Как прошел первый день суда над Бабарико, куда не пустили журналистов, но позвали силовиков

Боль • редакция KYKY

Начинается процесс по делу «Белгазпромбанка» и Виктора Бабарико — пожалуй, это первый суд над беларусом, за которым будут следить тысячи человек по всему миру. Рассказываем все, что нужно о нем знать. 

Что прямо сейчас происходит в здании суда

Около 16:40 в суде начали зачитывать обвинение, которое занимает 340 страниц. Прокурор прочитал его примерно за 20 минут. Первый день суда закончился в 17 часов. Продолжение будет завтра в 11:00.

Ходатайство заявил и сам Виктор Бабарико. Он просил один день в неделю для ознакомления с делом — и разрешить ему жестикулировать. Судья разрешил жестикулировать, когда Виктор Дмитриевич дает показания, а в остальное время — «по разрешению суда». 

Еще одно ходатайство от защиты Виктора Бабарико — адвоката Евгения Пыльченко: два свидетеля Алексей Степановс и Александр Ростовс, которые много раз упоминаются в деле, и по материалам следствия задействованы в схемах, не были допрошены и не вызваны в суд. Ходатайствует об их вызове. Судья говорит, что ходатайство будет разрешено в течение ближайшего времени

Ходатайство заявили также адвокат Наталья Мацкевич. Она собрала все сюжеты госСМИ про это дело, где есть обороты «есть неопровержимые доказательства», «установлено», «правоохранители уверены». Адвокат заявляет о нарушении презумпции невиновности и просит о судебной оценке этих фактов.

Защита Виктора Бабарико подала еще одно ходатайство — об отмене ареста недвижимого имущества. В частности, речь идет о квартире и гараже в Минске, принадлежащих на праве собственности Марии Ховарт (дочери Виктора Бабарико). Суд не нашел оснований для удовлетворения заявленного ходатайства. 

Защита Виктора Бабарико подала ходатайство об изменении ему меры пресечения на домашний арест, приведя доводы, которые свидетельствуют, что экс-банкир не намерен скрываться и препятствовать рассмотрению дела. Сторона обвинения ходатайство не поддержала. Суд удалился в совещательную комнату.

Суд начался. Адвокат Бабарико Дмитрий Лаевский попросил отвод судьи Игоря Любовицкого, ссылаясь на то, что его жена — совладелец бюро, где работает адвокат одного из обвиняемых по делу, Виктора Кобяка. Однако суд не поддержал ходатайство защиты.

Процесс якобы «открытый», но журналистов независимых СМИ на него не аккредитовали. Виктора Бабарико привезли в суд за час до начала, он находится на скамье подсудимых. 

Фото: belta.by

Фото: AFP

У входа в суд собралась большая очередь – больше ста человек. Они кричат: «Запускай», – и просят, чтобы им разрешили присутствовать на открытом процессе. Но внутрь зала пускают только адвокатов и родственников. Остальных просят выйти.

К собравшимся около входа уже вышла представительница суда и сказала, что больше пускать никого не будут, так как закончились места.

Тех, кого все же пропустили, просят оставить телефоны в ящиках – в зал с техникой не пускают. 

Возле здания суда стоят сложенные ограждения, рядом дежурят сотрудники ДПС. Также на парковке замечены автозак и микроавтобусы. 

Фото: @onlinerby

С самого утра к зданию суда Московского района приехали саперы, транспорт с парковок вывезли эвакуатором. 

Краткая хронология дела Виктора Бабарико 

Виктор Бабарико возглавлял «Белгазпромбанк» около 20 лет. Но весной 2020-го он заявил о намерении баллотироваться на пост президента, поэтому покинул пост в банке. 

11 июня финансовая милиция КГК пришла в банк с обысками. 18 июня Виктор Бабарико был задержан вместе со своим сыном Эдуардом Бабарико. 20 июня адвокаты сообщили, что Бабарико предъявили обвинение. Экс-банкир обвиняется в получении взятки в особо крупном размере организованной группой и легализации доходов, полученных преступным путем, в особо крупном размере. Виктор, как и его сын Эдуард, находится в СИЗО КГБ уже восемь месяцев. 

По делу «Белгазпромбанка» также проходят восемь фигурантов. По версии следствия, когда Бабарико был главой правления «Белгазпромбанка», он создал из числа своих замов организованную группу «с целью систематического получения взяток». Алексей Задойко (бывший первый зампред правления «Белгазпромбанка»), Кирилл Бадей (и. о. председателя правления «Белгазпромбанка» после ухода Бабарико), Сергей Шабан (зампред правления «Белгазпромбанка»), Дмитрий Кузьмич (зампред правления банка), Александр Ильясюк (зампред правления банка), Сергей Добролет (бывший зампред правления банка) обвиняются в получении взятки в особо крупном размере. А Виктор Кобяк, который является основателем компании «Активлизинг», обвиняется в даче взятки повторно либо в крупном размере.

Все фигуранты дела, кроме Бабарико, признали вину. Кроме того, шесть из них – Бадей, Добролет, Кузьмич, Ильясюк, Шабан, Кобяк– заключили досудебное соглашение со следствием.

Председательствовать на судебном процессе по делу «Белгазпромбанка» будет судья Верховного суда Игорь Любовицкий. Государственное обвинение будет поддерживать прокурор из Генеральной прокуратуры Сергей Гиргель. Один из адвокатов по делу – Дмитрий Лаевский.

Последнее слово Бабарико перед началом суда 

«Для многих из нас этот год стал годом победы – победы над рабством собственной души. На протяжении многих лет нас не вели за цивилизацией. Нам внушали мысль, что белорусы — народ, который ходит под плеткой. Что мы не способны самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свое будущее, — пишет он. — Но даже на закатанной в бетон дороге прорастает жизнь. Так в Беларуси выросло поколение людей с новым взглядом на себя, на страну и на будущее.

Поколение, которое готово бороться за то, чтобы «не быць скотам».

Все сделанное вами – не напрасно! Мы – вместе, хоть и не всегда рядом. Нас все больше и больше! Мрак, злоба и ложь не могут быть вечными. Зажженный вами свет добра и правды нельзя погасить не только в ваших сердцах. Его невозможно спрятать от глаз других людей. А значит, рассвет придет и озарит просторы нашей Беларуси».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Не игнорируйте пытки, как когда-то не заметили газовые камеры в лагерях». Беларус написал дерзкое письмо в Красный Крест

Боль • редакция KYKY

Беларуский писатель Саша Филипенко написал обращение к президенту Международного Комитета Красного Креста Петеру Мауреру о том, как эта организация не замечает происходящее в Беларуси, как когда-то не заметила газовые камеры в фашистских концентрационных лагерях. Письмо опубликовала крупная швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung, а мы цитируем его русскоязычную версию,  которую Саша разместил в своем фейсбук.