После того, как Героев Майдана в официальной прессе и на ТВ перестали называть бандитами, первой реакцией был громкий белорусский хмык. Самый распространенный коммент от народа: «Ох, бедные, сейчас их опять обманут». Те, которые гнобили майдановцев в ноябре и не верили в феврале, опасаются за политическое будущее Украины в марте. Притом, за свое будущее мы спокойны. Нам «жалко» народ, который сообща сбросил правителя. Штука в том, что героям жалость не нужна. Никому не приходит в голову, что нарушать закон и воровать в Украине теперь будет крайне проблематично. Если ты знаешь, что стоит заиграться — и твой народ раскрошит плитку на площади, набьет крошкой мешки для баррикад и будет отбиваться от спецслужб.
Трусы Януковича
Реакция журналистов
Война очень хорошо делит людей на головы: в каждой фразе по поводу происходящего в Киеве сквозит твое персональное к отношение к революции на Майдане. Даже оставаться журналистом в ситуации освещения войны непросто. Самым показательным примером является вчерашняя передача на канале BBC Russia. Ведущая в разгар панихиды, когда гробы несли по площади, спросила у корреспондента, мол, они там до перевыборов в декабре будут стоять или все-таки разойдутся по домам? Корреспондент в Киеве спал с лица. Через минуты ведущая уже спрашивала у гостя в студии, лидера партии, потерявшего семь человек на Майдане: как вы насчет того, что Европе Украина не нужна?
Посмотрим, что в этом момент происходило в официальных СМИ Беларуси. Пытаясь анализировать украинскую тему в своих СМИ, мы больше всего напоминаем слонов в посудной лавке. Официальный портал БелTA перепечатывает речь Олега Тянибока с Майдана с заголовком «В Украине могут ввести понятие «не гражданин» и запретить русский язык». Заметьте: вырванный кусок из речи председателя националистической партии «Свобода», которому еще раньше нужен был публичный судебный процесс над коммунизмом и визовый режим с Россией, но это всего лишь одна партия. Не вся Украина. Но мы давно забыли, что их может быть много.
Что сказала Юлия
Факт в том, что украинцев не возьмешь голыми руками. Даже если ты в инвалидном кресле, и они слушают тебя потому, что ты жертва того же Януковича, солдаты которого их здесь били пару часов назад. Когда Юлия Тимошенко говорит: «Теперь я буду вашим гарантом», по толпе проносится ропот — в такие моменты понимаешь, что так просто нацию не взять. В Киеве сейчас обострены все чувства. А Юлия Тимошенко вышла на свободу в субботу 22 февраля. Решение об освобождении бывшего премьер-министра Украины приняла Верховная Рада, проигнорировав Януковича. Юлия Тимошенко провела в заключении около двух с половиной лет. Теперь ее называют главным претендентом на пост президента страны. Правда в том, что единого лидера у Майдана до сих пор нет.
И есть надежда, что после возвращения к Конституции 2004 года, которая здорово ограничивает полномочия президента, сотни депутатов Верховной Рады начнут коллективно принимать нормальные решения.
Беркут ищет укрытия
Больше всего белорусов веселит факт того, что «беркутовцы» запросились в наши заброшенные деревни. Это новость номер один в соцсетях. МИД поспешил откреститься, что не удивительно, потому что после Майдана никто не даст ни единого повода для недовольства народу. Народ благодаря украинцам почувствовал силу. А люди всегда идут на сторону сильного. В отличие от самого Майдана, куда шли те, кто имеет собственное мнение.
Да, сейчас Украине придется не сладко. Гривна нестабильна, украинцы снимают миллионы со счетов, на всех дорогах блок-посты из народной дружины проверяют машины. Революция меняет все. И хорошо написала Юлия Латынина на сайте Эхо Москвы (разумеется, это одна мысль, потому что полностью соглашаться со всем сказанным Латыниной нельзя, но мысль правильная): «Януковичей надо прогонять. Это, знаете, как в момент Вася влюбился в Машу, и смешно им говорить, что вы с Машей потом будете ругаться и она тебе будет изменять, и обед будет подгорелый. Так вот, любовь — это отдельно, а подгорелый обед — это отдельно. Революция — это отдельно, а ее последствия — это отдельно».