Юрист Алексей Кузнецов о польской нетерпимости к русскому акценту, девушках и ценах
«Когда я бывал в гостях у компаньонов отца, Польша казалась мне отдельным миром. Было очень любопытно попробовать их жизнь, поэтому, когда выпала возможность, я согласился уехать. Вопрос о переезде в Польшу решился в течение одного дня. Мне очень хотелось самостоятельности. Казалось, что я уже взрослый и должен жить отдельно от родителей. На начальном этапе больших проблем не было, язык учил недолго: месяцев семь, правда, посвящал этому занятию круглые сутки.
В отношении к тебе у поляков большую роль играет знание языка. Или рвение его изучить. Если они видят, что ты хочешь выучить польский, то обязательно помогут, хотя часто это будет не бесплатно. Также важно и то, как ты себя ведешь, как стоишь, как разговариваешь, как одет, в конце концов, особенно в гос.учреждениях. Как один поляк мне сказал: „Так легче понять, где ваш, а где наш“. Наши (опять же, не все) одеваются на такие встречи более официально, опрятнее, чем поляки. Вообще, в Польше не очень доверительно относятся к иностранцам. Я много занимался заселением и поиском квартир, и многие поляки не хотели сдавать помещение иностранцем, или проверяли каждую неделю. Потом, правда, успокаивались. У поляков негативное отношение к носителям русского языка. Не у всех конечно, только у „коренных“. Был случай, когда моего русского друга пытались избить, когда он гулял с девочкой по Варшаве вечером. Не редки случаи, когда людей бьют только из-за того, что слышат акцент. Даже если долго работать с поляками, все равно можно нарваться на насилие.
С девушками здесь не особо. Польские пани очень властные, и среди них мало действительно красивых, а не „заштукатуренных“.
Наши гораздо красивее, хотя белоруски начинают с ранних лет лезть в мини юбки и краситься, да так, что не отличишь: посадят тебя за домогательство к несовершеннолетней, или нет. В Польше этого нет, и чаще всего видно, где девушка, а где девочка. К тому же просто так за коктейль к ним не подойдешь, а вот уже за два — можно попробовать обуздать и полячку.
Жалеть о переезде мне не приходится, хотя говорить об этом с абсолютной уверенностью нельзя: я могу сесть в машину и через три часа быть около Бреста. У меня еще нет семьи, я молод, хочу покататься, посмотреть, где лучше, а где хуже. Когда я жил в Беларуси, думал, что в Польше круто. Первый год, собственно, так и было. Но на второй, третий год жизни ты понимаешь, что здесь те же самые проблемы, те же люди, та же бюрократия. Ничего нового. Все кричат, что в Беларуси низкие зарплаты, но и здесь далеко не высокие. На работу без опыта практически никуда не берут. А работать нужно много, очень много. Цены высокие. Да, в Польше есть понятие „распродажа“ — спасибо им за это, но все же… Как автолюбителю мне жутко не нравится их политика с очень большими страховками. В Беларуси за год ты заплатишь меньше 100 долларов, а в Польше — больше 500, плюс очень высокие штрафы за мелкие нарушения и недешевое топливо. Полякам, которые сидят на одном рабочем месте с утра до вечера, обслуживать машину будет нелегко.
У меня было много знакомых, которые, прожив меньше года в Польше, все еще хотели быть подальше от Беларуси и от всего, что с ней связывает. Спустя три-четыре года, они положительно отзываются о нашей стране и, что сейчас очень модно в Польше, вешают безделушки, напоминающие о доме: ленточки с орнаментом, наклейки.
Некоторым по-прежнему Беларусь не нравится, но тут зависит от человека. Лично мне нравится страна Польша, красивая и почти чистая, но расстраивают коренные жители: очень мало хороших поляков встречалось на моем пути».
Предприниматель Эрнест Кондрашов о том, где искать жилье в Польше
«Я учился на втором курсе в минском Институте современных знаний, когда решил уехать. Меня ничего не держало в Беларуси, хотелось новых эмоций, и казалось, если останусь в Минске, то упущу какую-то возможность. Одному ехать не хотелось, тогда я встретился с друзьями и предложил им ехать вместе, чтоб было веселее. Все пятеро парней согласились. В итоге провожали на поезд только меня.
На первом году жизни была небольшая трудность с польским языком. Я ведь поступил на англоязычное обучение, и фактически польский не был мне нужен. Поэтому первый год я прожил, зная только несколько стандартных фраз. Зато когда понадобилось общаться по работе и просто с новыми знакомыми, пришлось основательно учить язык. Есть миф, что ты приедешь и сразу устроишься на работу. На деле, в Польше шанс найти работу с первого года очень маленький: там и так хватает местных бедных студентов. Ты же приезжий, что добавляет проблем работодателю, и польский твой не так уж и хорош, как ты думаешь.
Если вы только приехали в Варшаву и не знаете, куда податься, заходите на сайт gumtree.pl — обычно все именно там ищут жилье.
Если же нет ни денег, ни потенциального сожителя, можно снять комнату в платном общежитии. Обычно они стоят около 300 долларов в месяц: вам дадут комнату или кровать в двухэтажном коттедже, где живут человек десять. Еще есть хостелы — если заселиться на месяц в отдельную комнату с учетом завтрака и постоянной уборки, заплатишь меньше, чем за съем квартиры, и всего на 100 долларов больше, чем за комнату в общаге.
Вообще, явных отличий в стиле жизни поляков и белорусов нет, но есть моменты, вытекающие из общей экономической ситуации. Польша в этом плане на несколько шагов впереди, а это и зарплата, и цены на товары и услуги. Распределять свой бюджет поляки могут более спокойно, да и возможность посещения разных Starbucks, Burger King, Zara и остальных рядовых европейских местечек только снится многим белорусам. Еще одно важное отличие — то, что в Польше и в Евросоюзе очень четкое законодательство. Многие вопросы в Беларуси начали рассматриваться относительно недавно, а это сковывает молодых предпринимателей. Например, вопрос франчайзинга начал прописываться в законодательстве, если не ошибаюсь, лишь в 2008 году. И о каких „Старбаксах“ может идти после этого речь? В этом плане молодые поляки более уверены в своих силах».
Студент Максим Макейчик о том, как девушка с Целью может запросто поменять твою жизнь
«Я давно хотел уехать из Минска, но если бы на живом примере не увидел, как девушка переехала в другую страну, так бы и жил с родителями на 300 долларов в месяц. С девушкой, которая переехала в Польшу, познакомился случайно. С первых дней общения я видел ее дикое стремление: она делала все, чтобы не быть здесь. Глядя на нее, мне тоже захотелось что-то делать, но лень оказалась сильнее: в итоге девушка уехала, а я остался. Через полгода она приехала в Минск в гости и рассказала, насколько было трудно в первые месяцы, как нелегко сейчас, и что это того стоит. Меня перемкнуло, и я понял, что прозябание жизни с пустой мечтой — это глупо. После большой войны с посольством и сбором миллиона бумаг была открыта годовая виза.
Как только я приехал в Варшаву, сразу решил сконцентрироваться на зарабатывании денег. С минимальным знанием польского языка это сложно — благо, знание белорусского не раз очень помогало. Первый год, с учетом оплаты самой дешевой квартиры, учебы, еды и транспорта, я тратил около 800 долларов в месяц из своих сбережений, потом деньги начали стремительно заканчиваться. Раздавать флаера на улице мне не хотелось, и я искал работу официантом, но человеку с акцентом и без опыта устроиться почти нереально, только если в кебаб за шесть злотых в час. В итоге мне помогли получить работу бармена. На тот момент денег уже практически не было, и я работал по 200 часов в неделю, чтобы как-то жить. Позже, с помощью дополнительного заработка, получилось сделать „карту побыта“ (документ, подтверждающий законное проживание на территории Польши - прим. ред.), благодаря которой я смог устроиться на работу с вышей ставкой, стал больше зарабатывать и сменил квартиру на более менее адекватную.
Но амбиции не оставляли, работа официантом не прельщала, поэтому я начал искать нормальное занятие. И снова столкнулся с теми же проблемами: отсутствие опыта и акцент. На глаза попалась бесплатная 3-месячная практика, куда я и пошел. Почти не получив нужных знаний, я смело смог вписать в резюме, что у меня есть опыт. Тогда же и начались поиски работы, которые пока что, увы, ни к чему не привели. Тем не менее, я не жалею, что уехал.
Недавно приезжал в Минск: скучно, уныло, хамят. Благо, англоязычные названия станций в метро убрали — звучало достаточно стыдно».