Семь причин бесстыжей разбежки цен в минских аптеках

Боль • Аня Перова
Появившийся в 2010 году сайт Tabletka.by упростил жизнь многим белорусам: раньше нигде нельзя было так легко узнать о цене и наличии необходимых медикаментов в аптеках. Однако вместе с помощью появилось и недоумение: почему в одной аптеке лекарство стоит условных 10 тысяч рублей, а в другой — 30? KYKY пробует разобраться.

Например, молодежный «антидепрессант» триптофан можно найти по цене от 12900 до 27300 рублей. Аспирин так и вовсе можно укупить как за 36 400, так и 83 500. Разбежка в суммах более чем в два раза может загнать охотников за низкими ценами в сплин и новую боль. Вопрос о формировании цены на лекарства оказался с подвохом: к кому, собственно, обращаться? Разобраться в тонкостях ценообразования помогла бухгалтер Наталья Матюшевская.

То, какой ценник мы увидим на коробке пилюль в аптеке, полностью предопределяется двумя факторами. Во-первых, ценообразованием импортёра, привозящего лекарства в страну. А во-вторых, торговой надбавкой непосредственно в сети аптек. Начнем с фактора первого: ценообразования импортера. Формирование цены в организациях, где закупают лекарства, в свою очередь, зависит от нескольких причин. Если с ценой производителя (закупочной ценой) и рентабельностью импортера, заложенной в цену товара, все относительно ясно, то о двух следующих факторах стоит рассказать подробнее.

Причина первая. Таможенные пошлины и сборы

«Так как все составляющие итоговой цены, в том числе и уже перечисленные, рассчитываются в валюте по курсу на день растаможки товара, то одна и та же партия товара, растаможенная в разные дни, будет иметь разную себестоимость», — разъясняет Наталья Матюшевская. Выходит, что для импортера установить цену на товар – это целый квест, итог которого очень сильно зависит от курса валют. Обычно не задумываешься: «Ну, поднялся доллар на 10 рублей, черт с ним».

Зато на лекарствах, которые покупаешь через месяц, это отражается гораздо сильнее: те же таможенные пошлины зафиксированы в валюте и исчисляются по курсу на день растаможки. А суммы там немаленькие: те же 10 рублей могут существенно повлиять на итоговую цену реализации.

Причина вторая. Транспортные расходы: виним грузовик, который везет мало коробок

Наталья замечает, что и затраты на логистику напрямую зависят от валютных курсов: «Транспортные расходы организации, занимающейся международными перевозками, выставляют, как правило, в валюте на день оплаты». Легко представить ситуацию: вот импортер везет 20 ящиков таблеток на одном грузовике, а другой импортер на таком же грузовике — 30 ящиков. У кого в итоге деньги за топливо и оплата труда водителя меньше отразятся на цене, которую выставит поставщик? Ответ очевиден.

Причина третья: торговая надбавка (непосредственно в сети аптек).

Вот здесь мы подобрались ко второму большому фактору, который существует независимо от производителя лекарств, таможни и зарплаты водителя фуры. Размер торговой надбавки зависит от запросов (или наглости) сети, реализующей товар. Но Указ Президента №366 от 11 августа 2005 года устанавливает предельную торговую надбавку на лекарственные средства. Если цена таблеток ниже пяти долларов, то сеть имеет право повысить отпускную цену на 30%. Если выше пяти, но ниже десяти, то — на 25%. И так далее. Конечно, можно поставить торговую надбавку и меньше установленного предела. В аппетитах сетей тоже стоит искать причину ценовых разбежек. При этом в Минске существует аптека, позиционирующая себя, как точка, не повышающая торговую надбавку выше 10%. Вроде бы работают честно.

Справедливости ради стоит сказать: на размер надбавки влияет не только жадность конкретной сети аптек, но еще и количество сотрудников, размер их заработной платы.

Кадр из фильма

Кроме того, Наталья обращает внимание на еще один важный пункт расходов:

Причина четвертая. Арендная плата: виним арендодателя

В цену каждого товара также заложена плата за аренду магазина, где он реализуется. Если какое-нибудь лекарство в аптеке около остановки, допустим, стоит 100 тысяч, то в отделе гипермаркета его же вы купите за 110 тысяч. Внимательные покупатели, наверное, и сами обратили внимание, что аптеки, расположенные в павильонах крупных торговых объектов, выставляют завышенный относительно других ценник: это обусловлено высокой арендной платой в «хлебном» проходном месте.

— Торговая сеть, чтобы покрыть высокую стоимость аренды, увеличивает наценку до предельно возможной. Не все аптеки могут себе позволить низкую торговую наценку», — справедливо замечает Наталья.

— Хорошо, тогда почему если взять, например, арахисовое масло, оно будет стоить во всех магазинах примерно одинаково, хотя они разные и по площади, и по расположению?

— Надо понимать, что арахисовое масло имеет свой срок годности. Его нельзя продавать, скажем, три года. Лекарства в этом плане — товар более гибкий. Можно купить сейчас таблетки, выпущенные еще в 2013 году. Да, их срок годности подойдет к концу в 2016, но зато они наверняка будут по низкой цене, ведь их произвели и закупили уже давно. Другое дело, что старые лекарства часто просто разбираются, поэтому, когда заходишь на ту же «таблетку.бай», лекарств по самой низкой цене обычно остается в продаже меньше всего.

«Кроме того, — продолжает Наталья, — бухгалтерия в розничной торговле продуктов точно работает не так же, как в фармации. Бухгалтерия торговых сетей сосредоточена в одном офисе и занимается контролем цен на всех объектах сразу. Пришел товар, его приняли – и сразу переписали цены на все наименования. В аптеке же подход более индивидуальный. Иногда можно встретить ситуацию: совершенно одинаковые бутылочки предлагают купить по разной цене.

Все просто – они из разных партий. Вы наверняка обращали внимание, что в аптеке каждый товар пробивают по базе перед покупкой по индивидуальному коду, а в продуктовых используют унифицированный сканер, который выдает одну и ту же цену на весь однотипный товар».

Кроме того, есть факторы, не всегда играющие роль, но тоже влияющие на рынок. Про них следует поговорить отдельно, поскольку это довольно редкие случаи, но они имеют место быть – когда что-то еще, кроме уже обозначенных причин может в итоге отразиться на конечной стоимости продукта.

Причина пятая. Государственные тендеры: тут все сложно

Если говорить исключительно о государственных организациях, то здесь стоит упомянуть о сайтах icetrade.by и goszakaz.by, которые аккумулируют все тендеры Беларуси, в том числе и на медицинскую тематику. Здесь играть с ценами можно по сути без ограничений: всё опять же зависит от аппетитов обеих сторон.

Причина шестая. Некондиция: пилюли в мятой коробке

Чуть-чуть смятые коробки на взгляд розничных продавцов считаются уже «некондицией», и этот товар в принципе могут отдать на реализацию, но по сниженной цене. По факту состояние упаковки никак не влияет на лечебные свойства препарата, так что заполучить дешевые лекарства можно еще и таким способом.

Причина седьмая. «Неприкасаемые» лекарства

Кадр из фильма

Вдобавок к уже перечисленным причинам стоит вспомнить и о существующей категории «неприкасаемых» лекарств. Речь идет о произведенных в Беларуси медикаментах, цены на которые регулирует Министерство экономики – именно так постановил Совет Министров 16 апреля 2005 года. Из «популярного» списке есть, например, нитроглицерин, фуросемид, амброксол, валидол, корвалол, дротаверина гидрохлорид и другие. Список, кстати, довольно длинный.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Мотольский говор, беляши и автостопщики. Пять причин исследовать Беларусь на авто, а не на поезде

Боль • Ася Поплавская

Если вы едете по Беларуси на поезде, вы никогда не увидите памятник паровозу в Орше, не попробуете беляшей как в школе под Барановичами, и в конце концов, не сможете сами выбирать музыку для пассажиров. Ася Поплавская находит пять веских поводов для автомобильного путешествия.