Антонио, мотоциклист:
«Во-первых, у нас байкеров нет. Байкеры есть в Америке, а у нас – мотоциклисты. Мотоциклисты в Беларуси делятся на тех, кто катается на «чопперах» (таких железных больших машинах), и на спортачах. Между нами есть разлады. Спортачи, на мой взгляд, очень портят имидж всем мотоциклистам. Могут перед гаишниками на заднем колесе проехать, между рядами гоняют, постоянно нарушают, что очень раздражает водителей другого транспорта. На чопперах так между рядами не поездишь. Увы, люди склонны к обобщениям. Поэтому из-за нарушений одних постоянно страдает репутация других.
Сергей, жилец дома №23 на проспекте Независимости
«Мне очень не нравится, на самом деле, когда после 23.00 и примерно до 2.00 они носятся по проспекту и, останавливаясь на светофорах, начинают «реветь». Еще хуже, когда при этом орет музыка. Страшный звук. В такие моменты хочется взять из холодильника куриное яйцо или пакет молока и кинуть в мотоциклиста. Увы, успеть так сделать не получается. Он с ревом на бешенной скорости летит дальше. Но после него приезжает следующий – и все повторяется. Почти каждую ночь несколько лет подряд жильцы центральных улиц вынуждены их терпеть. Я бы им вообще запретил кататься ночью. Да вообще бы запретил. Серьезно. У меня окна выходят на проспект. Форточка постоянно открыта. К звукам обычного транспорта уже привык. Но мотоциклисты – невыносимы».
Марина, продавец из киоска возле станции метро Октябрьская
«Я не против мотоциклистов, пусть себе катаются. Когда по проспекту проезжают колонны, очень нравится. Но мне не всегда приятен их внешний вид. Рога там, бороды до пояса. Помню, как-то с ребенком стояла, смотрели на мотоциклистов. Один повернулся в нашу сторону – ну вылитый черт из сказки! Ребенок испугался…»
Петр, просто прохожий
«Есть в них что-то сумасшедшее! Я считаю эти чуваки очень странно воспринимают маскулинность, пытаются ее доказать всем своим видом и звуком. В «Саус Парке» на эту тему серия хорошая была».
Михаил Майк Северин, байкер
«Чаще всего мотоциклистов обвиняют в том, что ездят между рядов по дороге и шумят. Любопытно, что некоторые объясняют свою громкость тем, что хотят обезопасить себя и других участников движения, мол, чем ты громче, тем заметнее. Мне кажется, что это миф. Если человек едет по дороге на нормальной скорости, ему не надо привлекать на себя дополнительное внимание с помощью звука. Еще одна предпосылка того, почему байкеров не любят – психологические стереотипы, которые навязывают СМИ. Любая авария, в которой участвует мотоциклист, чаще всего трактуется, как несчастный случай, вызванный именно его несоблюдением прав, хотя это не всегда правда. Под такими материалами активизируются тролли-комментаторы, которые нагнетают ситуацию еще больше. В результате байкеры превращаются в страшных бездельников, которые только и знают, что кататься по городу и пугать людей. А на самом деле, все иначе. В мотосообществе достаточно людей, которые борются за честный имидж байкеров. Мы – те же люди, что и другие, просто мотоцикл – наше хобби, нам без этого грустно. Многие байкеры помогают детям, ездят по детским домам. Кроме того, мы активно боремся за то, чтобы мотоциклисты соблюдали ПДД. Те, кто состоит в клубах, знают законы и редко нарушают. Чаще всего претензии вызывает езда молодежи. Зачем ездить шумно и на бешенной скорости по проспекту, прыгать на заднем колесе, подрезать дорогу другим, палить резину на тротуарах? Мы стараемся объяснять, но это не всегда помогает. Еще лет 15 назад в Минске было всего несколько сотен мотоциклистов. Все друг друга знали. Если случалось нарушение, сотрудник ГАИ вызывал представителей клубов на разбирательства. Теперь же мотоциклистов становится все больше, за всеми не уследишь. Я вот что скажу: сколько живу, столько чту традиции белорусского мотосообщества. Считаю, что настоящим байкером может назвать себя лишь тот, кто старается не нарушать правила и не причинять неудобств другим людям».
Сергей, таксист
«В последнее время многие байкеры, прямо скажем, бесят. Особенно из-за того, что они делают со своими выхлопными системами. Ужасный шум! Они что-то там меняют для большего рева. Еще есть проблема в том, что часто подрезают на дороге, не пропускают. Помню, был случай, когда я ехал, надо было перестроиться. Смотрю – стоит байкер, не уступает. Я его по-человечески попросил, мол, пропусти. Он облаял меня трехэтажным матом. Но, знаете, это проблема не в мотоциклистах, на мой взгляд, а в общем воспитании людей. Сейчас ведь таких хамов у нас на каждом шагу можно встретить, не то что бы только на дороге».
Валентина, продавец цветов из перехода
«Я нормально отношусь к мотоциклистам, но важно всегда соблюдать правила. Мою знакомую женщину байкер сбил насмерть. У нее остались престарелые парализованные родители, за которыми она до этого сама ухаживала. Вот что в таких ситуациях делать близким? Страшно…»
Сергей, участник ДТП с байкером
«Я любил мотоциклы с детства. Особенно классику, например, «Днепр» или «Урал». Слишком быстрые, вроде «Явы», мне не нравились, как и не нравятся теперь дешевые спортачи. Стоят они совсем недорого, поэтому их могут позволить себе даже слишком молодые люди, которые выклянчили деньги у родителей. Более зрелые байкеры чаще всего приобретают крупные мотоциклы. И для одних и для других мотоцикл – в первую очередь не средство передвижения, а возможность покрасоваться, привлечь к себе внимание. Байкер на огромном чоппере будет ездить помедленнее, чтобы все могли хорошенько рассмотреть его машину.
Что рассматривать в спортивном дешевом мотоцикле? Правильно, ничего. Однако оседлавшие спортбайки малолетние мудилы тоже хотят выглядеть круто, поэтому с ревом и визгом, ветром вместо мозгов они гоняют по городу.
Зимой я попал в ДТП и сейчас очень осознанно говорю: спортивным мотоциклам в городе не место. Для того, чтобы разогнаться до скорости 100км/ч, достаточно повернуть рычаг. Команда выполняется через считанные секунды и делает такого мотоциклиста очень опасным и неожиданным участником дорожного движения. Так произошло и в моей истории. Мотоциклист очень неожиданно повернул, я не успел вовремя среагировать, он тоже. В результате он оказался в больнице. Доказывал потом всем, что ехал со скоростью 50 км/ч и требовал от меня вместе с какими-то своими братками 10 000 долларов, чтобы он не завел уголовное дело. Насчет скорости он конкретно солгал, а у меня не оказалось видеорегистратора. Понимаете, я езжу на очень прочной машине. От столкновения с транспортным средством, которое движется по правилам, таких вмятин быть не может. А у меня конкретно машину помяли. В общем, после долгих разборок и угроз, мы между собой с тем парнем договорились, но теперь, когда я еду в машине и рядом пристраивается какой-нибудь мудак на спортаче, очень хочется сделать ему что-то неприятное. Никто не хочет разбираться в проблеме, хотя в кулуарах ГАИ не отрицают, что у водителя машины, который столкнулся в ДТП с лихачем на спортаче, есть привилегии. Они сами их не любят, потому что те наглеют, а остановить порой невозможно.
Я не говорю о том, что надо запрещать ездить, но, как минимум, сначала человек должен поэтапно обучиться вождению и начать лучше с трехколесного велосипеда. Спортивные байки бывают хорошими, но стоят они очень дорого, а 19-летние дети начитываются на форумах объявлений, покупают за копейки не пойми что и начинают от этого дуреть!»
Юлия Полещук, байкер
«По поводу наездов есть один хороший анекдот. «Байкерский бар. Сидят чопперисты в коже, жилетках там всяких, пьют пиво, братаются, общаются, веселятся. А в уголке одиноко сидят те, у кого спортивные мотоциклы, к ним никто не подходит, не разговаривает. Бармен это замечает и спрашивает байкера, почему, мол, так? Почему вы между собой знакомитесь, а этих не замечаете? Тот ему: «А что их запоминать, они каждый год новые».
Что меня бесит, так это вопросы, типа: «А ты байкерша?» «Знаешь Хирурга?» «Ты тоже с этими волками?» Я готова честно сказать, что не люблю, не терплю и ненавижу тех, кто ради своих целей создал такой имидж байкерам, который теперь распространяется на всех. Этих мотоциклистов я точно не люблю и, конечно, задолбалась объяснять, что не все байкеры поддерживают их идеи, и вообще, есть кардинально разные люди. Кстати, только вот каталась, и случайно так получилось, что встретились четыре мотоцикла – все как один с Погонями (ну это так, просто к слову).
Я не люблю байкеров, которые козлят ночами. Когда на машине – мне не жалко, что он быстрее меня едет, я тупо как любой нормальный человек пугаюсь резкого звука, который доносится сзади. Еще я не люблю тех байкеров и байкерш, которые не представляют из себя ничего без мотоцикла. Увы, многие думают, что, купив «мот», они станут круче, сексуальнее, найдут себе парня, или будут менять девушек, как перчатки. Такие люди как раз и стараются выпендриваться на дороге. Или просто кичатся своими мотоциклами, при этом при встрече, чаще всего, с ними просто не о чем поговорить.
Есть еще проблема менталитета. С нашим климатом мотоциклист не воспринимается как полноценный участник движения. Он выкатывается в короткий сезон. В такой ситуации мотоцикл воспринимается как дорогая игрушка. А у нас в стране вообще не любят тех, кто может себе позволить дорогие игрушки. Как сказал один мой знакомый: «Мотоциклисты, хотите, чтобы вас перестали ненавидеть – одевайтесь в старье, возите некрасивых девушек, ездите на ломье!»
Александр, охранник гостиницы «Европа»
«У меня байкеры особо негативных эмоций не вызывают. На мой взгляд, их можно не любить за то, что у них слишком громко работают моторы. И все. Да, они здесь часто проезжают, но, заметьте, никаких хулиганских случаев! И, кстати, постояльцы гостиницы никогда еще на них не жаловались».
Ксения и Светлана, прихожанки кафедрального собора Сошествия Святого Духа
Ксения: «Мне их жалко, потому что жизнь одна. Надо дорожить ею. Мотоциклисты на дороге себя очень бесшабашно ведут. Мы часто ездим в храм по кольцевой дороге и видим, как они носятся. Есть, конечно, и те, что аккуратно стараются ездить, но все равно это опасно. Им бы отдельную дорожку сделали. Может, было бы поспокойнее».
Светлана: «По дороге на работу видела, как ехало два мотоциклиста. На проспекте, там, где площадь Победы, один из них неудачно повернул и завалился прямо с поклажей, которая была у него за спиной (не знаю, рюкзак там или что). Все остановились. Парень, слава Богу, жив остался. Друг перепугался, подскочил к нему, помог подняться – и ка-а-ак врежет!»