Сегодня истекает срок ультиматума, который Светлана Тихановская предъявила действующей власти. Лидер беларуского народа, помимо прочего, потребовала, чтобы не позднее 25 октября Лукашенко подал в отставку. В случае отказа политик пообещала всеобщую забастовку в Беларуси уже с понедельника. Лукашенко же подчиниться Тихановской особым желанием не загорелся — и пару дней назад даже предупредил, что в это воксресенье наведет в столице порядок. Как развивались события 25 октября в Минске — в материале KYKY.
Утром 25 октября, когда массовая протестная акция еще только ожидалась, минчане заметили стягивающуюся в центр города спецтехнику (водометы, заградительные машины «Рубеж») и автобусы с силовиками. На два часа раньше обычного — около 12:00 — в столице отключили мобильный интернет — как пояснили своим клиентам операторы связи, по распоряжению «государственных органов». В 12:30 в Минске закрыли сразу половину всех станций метро. Оцепили Октябрьскую площадь, а также площади Победы и Независимости; колючей проволокой обнесли стелу «Минск — город-герой».
Несмотря на все это, очевидцы замечали, что днем в Минске военной техники и силовиков было значительно меньше, чем во все прошлые воскресенья. Более того, сегодня людей не задерживали на подходах к точкам сбора, поэтому демонстранты с легкостью заняли большую часть центра города. Они сгруппировались на проспекте Победителей и двинулись к проспекту Машерова, а оттуда — на площадь Бангалор. По разным оценкам, митинговали до двухсот тысяч человек — и это самая массовая акция за последние два месяца.
Забавно, что власти рассчитывали на такое же число участников провластного митинга, который хотели противопоставить сегодняшней оппозиционной демонстрации. В соцетях это мероприятие называли «Ябатингом» — и высмеивали безвкусные плакаты, призывающие беларусов, которые «желают мира, добра и процветания Республике Беларусь», 25 октября присоединиться к шествию за Лукашенко по площади Независимости. По иронии в последний момент «Ябатинг» сорвался — якобы из-за «лавинообразного» увеличения желающих поучаствовать в нем. Однако соцсети восприняли это заявление с недоверием: в интернете сочли, что властям ни деньгами, ни угрозами попросту не удалось собрать массовку.
У протестного марша, напротив, все получилось, и первое время милиция ему даже не препятствовала. Но вечером жесткий разгон все же случился, когда минчане вплотную приблизились к кордону омоновцев на улице Орловской, мешающему продвинуться к рабочей резиденции Лукашенко, Дворцу Независимости. Военные направили на людей оружие, а после стали забрасывать их светошумовыми гранатами. МВД объяснило использование спецсредств попыткой напасть на силовиков. Эта версия не выдержала критики журналистов: в момент, когда в людей полетели гранаты, расстояние между кордоном бойцов ОМОНа и протестующими составляло около 50 метров. Особой циничности взрывам добавляет тот факт, что они раздавались неподалеку от РНПЦ «Мать и дитя», где лежат беременные женщины и новорожденные.
Силовики погнались за людьми, которые бросились врассыпную и начали прятаться во дворах на Орловской. Взрывы гранат гремели и там, отчего в жилых домах лопались стекла. Появилась информация о пострадавших: «Новая газета» опубликовала фото мужчины, которого ранило резиновой пулей. Также очевидцы заявили, что одному мужчине осколки светошумовой гранаты повредили голень. Телеграм-каналы сообщили, что раненых свезли в минский военный госпиталь: окон в этом медучреждении горело примерно столько же, как в ночь 10 августа, которое запомнилось множеством потерпевших от брутальных действий силовиков. По состоянию на 22:45, правозащитникам «Весны» известны более 150 имен задержанных за сегодня в Минске.