутора месяцев пути, с бомбежками, голодом, болезнями, они добрались до Алма-Аты и уехали в колхоз, им казалось, что они попали в рай.
В маленький саманный домик казахи принесли директору школы и его жене-учительнице овощи, фрукты, кумыс, немного баранины, постелили на глиняный пол кошму. А еще через несколько дней подарили родителям маленькую козочку, которая выросла и стала кормилицей семьи. И не то чтобы было такое изобилие — все жили впроголодь, но традиции народа, вековые законы гостеприимства, когда с гостем, а тем более беженцем, надо поделиться всем, еще не были утрачены.
Я родилась после окончания войны, холодной дождливой осенью, в этом же глинянном домике (так случилось), а в соседней комнате блеяла коза и кудахтали куры (поздней осенью их забирали из ветхого сарая поближе к печке, в которой весело трещали щепки дерева с красивым названием — саксаул)
Мира тебе, Казахстан! Тишины тебе, моя любимая Алма-Ата!».