По указу парламента, «альтернативщики» будут ухаживать за инвалидами и престарелыми, оказывать помощь в медучреждениях, лесном хозяйстве, а также работать в сфере ЖКХ, которая так нуждается в рабочих руках. Кроме того, на время такой службы солдат будут обеспечивать жильем, и, в отличие от армии, выдавать зарплату в полтора прожиточных минимума. То есть сегодня солдаты получали бы 2 миллиона 94 тысячи рублей в месяц. А в случае хорошей службы без автоматов и казарм, оплата труда может быть повышена.
Служить «на гражданке» придется дольше: 3 года для парней без высшего образования и 2 года — с высшим. Это ровно в два раза дольше обычного срока службы. Напомним, что изначально планировалось, что «альтернативщики» будут служить 30 и 20 месяцев в зависимости от полученного диплома.
Если солдат все же выбирает альтернативный способ отдать долг родине, график будет довольно плотным: 48-часовая рабочая неделя и всего один выходной. Со слов министра труда и соцзащиты Марианны Щеткиной, законопроект принимается для того, чтобы обеспечить право, заложенное в ст. 57 Конституции. «Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина страны. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом», — процитировала министр. «Больнее» всего в армию идти молодым бизнесменам, которые могу потерять весь свой капитал не то, что за полтора года — за выходной.
Топ-лидер компании «JCard» Александр Коршиков считает, что новость хорошая, но недоработанная:
«Право выбора всегда должно быть! Потому введение в законопроект возможности вместо воинской службы пройти альтернативную службу — это отличная идея. Это все будет отлично работать, если ребятам дадут выбрать для себя любимую сферу в альтернативной службе. Вот только шесть дней в неделю — это довольно много. Нужно пять. А „денежное довольствие“, которое будет вводиться, будет недостаточным, чтобы ребята могли себя свободно себя чувствовать и ни в чем себе не отказывать. Вариант: сократить время работы, оставить зарплату такую же, и дать шанс парням еще где-то подрабатывать, чтобы содержать себя и близких».
Несмотря на некоторые недоработки в законопроекте, это глоток свободы для белорусов. А для тех, кто все же не уверен в значимости этой новости, стоит понимать, что с армией «договориться» дорого, а с начальником ЖЭСа иногда получается и за 0,5 беленькой.
Журналист Алесь Кирикович, которого военкомат долгое время ласково называл «уклонистом», рассказал KYKY, что он думает об альтернативной службе:
«До своих 27 лет я все мучился вопросом „Сходить мне в армию или не стоит?“ После 27 мучаюсь другим: „Может, надо было сходить?“ Серьезно: год или два есть-пить-одеваться за государственный счет, не напрягать мозги, а главное — новые скиллы освоить. Красота ведь! Но это все фантазии, потому что реальность распорядилась по-другому: медкомиссия военкомата решила все сама, впилив в мой билет пометку „НГМ“, а я особо не спорил. Потому что к этому времени армейка — даже всего лишь ее гражданская ипостась — умудрилась сильно подпортить мне настроение. Меня долго гоняли по различным обследованиям, укладывали несколько раз в стационар на десять дней и разными другими путями отнимали время и силы. Оно бы все ничего, и можно понять этих ребят, если сильно проникнуться и постараться, однако, есть одна штука, которую я не забуду.
Все это время меня заставляли чувствовать себя виноватым и обязанным. Как будто я чем-то нашкодил, и сейчас нужно вести себя тише воды ниже травы. Казалось, что мой долг Родине выкупили и разделили между собой все эти люди, и теперь я должен каждому из них лично. А сам я, даже не имея еще диагноза, — уклонист. По умолчанию. И мудак, по определению. „И если тебе не подтвердят ПМК с регургитацией, поедешь в Новинки на три недели на обследование“. Потому что сережка в ухе и небрит.
Интересно, как поведут себя работодатели в медучреждениях, лесном хозяйстве и сфере ЖКХ с бесплатной с неба свалившейся рабочей силой? Рабочей силой, у которой есть какие-то убеждения — не просто так ведь мужик решил не связываться с оружием и предпочел утки в больнице выносить? Я никогда не хотел бы это проверить.
Задавая себе вопрос: „Может, стоило сгонять в армию?“, я никогда не спрошу себя: „А может, надо было сходить альтернативненько послужить?“ И даже самым упоротым буддистам порекомендую хорошо все взвесить. Хотя, может, дзен, смирение и все дела?»