С выборов прошло около 40 дней – и в Минск снова вернулось насилие. Все началось утром 23 сентября: Лукашенко внезапно решил устроить тайное посвящение себя в президенты, а вечером люди ожидаемо вышли на протест. Как и 9 августа, очевидно, силовики готовились к брутальному разгону протеста – они явно знали, что утренняя новость, как и заявления ЦИК о 80% Лукашенко на выборах, не обрадуют нацию.
В 11 утра стало известно, что во Дворце Независимости коронуют, простите, инаугурируют Лукашенко. Уже к 14:00 на протест вышли студенты, к 16:00 стало известно, что восемь стран мира не признали инаугурацию (поздно вечером их стало десять – в список добавились Штаты и Украина). Около 19:00 в Минске начался протест. Люди начали собираться около Стелы.
9 августа в демонстрантов около Стелы начали стрелять через два часа после начала марша, 23 сентября силовики пустили в ход водометы практически сразу же – их впервые использовали в Минске после событий 9-11 августа. На демонстрантов лилась рыжая вода. Есть предположения, что это вода с добавлением перцового масла (эта информация не подтверждена).
Буквально через 10 минут начались очень жесткие задержания – силовикам снова отдали приказ бить. Во время минского митинга один из омоновцев сам сказал об этом протестующим: «Идите домой – иначе будет больно».
ОМОН в полной амуниции избивал демонстрантов дубинками. Многих укладывали буквально лицом в землю и с руками за спиной – пока ждали, когда подъедет их автозак. Как минимум два человека на митинге в Минске в первый час получили ранения.
Силовики оттесняли протест в сторону Немиги – омоновцы со щитами догоняли тех, кто пытался убежать, перебежав мост через Свислочь. Были люди, которые решили спрыгнуть в реку, чтобы не быть задержанными.
Постепенно люди начали собираться в своих районах, трэш творился около ТЦ «Галерея»: там женщины попытались поговорить с силовиками, которые стояли около автозака. В итоге силовики распылили им в лицо слезоточивый газ.
Часть демонстрантов, убегая от ОМОНа, забежала в ТЦ – к счастью, охранники закрыли дверь и не пустили внутрь силовиков.
Около 20:00 у Стелы послышались выстрелы. Примерно в 20:10 на Немиге снова применили водометы.
В протесте 23 сентября было большое отличие от событий, которые происходили 9 августа. За 45 дней того ада, в котором живет страна, люди перестали боятся автозаков и силовиков – сегодня они начали с ними спорить и даже выходить на проезжую часть, чтобы не дать проехать спецтехнике.
Из-за этого многие силовики много времени просто простояли в пробках. В один момент люди перекрыли Немигу сразу в трех местах.
К 21:00 на протесте заметили начальника ГУБОПиК Николая Карпенкова, да еще и с дубинкой – это он пару недель назад разбил дубинкой витрину в минском кафе. А сегодня задержал журналистку TUT.by (ее уже отпустили).
Сосбтвенно, под чутким руководством Карпенкова за демонстрантами начали бегать вооруженные силовики.
Также к 21:00 протесты шли во многих районах Минска – в Серебрянке, на Грушевке, на Востоке, на Ангарской и еще много где. Силовики решили поехать на Пушкинскую, где 10 августа убили демонстранта Александра Тарайковского.
Сначала приехала ГАИ, но быстро уехала.
Затем на Пушскинскую приехал ОМОН.
После этого на Пушкинской распылили слезоточивый газ – жители района услышали стрельбу. Чуть позже в этом районе нашли гильзу, что подтверждает стрельбу.
Силовики через пробки добрались до Каменной горки, там тоже включили водоменты. Также водой поливали проезжую часть на Притыцкого — Неманская.
К 22:00 правозащитный центр «Весна» сообщил о 100 задержанных.
Около 23:00 на Пушкинской прозвучало как минимум два сильных взрыва.
Примерно в то же время силовики приехали и в Серебрянку. Там тоже были слышны взрывы.
Почти до полуночи около метро «Спортивная» стояла пробка. Потом приехали силовики и разогнали автомобилистов.
К 00:00 стало известно, что колонны техники уезжают из города. Но точечные задержания в нескольких районах города продолжались.
Точное количество задержанных и раненых к этому времени не появилось. Зато стало известно, что Лукашенко хоть кто-то искренне поздравил с инаугурацией – президент Туркменистана Бердымухаммедов.