Каким медиа доверяет белорусский народ

Боль • редакция KYKY
Лозунг «не читайте советских газет» появился раньше, чем многие белорусские издания, к которым его и можно отнести. Для того, чтобы понять, доверяют ли люди телевизору и газетам, редакция KYKY отправилась за пределы Минска в городской поселок Радошковичи, известный производством керамики, а также провела мини-опрос на улицах Минска.

В Радошковичах смотрят НТВ и читают газету «Гастроном»

На главной площади города рядом с остановкой для маршрутных такси есть магазин «Татьяна» и небольшой рыночек. Люди, которые ждут маршрутку, сидят на серых полках летнего рынка, где с приходом лета будут продавать огурцы и укроп. Справа добрая женщина ИП продает с земли польские томаты. Чуть поотдаль — остановка для транспорта со скамейкой. На остановке — станочница Галина. Ждет автобуса, чтобы ехать домой. В процессе разговора на скамейку подсаживаются «свободные люди» Саша и Слаў Славыч с бутылкой чернила, и Галина уходит под навес рынка к остальным.

Галя, станочница ГЛХУ «Красносельское»: «Мы глядим новости по НТВ, белорусские и российские. Конечно, они одно и тое гоняют, это нереально. Возьмите кино „Морские дьяволы“. Я прихожу с работы в восемь вечера или в полдевятого, а они одни и те же программы показывают. Ну, мужик мой газеты читает, а у меня со зрением не очень. „Советскую“ выписываем каждый квартал. (имеется в виду газета „Беларусь Сегодня“ — прим. ред.)».

Станочница Галина, фото: Василий Андреев

Разговором интересуется Слаў Славыч. Он держит в руке перочинный ножик на цепи, прикрепленный к поясу. Говорит сиплым голосом. Его поддерживает второй житель Радошкович, который представился Сашей, безработным. У него глубокий голубой взгляд. Саша ожидает, пока Слаў Славыч срежет ножиком пробку с бутылки чернил.

Саша: В основном НТВ смотрим. Кабельное так идет по домам, а по деревне, по поселкам идет только девять каналов, больше не идет.

Слаў Славыч: А навошта табе многа?

Саша: Утром включаем белорусский канал Лукашенку посмотреть, Зону «Х» и погоду, больше нечего. Переключаешь на НТВ — ну и все, «Мухтар» начинается. Потом «ЧП», «Морские дьяволы» — и так до конца. Из газет покупаем только программу на неделю. У меня сестра Валя в Минске живет на Казинца, она тоже только НТВ смотрит. На поселках все смотрям утром, а молодежь так уже вечером.

Слаў Славыч: Дык гэта ён так! А я толькі ноччу гляджу. Вы ж разумееце, я мастак. Раней быў у Тэатральна-мастацкім, на кераміке. Працаваў у другім корпусе. Керамістаў сюды слалі па распрэдзяленню. З Віцебска мастакі ехалі. А я зрабіў тут адну сваю сістэму, ганчарства. У Беларусі нідзе няма такога. Я абпальваць ніяк не мог, не вытрымваў у печках тэмпературу на 700–1000 градусаў. Але мая кераміка зарэгiстрыравана беларускім мастацкім саветам.

KYKY: Можно вашу фотографию сделать?

Слаў Славыч: Не, цяпер не. Ну, хлопцы, мы ж ужо выпіўшыя. Сення не трэба, а вы прыязджайце праз тыдзень, я вам такі цуд пакажу.

Саша: Тут раньше был еврей, который всю эту керамику поднял. Я сам до армии работал в цеху, мы выпускали натурально все! Кухню «Вязынка» выпускали. Раньше такие пилорамы были, работало две тысячи двести людей. Сейчас осталось человек 150. Работает один мебельный, а плиточный цех сдали под минские склады, холодильниками завалили все и телевизорами, и один только кирпич выпускают. В Радошковичах нет работы. Маршрутки возят всех туда и туда. Я по-честному.

Слаў Славыч: Цяпер толькі па дачніках можна хадзіць. Я ж мастак… Стенд на остановке в Радошковичах

Саша: Подожди, Славик. С 6 утра начинается — вот тут толпа людей, не считая остановки, и маршрутка идет за маршруткой — Заславль, Минск и Ждановичи — вот где работа есть. А здесь все позакрывали. Кто-то частник открыл пилораму, по месяцу работает, понимаете? Зарплату не дал — люди ушли. Другие пришли, кому-то дал денег, кому-то не дал. Я «рэжу» напрямую и не боюсь.

KYKY: А можно вашу фотографию сделать, у вас глаза красивые, на черно-белую пленку крупно?

Саша: Голубые у меня глаза! Не, потом по этой рекламе меня тут задушат. Тем более, сегодня выборы, позабивают! Менты позакручивают руки, не надо.

Редакция KYKY перемещается под крытый навес импровизированного рынка. На полках сидят: электрик Иван Григорьевич и несколько женщин, которые наотрез отказываются называть свои имена. Одна из женщин признается, что читает «только Толстушку и Женскую газету». Электрик Иван Григорьевич более словоохотлив.

Электрик Иван Григорьевич: «Я Толстушку беру в киоске. Какие каналы смотрю? Дык „Перец“! Ну, у меня ж кабельное. Голых баб там показывают (сипло смеется). Анекдоты показывают. А так ОНТ люблю — новости посмотреть. Российские каналы смотрю. Вот сегодня вечером хочу посмотреть обратно про Крым. Там приехала эта самая Тимошенко и начала наезжать, с Америки, что она Россию презирает. Кто она такая? Тимошенко эта. Приперлась в инвалидной коляске, катается. Лично я скажу: Бандеру не уважаю. Украинцев я уважаю, но бандераў не уважаю. А вы это где будете писать? Только в интернет не пишите, я его боюсь. Я в компьютер один раз залез, а кнопки не знаю, какие нажимать. Понажимал что-то, так мой малой как почитал, сколько денег ушло! Не, у меня компьютер, чтобы диски поставить посмотреть, я таксама немножко соображаю, но интернета боюсь. Только телевизор после работы смотрю.

KYKY: Те ребята нам сказали, что они с утра смотрят.

Женщины хором: Так они свободные люди.

Электрик Иван Григорьевич, фото: Василий Андреев

В поле зрения появляется женщина в очках, которая с любовью смотрит на электрика Ивана Григорьевича. Представляется следующим образом: „Я ИП, продавец“. На вопрос, каким СМИ она доверяет, женщина отвечает: „Я работаю, у меня нет времени читать, один телевизор“.

KYKY: А вы жена Ивана Григорьевича?

ИП: Конечно, еще чего не хватало!

KYKY: Может, в интернет заходите? Что у вас является источником информации?

ИП: Какой там интернет! Конечно, телевизор. Если газета, то „Гастроном“. Интересная газета. Там и рецепты, и программа, и анекдоты, и все полезное о питании.

В разговор вступает дочь продавца, высокая брюнетка в утепленной жилетке.

KYKY: Вас посоветовали, сказали, вы в интернет заходите.

Дочь: Это дядька тот посоветовал, у меня на интернет времени нет. С телевизора новости узнаем, иногда в интернете на ТУТ бай залазим, но очень редко, потому что нет времени свободного. Больше информации не дам, никакой информации о работе и никаких фотографий.

KYKY: А имена скажете?

Дочь: Нет, какая разница?

KYKY: Ну, Наталья, Людмила, Ирина, разве это страшно?

Дочь: Ну так и напишите, придумайте любое.

Чему верит Минск

Здесь все привычно. Старшее поколение готово рассказать, младшее — мотивировать. Место общения — открытая площадка возле корпуса юридического факультета БГУ.

Тамара, технолог на пенсии, подрабатывает в казино

„Я газеты читаю постоянно перед сном, можно сказать, как снотворное. Только „Комсомолку“ ненавижу. Потому что сама столкнулась: настолько подло они осветили ситуацию про людей, которых я знаю! У них статья вышла, где не было ни слова правды. Настолько подло и грязно, что человек просто умер. Там с сыном проблемы были, и погиб этот парень. Поэтому „Комсомолку“ принципиально не читаю, презираю и никому из „Комсомолки“ ничего хорошего не желаю. А вот „АиФ“ — это действительно газета, там люди работают порядочные. А в “Комсомолке» одна ложь, одна грязь, причем, грязь надуманная, и сплетни, поэтому она таким тиражом и расходится. Если в »АиФ» какая-то информация идет, то она проверенная. По телевизору люблю смотреть программу «Сегодня» в 19 часов на НТВ, «Евроньюз» постоянно смотрю, и канал «Россия» мне нравится. А в интернете я в основном играю в пасьянс».

Студент Игнат, юридический факультет БГУ, 4-й курс

«Я не могу сказать, что доверяю СМИ. Если это белорусские новости, то читаю ТУТ бай, если иностранные, то ВВС на русском и английском. Несколько порталов прочитаешь — и мнение формируется, причем, явно отличное от того, которое пишется на одном портале. На самом деле, меня больше интересуют новости экономики. Я доверяю РБК и „Форбс“, в основном, российский читаю, потому что это ближе к нам. BelBiz иногда смотрю и Open.by. Телек — нет, разумеется. Я пока здоровый».

Ольга, работает в сфере журналистики

«Никаким СМИ я не доверяю, если честно. Наверное, потому, что работаю в журналистике и знаю, кто куда и зачем. Например, пять лет назад все фанатели от БелГазеты. Казалось, она давала крутую информацию, а сейчас мы с журналистами между собой разговаривали: БелГазету уже никто не жалует.

KYKY: А что в интернете вызывает доверие?

Ольга: Есть два кита — ТУТ бай и «Онлайнер». Даже если ты что-то интересное придумаешь, они все равно это подгребут под себя, твою статью себе перепостят, и трафик все равно пойдет к ним, а не к тебе. Единственное, что могу сказать: у «Онлайнера» нет политики платы за статью, они не делают заказных, а выбирают только те новости, которые им реально интересны. Они рассчитывают на броский заголовок и то, что наберут комментами и просмотрами, а рекламщики им все равно заплатят. А если брать ТУТ бай, то там ты можешь любую статью разместить за деньги. Причем, на сайте есть рекламный прайс, где так и прописано: рекламная статья в разделе таком-то — столько то, рекламная статья в новостях — столько-то.

KYKY: «Онлайнеру» доверия больше из-за того, что они не проплачивают новости?

Ольга: Нет, там «онлайнеровская» политика. Это срач. Вот смотрите, недавно статья была: БРСМ где-то устроил акцию. БРСМ ежедневно устраивает какие-то акции по всей Беларуси. Для чего «Онлайнер» пишет об этом в заголовке? Для того, чтобы люди сразу пришли срать. Давайте срать на БРСМ, на Солодуху — это странный уровень новостей, и как ты этому будешь верить? Если брать новости, то я предпочитаю расспрашивать. Никогда ничего не беру на веру, я прошу, чтобы разные люди дали обоснование, и складываю картинку в голове. Мой папа, например, вообще сидит исключительно в комментариях. Как представитель тех, кому за 50, верит только людским мнениям. Телевизор для него вообще не авторитет, да и журналисты тоже. Он видит новость на том же ТУТ бай или «Партизан» и читает исключительно, что думают люди.


KYKY: То есть телевизор для вас табу?

Ольга: Какой телек! Я могу рассказать, как делаются новости на СТВ. Короче, есть лента «Белты», которую гоняет отдел новостей. У них вот эта Белтовская программа стоит, и по сути все, что тебе говорит диктор, написано в ленте Белты. На СТВ постоянно парятся, что им нужно менять формат и выходить на новый уровень, но боятся, что настучат по шапке. Поэтому они с Белты снимают информацию и особо не отходят от этого. Конечно, если выставка открывается, почему не поверить тому, что говорит СТВ? А что касается событий — нет. Вот с Крымом сейчас информационная война. Российские каналы закрыли поле украинским, и на том же СТВ у нас на той неделе каждый день шли пророссийские выпуски с Мамонтовым про Крым.


Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Зачем ей персональный тренер по фитнесу

Боль • Клавдия Валюшкина

«Просто баба пришла позаниматься. Как обычно, везде заинстаграмилась, по всем туалетам пофоткалась. На следующий день ей стало больно, и она решила - ну нахер этот зал. Но фоты-то остались!», - персональные тренеры, которые много лет работают в тренажерных залах, рассказали Клавдии Валюшкиной, какие мотивации движут девушкой, которая с первым весенним солнцем приходит заниматься.