Как получать энергию из мусора

Боль • Надежда Дубовская
Беларусь не самая богатая на энергетические ресурсы страна. Чего у нас много – так это мусора. По статистике только в Минске в 2014 году образовалось более 2,5 миллионов кубометров отходов. KYKY разбирается, как из них можно получать энергию.

Навоз

Любая ферма кроме мяса неизбежно производит ещё и навоз. Определённая польза от него тоже есть, поля он удобряет неплохо. Однако из этих отходов можно получать ещё больше профита – добывать метан, который затем превращается в электроэнергию. Благо, с сырьём в Беларуси проблем нет и, судя по тому, что свинофермы на 100.000 голов таки строятся, не будет ещё долго.

Технология примерно такая: в биореакторе отходы смешивают со специальными бактериями, иногда туда же добавляют солому. Чтобы всё бродило быстрее, смесь нагревают. В результате этого процесса получается метан, его очищают и отправляют в газовое хранилище.

— Дальше станции, работающие на метане, сжигают его в специальной установке, получают мегаватты и продают их в общую энергосистему. К слову, это выгоднее, чем поставлять электроэнергию напрямую потребителям, — рассказал технический специалист по автоматизации компании Schneider Electric Алексей Киб.

Такое нестандартное использование навоза убивает сразу двух зайцев: вырабатывается энергия и нейтрализуются сами отходы, которых на фермах появляется несметное число. Например, установка на агрофирме Лебедево Молодеченского района каждый год перерабатывает 100 тысяч тонн навоза. После того, как отходы пропустят через биогазовую установку, во-первых, их становится меньше, а во-вторых, их становится безопасно использовать на полях. Навоз перестаёт быть таким агрессивным к окружающей среде и в нём уже точно нет яиц гельминтов.

По информации ассоциации «Возобновляемая энергетика» сейчас в Беларуси есть 11 биогазовых комплексов, которые получают энергию из отходов ферм. С Западной Европой не сравнить, в Германии их 6500.

— С одной стороны странно, что у нас так мало используют навоз для получения энергии, ведь процесс простой и сырья в стране много. С другой очевидно препятствие: для многих это дорого. Если некоторые фермы не могут хотя бы создать хорошие условия для животных, то что говорить о биогазе? Получение энергии волнует их гораздо меньше. Биогазовые установки сейчас по большей части оборудуют на новых животноводческих комплексах, — рассказал сотрудник программы по химической безопасности и отходам Центра экологических решений Анатолий Калач.

Свалки

Метан можно добывать и на мусорных полигонах, в этом случае его называют свалочным газом. Органические отходы, которые мы выбрасываем в контейнеры, на полигонах со временем разлагаются, образуя смесь углекислого газа, метана, сероводорода и других газов. Из-за этого коктейля свалки и пахнут так специфически. Газы выкачивают, сжигают и получают электроэнергию. Сейчас в Беларуси есть шесть станции, на которых перерабатывают свалочный газ. Две из них рядом с Минском: на полигоне «Северный» недалеко от Минского моря и на полигоне «Тростенец» на могилёвском направлении. Выглядит станция как группа непримечательных серых колб и будок, к которым из гор мусора проведены трубы. По ним и качается газ из глубины свалки. Добывают свалочный газ обычно на неработающих полигонах, которые уже засыпаны землёй.

Сжигать свалочный газ не только выгодно, но и полезно для природы. Когда органика гниёт на свалке, из неё выделяется метан, который, поднимаясь вверх, разрушает озоновый слой. Экологи говорят, что метан в 21 раз сильнее углекислого газа создаёт парниковый эффект. А если его выкачать и пустить на электроэнергию, такого влияния не будет.

Остатки еды

Картофельные очистки, кожуру от бананов и увядшую в холодильнике зелень тоже можно превратить в энергию. По данным Программы ООН по продовольствию и сельскому хозяйству каждый год в мире выбрасывают около 1,3 миллиарда тонн еды, из которой можно получить электроэнергию.

В Беларуси сейчас отдельно пищевые отходы не собирают и не перерабатывают. В области отходов сейчас другие приоритеты. А в мире из остатков еды из ресторанов, просроченных продуктов из магазинов получают не только электроэнергию, но и топливо для автомобилей. К примеру, в некоторых городах Швеции на таком топливе ездит весь общественный транспорт.

— Говоря об использовании остатков продуктов, свалочном газе и навозе, мы имеем в виду биогаз. Весь он получается фактически из отходов, ресурс которых можно «дожать», получив энергию. Плюс биогаза в том, что, используя его, не надо добывать или покупать полезные ископаемые и сжигать их. Легче получать энергию из того, что и так есть, — рассказал Анатолий Калач.

Когда отходы превратятся в доходы

Тем не менее, биогазовая энергетка сегодня в Беларуси развивается с трудом. Основная причина, по мнению исполнительного директора ассоциации «Возобновляемая энгергетика» Владимира Нистюка в том, что биогазовая энергетика медленнее, чем другие виды альтеративных источников окупается. А это отпугивает инвесторов, которые с большей охотой поставят ветрогенератор, который окупится в два раза быстрее. Тарифы на продажу в сеть установлены только для электрической энергии, а на тепловую энергию никаких льгот нет.

Сейчас система стимулирует создание любых возобновляемых источников энергии и так будет до тех пор, пока их количество не превысит некий допустимый порог, считает Алексей Киб.

— Дальше льготы исчезнут, а производители останутся и будут дальше поставлять «зеленую» энергии для страны. Существенный минус ситуации — закупка дешевого и сомнительного оборудования для скорейшей окупаемости проекта. От этого страдают все: энергосистемы, потребители и, в конечном счете, инвесторы. Последним после отмены льгот придется дополнительно вкладываться в модернизацию. Хотя разумнее всего с точки зрения экономии изначально установить оборудование мирового производителя и вместе с гарантией и сервисом избавить себя от множества будущих проблем, — рассказал Алексей Киб.

На правах рекламы.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Пятьдесят белорусских проклятий для World of Tanks

Боль • Дмитрий Мелеховец

Кто в Беларуси переводит игры на белорусский язык,насколько это выгодно, почему Wargaming закрыл обсуждение белорусской версии, в какой момент у Виктора Кислого задрожал голос, и что планируют делать ребята – читаем в интервью с неофициальными переводчиками «танков».