Как белорусы проходили границу

Боль
С тех пор, как шенген стал белорусской национальной идеей, народная память накопила тучу фольклора по теме. Так, посольство Литвы принимает только новые хрустящие евро, немцы панически боятся пилок для ногтей, и весь остальной мир не может поверить, что белорусский паспорт нужно менять в сто лет. Редакция KYKY собирает истории путешественников, выбивающиеся из классической схемы «посольство – виза – самолет».

С тех пор, как шенген стал белорусской национальной идеей, народная память накопила тучу фольклора по теме. Так, посольство Литвы принимает только новые хрустящие евро, немцы панически боятся пилок для ногтей, и весь остальной мир не может поверить, что белорусский паспорт нужно менять в сто лет. Редакция KYKY собирает истории путешественников, выбивающиеся из классической схемы «посольство – виза – самолет».

Девушка, просившая сохранить анонимность: «Подругу мою даже в туалет под конвоем водили» 

 «После отдыха в Барселоне мы с друзьями возвращались домой через Польшу. Трое из нас купили по телевизору на акции и везли их собой. На границе между Тересполем и Брестом все было задекларировано, с оформленными «ватами» и прочими нужными бумажками. Мы с парнем прошли границу без особых проблем (хоть у меня таможенница и пыталась искать айфоны, перерыв в буквальном смысле весь чемодан, начиная от пакета с трусиками и заканчивая карманами в сложенных вещах), а трое наших друзей остались на таможне.
Если ты уже вышел с таможенного контроля, то не можешь туда вернуться, так что я только через окно наблюдала: к ребятам идет сначала один пограничник, потом еще один. Все люди прошли таможенный контроль, кроме наших ребят. Смена подходила к концу. Прошло еще минут 40. Вдруг звонит подруга (одна из тех трех) и начинает плакать, что их не выпускают. Поскольку три телевизора были одинаковые, таможенники решили, что ребята везут их на продажу, а не себе. Начались расспросы с пристрастиями: мол, кому везем и прочее. Через час ребят  развернули и посадили на поезд обратно в Польшу. Уже польский таможенник, услышав их историю, сказал, что их развели как лохов. По документам все трое ребят были абсолютно чистые, и все, что произошло – просто запугивание.


 

 По закону он должен был конфисковать телевизоры, но он дал ребятам еще один шанс пройти белорусскую таможню и отправил их обратно. Подругу мою в туалет даже под конвоем водили, к слову. Стоило ребятам вернуться – вся старая смена вернулась. На них начали давить: мол, хочешь девочка в универе доучиться? Говори, кому везешь! Их запугивали тем, что было явно не в компетенции таможни, например, обещали навсегда закрыть выезд в ЕС. Хотели еще заставить написать в декларации, что они эти телевизоры везут не себе. Конечно, ребята отказывались. Вся эта канитель происходила за закрытыми на замок дверьми. Мы пришли на таможню в полдень, а выпустили друзей только в девять вечера. И то с угрозами, что если телевизоры попадут на рынок – им всем уголовная п**да. Потом, к счастью, все решилось». 

Наталья: «Я кричу, что мне нужно к консулу. Меня, естественно, не пускают».

«Было это года два назад. Я собиралась ехать на семинар в Германию, всем участникам которого открывали визу в немецком посольстве. К тому моменту мои документы уже лежали на выдачу польского шенгена. Я, в полной уверенности, что мне откроют визу в срок, отписываюсь организаторам, что их помощь не нужна, и иду в посольство. Польскую визу мне, конечно, открыли. Да только не в те сроки, которые я указывала. То есть выезд на семинар у нас 7 числа, а виза у меня с 11-го.

Я в панике и расстройстве за три дня до семинара отписываюсь организатору, что не смогу приехать, он звонит мне из Германии и обещает решить вопрос. За день до выезда я иду в немецкое посольство с письмом от организаторов, кричу там, что мне нужно к консулу. Меня, естественно, не пускают. В итоге консул получает то же письмо от организаторов на e-mail, меня зовут без очереди, и за полдня я получаю немецкую визу. На следующий день я ехала на свой семинар с двумя шенгенами в паспорте, между которыми разница была в четыре дня».

Наталья: «Там я и поняла, что сидеть мне в коридорчике до 2061 года»

«С белорусским паспортом всегда приключения. Мой действителен до 2061 года, то есть менять я его буду в возрасте 100 лет. И вот с этим прекрасным паспортом я летела в Новую Зеландию. Из Беларуси выехала, в Стамбуле была пересадка на Малазийские авиалинии. Самолет же огромный, Боинг 777, и людей в очереди куча на посадку. Когда люди кончились, на регистрации стали передавать друг другу мой паспорт и странно на меня смотреть. «В чем дело?» - спрашиваю. «Где такие паспорта выдают?» Отвечаю, что в Беларуси. И турецкий мальчик, счастливый, как на уроке, говорит: «Оh, I know! Minsk is a capital of Belarus. Только ваш паспорт в систему не загружается».

Но они сбегали сделать ксерокопию моего паспорта и все-таки дали посадочный. На обратном пути из Окланда (это Новая Зеландия) девушка на чекине совсем испугалась: «У вас паспорт до 2061 года действителен. Это ошибка, так быть не может!» Позвала супервайзера, оба стали говорить, что это ошибка, таких паспортов не выдают. А я им: «Ну я же здесь! Меня и в Стамбуле проверяли, и в Куала-Лумпур не высадили». Они снова сделали копию паспорта и все-таки пустили в самолет. 


 

А вот в Эль Рияде (это Саудовская Аравия) ничего не спрашивали и не объясняли. На стулья в коридоре посадили и сказали ждать. Сижу полчаса, час. Спрашиваю: «Проблемы?» Мне отвечают: «Ждите!» Вижу, какие-то пакистанцы начали толкаться друг с другом, служащий аэропорта побежал - и палкой их обоих, тросточкой. В это время на чекине офицер в форме с босыми ногами задирает ноги прямо на стол. А у него мой паспорт. Я ему: «Может, вы с супервайзером поговорите или сделайте ксерокопию страницы?» Он жестами показывает, что сам покруче супервайзеров, жди вон на стульчике, спасибо скажи, что не на полу, как все остальные. Вот там я и поняла, что сидеть мне в этом коридорчике до 2061 года. Думаю, мой паспорт в их систему тоже не вошел. Но пропустили же как-то!» 

Дарья: «У  моей подруги была ситуация вообще дикая»

«У  моей подруги была ситуация вообще дикая. Она потеряла паспорт, получила новый и поставила в него визу – вроде, все хорошо. Но когда поехала уже в Европу, то с собой взяла второй паспорт – нашелся-таки! На границе ее прижали, куда-то заволокли и долго спрашивали, откуда взялся паспорт и что это вообще за он. Звонили во все инстанции, спрашивали, что с ней делать, обвиняли в незаконном пересечении границы. Родные собирались привезти ей и второй паспорт, но ее уже развернули и отправили домой».

 

Карина: «Собрав полный пакет документов, я на костылях отправилась за визой»

«Я болею, и после очередной операции, вернее, после того, как меня выпроводили из клиники, решила начать делать документы на получение медицинской визы в одну из стран ЕС. Там у меня есть родные, которые получили приглашение из местной клиники для меня. Собрав полный пакет документов, я на костылях отправилась за визой, дождалась своей очереди, у меня толком ничего не спрашивали - забрали документы и сказали «Ждите, мы вам позвоним». Каково было мое удивление, когда позвонили на следующий день и сказали, что документы готовы к получению. Счастью не было предела. Но на документах без каких-либо объяснений, стоял отказ. В чем моя вина, что не так в документах – ничего не указали. Еще было очень странно, что оригиналы бумаг мне не вернули, хотя должны были. Разбираться уже не стала, чувствовала себя плохо, операция прошла не очень...

Потом стали собирать заново пакет документов. Меня уговорили делать визу другой страны, так как уверяли, что в ней почти не отказывают, подали на нее документы. Итог - отказ. И было уже три отказа. Пришлось идти на крайние меры: менять паспорт и собирать документы снова на получение медицинской визы. Сейчас я жду результата. На собеседовании спрашивали, к слову: «А жить ты собираешься там? А замуж выходить?»

Потом еще сказали: «Мы видим , что ситуация у вас тяжелая, что вам действительно необходима помощь, мы постараемся сделать все возможное, но поймите, что существует не только человеческий фактор, и гарантию мы вам не даем». Ответа еще нет.

 

 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Лица волхвов

Боль

Паломнический митинг продолжается уже неделю. Фотограф Евгений Ерчак поехал к храму Иова Многострадального в Доме милосердия, чтобы заглянуть в глаза полумиллиона белорусов, которые отстояли восемь часов в крещенский мороз, чтобы увидеть Дары волхвов.