Алла родила в 42 года. «Всегда хотела третьего ребенка, но решиться родить все никак не могла. Вмешался случай»
«Это мой третий ребенок, девочке сейчас год и десять месяцев. Старшей дочери 23 года, сыну 16 лет. Забеременела я случайно. Никакого другого варианта, кроме как рожать, не рассматривала. У меня к абортам отношение крайне категоричное. В молодости пришлось прервать одну беременность: мне было 20 лет, я только родила первого ребенка и буквально через несколько месяцев забеременела вторым. Растерялась, думала, что еще не восстановилась. На прерывании беременности тогда настояли и врачи, которые говорили, что организм еще не готов… И я решилась на аборт. О чем до сих пор очень жалею и не могу себя простить. По этой причине, когда узнала, что беременна в 42 года, решение приняла однозначное: рожать. Я не витала в облаках и осознавала, сколько мне лет. Потому сделала процедуру амниоцентеза (исследование околоплодной жидкости, взятой с помощью тонкой иглы через микроскопический прокол в животе будущей мамы – прим. KYKY). Процедура прошла успешно, никакие проблемы в развитии плода не были выявлены. Я окончательно успокоилась и просто наслаждалась беременностью. Конечно, я не призываю сейчас всех женщин рожать в сорок. Но если желание стать мамой есть и обстоятельства позволяют, почему бы и нет. Это не стыдно и не грешно –это нормально.
Моя третья беременность стала самой легкой для меня. Я вела свой привычный образ жизни. Путешествовала, занималась спортом, ходила на концерты и в театры, полноценно работала. Семейно-бытовые вопросы также ни на кого не перебрасывала. Кстати, занятия в тренажерном зале я прекратила примерно за две недели до родов. Сами роды тоже интересно проходили. Помню, в тот день я еще работала, затем сходила в магазин, приготовила ужин домочадцам, но не успела испечь всеми любимое печенье. Рецепт печенья уже диктовала сыну из роддома в промежутках между схватками (смеётся). О том, что нахожусь в роддоме я тогда никому не сказала, чтобы лишний раз не нервничали. Родила хорошо, буквально через неделю после родов вернулась на работу – я частный косметолог. Еще во время беременности нашла няню, которая мне сейчас помогает смотреть за ребенком, когда необходимо куда-то пойти без малыша.
Многие женщины к детям относятся как к проблеме. Мол, это постоянные стресс, нагрузка и волнение, потому что ребенку необходимо круглосуточное внимание. Ребенок – это не проблема. Не раздувайте из мухи слона и примите материнство осознанно: относитесь к этому состоянию спокойно и здорово, не предъявляйте ни к себе, ни к ребенку каких-либо претензий. Если мама не будет психовать и паниковать, малыш тоже не будет этого делать. Наслаждайтесь материнством, ведь благодаря вам развивается новая жизнь, а вы можете участвовать в этом процессе».
Татьяна родила первого ребенка в 43 года. «Я даже не надеялась, что это может со мной случиться»
«С мужем мы уже 25 лет вместе. Сейчас у нас трое детей, но пришли мы к этому не так легко и быстро, как предполагали изначально. Когда мы поженились, мне было 23, мужу – 27. Занимались устройством жизни, профессиональным развитием, про рождение детей не думали. Шли годы, желание стать родителями приходило все чаще. По медицинским показателям у меня все было в порядке, врачи утверждали, что никаких проблем нет… Но беременность все равно не наступала. В итоге я постепенно свыклась с мыслью, что могу никогда не стать мамой. Но в 34 года я неожиданно забеременела, однако беременность оказалась внематочной и дала осложнения. Мне перевязали одну маточную трубу, вторую сшили в нескольких местах. После операции врачи сказали, я вряд ли смогу забеременеть снова.
Тогда у меня произошел психологический «слом», я поняла, что хочу стать матерью в любом случае и что работа – далеко не самое важное в жизни. Мы с мужем приняли решение усыновить ребенка.
Чтобы подойти серьезно к вопросу, я прошла курсы приемных родителей. Даже задумывалась о создании детского дома семейного типа, потому что хотела много детей. После окончания курсов мне показали фотографию одного малыша, от которого отказалась биологическая мать и который один лежал в больнице. Признаюсь, фотография особых чувств не вызвала, но я решила сходить в эту больницу и увидеть ребенка. Интуиция не ошиблась – это была любовь с первого взгляда. Я увидела 7-месячного Митю и поняла, что никому его не отдам.
Процедура усыновления длилась почти три месяца и превратилась в настоящий бой: мы буквально отвоевывали нашего Митю у органов опеки. Дело в том, что 12 лет назад (столько сейчас нашему сыну) маленьких детей массово отправляли на усыновление за границу и еще не было официального запрета (речь о Декрете Президента Республики Беларусь №3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» – прим. KYKY). Митю, как мы предполагаем с мужем, также готовили к усыновлению за рубежом. Чтобы стать законными родителями мальчику, мы дошли до прокуратуры. Наверное, тогда подняли на уши весь город. Но добились своего – Митя стал нашим сыном. Через два года я задумалась о втором ребенке. Я снова обратилась в центр усыновления детей, где мне показали фотографии детей-отказников. Так в нашей жизни появилась 10-месячная Даша. Процедура удочерения тоже была непростой, потому что у ребенка не был определен статус – мать находилась в розыске. Но в итоге все разрешилось благополучно, и мы стали законными родителями Даши.
Мы жили хорошо, но когда дети стали подрастать, я почувствовала непреодолимое желание иметь еще одного ребенка. Мы думали об усыновлении, но по закону у нас не хватало жилплощади для третьего малыша… И через какое-то время я узнала, что беременна. Это стало полной неожиданностью! Я даже не надеялась, что это может со мной случиться. На тот момент мне был 41 год. Но на четвертом месяце произошел выкидыш. Я винила себя во всем, чем могла: что не подготовилась к беременности, что легкомысленно отнеслась к ней, что не берегла себя… Буквально через несколько месяцев у меня наступила новая беременность, и тут я уже подошла к своему положению со всей ответственностью и бережностью. Паниковали только врачи, которые всячески пытались навязать различные исследования и анализы и переживали за старческие изменения в организме. Несмотря на это, состояние моего организма было как никогда отличным: я чувствовала себя, как 20-летняя. Кроме того, я изначально была настроена родить, каким бы ребенок ни был. В 43 года я стала мамой здорового малыша.
На самом деле, беременность и роды в возрасте – уже совсем не редкость в нашей стране. Знаю много женщин, которые родили или собираются родить после 35. Недавно на детской площадке разговорились с одной женщиной. Она в положении, но переживает, что поздно собралась рожать – ей 37. Я рассказала ей, что родила в 43. У нее прямо на глазах настроение поднялось, и появилась уверенность. Поэтому обращаюсь ко всем женщинам: можете и хотите рожать – рожайте, не отказывайтесь от детей, не терзайте себя ложными сомнениями. В любом возрасте.
Дети на самом деле дарят молодость. Нам с мужем никто не дает наши годы, хотя мне уже 46, а ему 50. Потому что времени на «загоны» по поводу приближающейся старости нет.
Все мысли заняты детьми, а не сожалениями об ушедшей молодости. Мы в постоянном движении. Ради детей хочется жить! В конце хочу сказать про самый важный момент: не лишайте себе счастья быть родителями. Не убеждайте себя, что и без детей вам хорошо. И уж тем более не свыкайтесь с мыслью, что раз бог не дал детей – значит, всё. Не всё. Если так случилось, что родить ребенка вы не можете – усыновите. Если вы принимаете усыновление осознанно, границу между «своими» и «чужими» никогда не проведете. Любовь безусловна: если вы любите ребенка, то любите независимо от того, вы или не вы его родили. В этом я убедилась окончательно, когда у нас появился собственный сын. Ни я, ни муж не стали любить старших – усыновленных – детей меньше. Все трое – наши, всех троих мы любим одинаково, и они это чувствуют. Причем, Митя и Даша знают, что мы не их родные родители, этот факт мы от них не скрывали».
Ольга родила в 43 года: «Меня не страшила участь матери-одиночки, я просто хотела родить для себя»
«В 25 лет я вышла замуж. Но с мужем мы прожили недолго: через несколько месяцев после свадьбы он погиб. Я была на пятом месяце беременности. Вряд ли словами можно передать состояние, в котором я тогда находилась. Будто впала в не проходящий психологический обморок. Но мои мысли занимал не столько страх остаться одной с ребенком на руках, сколько жестокость людей вокруг. Никогда не забуду слова врача, которая после приема сказала мне: «Зачем вам ребенок, если у вас нет мужа». Из кабинета меня вынесли. Я до сих пор не понимаю, как такое можно было сказать. Пережить боль утраты, выносить и родить первого ребенка мне помогли родственники и близкие друзья.
После гибели мужа личная жизнь не сложилась. Так получилось. Какие-то отношения были, но во что-то серьезное не переросли. Растила и воспитывала ребенка одна. После сорока снова познакомилась с мужчиной и забеременела. Но отношения не заладились. Для себя решила: если уж не получается создать семью, то хотя бы второго ребенка рожу. Возможно, это звучит эгоистично, но так ли это важно по сути? Я родила, и ребенок подарил мне счастье. Моя вторая беременность была настолько легкой, насколько сложной – первая. Легко и естественным путем без каких-либо осложнений я родила здоровую доченьку.
К сожалению, женщин всегда пытаются подогнать под неизвестно кем созданные стандарты. Когда-то позором было не выйти замуж и не родить ребенка до 25 лет. После 25 женщину автоматически записывали в старые девы и практически ставили на ней крест.
Хорошо помню, как моя мама рассказывала про женщину, которая родила в 50 лет. На каких только уровнях ее в то время ни обсуждали! Про то, что это ее личная жизнь и ее личное решение, речь даже не шла. Главное – неправильно. Общество выносило свой вердикт без особых разбирательств. Сколько жизней было искалечено из-за «правильного» мнения общественности. Это продолжается и сейчас. Нас всех с детсада пытаются причесать под одну гребенку, лишают инициативы, свободы самостоятельно мыслить. Внушают непонятно кем установленный набор ценностей: мол, нужно так, а не вот так. И в результате мы становимся марионетками. Не знаем, что делать, если в нашу жизнь вмешается случай. Знаем только, что так правильно, а вот так – нет. Но кто решил, что правильно именно так? Кто ж знал, что мой брак продлится только несколько месяцев, я буду матерью-одиночкой и рожу второго ребенка после сорока… Тоже одна.
На самом деле, поздние дети – это абсолютно нормально. В группе моей дочки в детском саду есть такие же поздние дети, и их немало.
Лично меня это сильно поддерживает, потому что мнение общества на меня влияет, как бы я ни храбрилась. Когда нет поддержки и тебя еще постоянно «клюют» – это очень сложно. И так тяжело, а тут еще языки жалят. Как будто ты преступление совершил. Но рождение ребенка в возрасте – это не ошибка и, тем более, не преступление. Конечно, я не молодею, и с каждым годом на отдых нужно больше времени, чтобы восстановить силы. Но я начала ко многому относиться проще: не всегда в квартире порядок, а на столе – кулинарные шедевры. Но чем взрослее становится дочка, тем больше она помогает мне, поддерживает. Честно, поздние дети – они на самом деле иные. Они мудрые. В минуты слабости, когда я начинаю себя жалеть и думать о жизненных тяготах, моя шестилетняя дочь подходит ко мне, обнимает и говорит: «Мама, не нужно плакать, ты ведь большая». Смотрю на нее, и у меня снова вырастают крылья.
Конечно, кто-то скажет: зачем рожать и создавать себе трудности, рисковать здоровьем. Можно же занять себя изучением языков, чтением книг, путешествиями, присоединиться к какому-либо сообществу. По моему мнению, женщине материнство дает несопоставимо больше, чем все искусственные занятости. Благодаря материнству жизнь наполняется естественным смыслом. Я здраво осознаю, что моя вторая дочь, как и первая, тоже вырастет, и когда-то я все равно останусь одна. Но я принимаю это и стараюсь сейчас просто наслаждаться каждым мгновением, проведенным рядом с ребенком».
Снежана родила в 44 года. «Врачи, глядя на мою беременность, говорили: «Да, у вас возраст, но сейчас это нормально».
«Первые мои дети (у меня два взрослых сына от первого брака) появились достаточно в стандартном для Беларуси возрасте: первый – в 22 года, второй – в 24. Затем я занялась своей карьерой, добилась финансовой независимости, признания себя как специалиста. Но в определенный момент поняла – а ведь это все вторично, в жизни мне нужен уже совсем другой смысл.
У меня второй брак. С мужем мы уже давно вместе, и я хотела, чтобы у нас были общие дети. Муж ребенка тоже желал, но никогда не настаивал. У нас обоих были нюансы со здоровьем, к тому же и возраст. Но мы решили попробовать родить ребенка. Получится – значит, получится. Никаких специальных процедур не делали, все случилось само собой. Так я снова испытала это фантастическое чувство – быть беременной, чувствовать, как развивается твой малыш. И несмотря на то, что по медицинским меркам я считаюсь «старородящей», так меня не назвали ни в одном медицинском учреждении. Врачи, глядя на мою беременность, говорили: «Да, у вас возраст, но сейчас это нормально». Более того, не раз слышала и убедилась в этом на собственном примере: женщины, которые рожают детей в сознательном возрасте, совершенно по-другому себя ведут в отношении материнства. Как правило, к сорока годам у женщин уже сложилась семья, карьера. Женщина не озабочена самореализацией и может полноценно посвятить себя малышу. Такие дети вырастают более счастливыми, они долюблены, потому что у мам уже другое отношение к жизни, они уже никуда не спешат и никому ничего не доказывают.
Естественно, я прекрасно осознавала все риски и была готова к рождению ребенка с отклонениями. Но от процедуры амниоцентеза отказалась, хотя врачи настаивали и даже пугали ввиду определенного риска по результатам генетического анализа.
Мы решили с мужем, что примем малыша, каким бы он ни родился. Что бы ни случилось – значит это наш путь. На момент беременности мне было 43, родила в 44 года естественным путем здорового малыша. Сама беременность проходила легко. Наверное, здесь немаловажную роль сыграла моя физическая форма и образ жизни. До беременности я несколько лет занималась спортом, причем достаточно серьезно и активно, с хорошим тренером. То есть спина была крепкая, пресс и ноги тоже. Во время беременности я ходила на тренировки, в бассейн. Правильно питалась, отказалась от всех вредных привычек. С прямым негативом в отношении своей беременности не сталкивалась. Возможно, что-то и говорили за моей спиной, но мне было все равно.
Я понимаю, что когда нашему сыну будет двадцать, нам с мужем будет за шестьдесят, и нам нужно приложить достаточно усилий, чтобы сохранить здоровье, вырастить сына и помочь ему «встать на ноги». Но мы готовы к этому и не считаем это непосильной задачей. Сейчас я в декретном отпуске, затем вернусь на работу, потому что не хочу перекладывать всю финансовую ответственность только на мужа. Опять же, рождение ребенка не исключило меня из жизни. Мы договорились с мужем, что разделяем уход за сыном, у меня должно быть свободное время для себя: чтобы сходить в тренажерный зал, парикмахерскую, магазин, встретиться с подругами. И это вовсе не проблема – нужно просто спокойно вместе все обсудить.
Беременность в 30 или 40 лет – уникальный шанс подойти к родительству ответственно. Раннее замужество и рождение детей – это больше дань обществу, а не потому что было сильное желание. Такие на постсоветском пространстве сложились устои. Поженились – сразу дети. А готовы ли быть родителями – этого никто не спросил. На мой взгляд, это здорово, что сегодня молодые девушки не торопятся выйти замуж и родить детей, едва закончив школу. У 18-20-летних нет нормального жизненного опыта, они еще сами в некотором смысле дети. О какой осознанности здесь может идти речь? Многие просто не готовы к семейным отношениям. Отсюда ссоры, разводы, брошенные дети, психологические травмы, несчастливые браки – замкнутый круг. Я считаю, что женщина должна быть морально готова к родам. Это же касается и страха быть матерью-одиночкой. Сегодня многие женщины в возрасте по разным причинам одиноки. Но это не повод отказывать себе в материнстве и ставить на себе крест. Если желание есть, здоровье и финансовое положение позволяют, становитесь матерями. Не идите на поводу стереотипов. Слушайте только себя».