Должна ли церковь упрощать приход к Богу, или наоборот, следует его максимально затруднить? Справедлива ли мысль: чья контора, тот и устанавливает правила, если речь о церкви? После предложения стать крестной матерью Антонина Зиновенко столкнулась с проблемой: в Петропавловской церкви на Немиге от нее потребовали посетить беседы для потенциальных крестных родителей и получить подтверждающий сертификат, позволяющий крестить детей.
Меня пригласили в крестные. Но маме ребенка в Гродно сказали, что я должна пройти специальные курсы для крестных при церкви. Потом мне выпишут бумагу, что я их прошла, и с этой бумагой я должна буду явиться на крещение в Гродно. Прихожу в церковь, идет служба, подхожу к тете, что свечки, иконы и прочее продает, задаю вопрос по делу. Она мне:
— На стенде вся информация.
Исчерпывающе. Подхожу, читаю стенд. Возникает вопрос:
— Занятия раз в неделю. То есть это четыре недели нужно ходить?
— Ну, может вы сильно ПРОДВИНУТАЯ, и вам батюшка сразу БУМАЖКУ подпишет, — победоносно говорит мне служительница церкви.
Церковный сленг он такой…ага.
Но то, что открыла мне женщина, свечи продающая, — это ладно (все мы можем вспомнить по крайней мере одну историю, как нас «вежливо» принимают в церкви), но дело еще вот в чем. Пошла я «на прием» к батюшке. Он подтвердил:
— Да, вот такая система теперь: вы должны месяц ходить на подготовительные курсы для крестных. Четыре беседы, раз в неделю — всего месяц. Ускорить процесс нельзя.
— У нас крещение через две недели.
— Ничем не могу помочь.
— У меня трое крестников, и подобные беседы со мной проводились еще до того, как пришла бюрократия. Тогда бумажек никто не выписывал.
— Когда это было?
— Девять лет назад первый раз я крестила ребенка.
— Это не считается….
— А что, с тех пор вера или обряд крещения изменились?..
Хотела еще спросить, проходят ли курсы и слушают ли лекции бабки, которых они набирают в церкви служить? Или они специально хамок набирают, но как-то не смогла. Еще из диалогов с батюшкой.
— Я могу все лекции прослушать сразу? Я знаю наизусть молитвы.
— Нет. Мы вообще должны понимать, какой жизнью вы живете, прежде, чем допустить вас к обряду.
— То есть вы можете меня еще и не допустить по итогу?
— Да. Вот вы ходите в церковь часто?
— Достаточно.
— А причащаетесь? На исповедь ходите?
— Нет.
— Вот. Уже первые препоны. Это уже плохо.
— Если я пройду месячные курсы, но не схожу на исповедь, потому что до конца не осознаю важность этой процедуры, то вы в конце можете мне не выписать эту бумагу?
— Можем.
Чего они хотят, собственно, и стоит ли совершать обряды типа исповеди и причастия, если потенциальный крестный не видит в этом смысла? Бездумная вера? Можно ли человека за месяц окунуть в религию с головой?
Когда я сделала пост Вконтакте про этот случай, девчонка написала, что в одной из минских церквей не разрешили быть крестными ребятам, потому что у них не было минской прописки.