Библия: правда или ложь
KYKY: Вы верите в то, что написано в Библии?
Тимофей Шаповалов: Да, но написанное в Библии требует адекватного понимания. И если толковать ее в произвольной форме (как учебник по естествознанию или как послание инопланетян), меняется соответствующий смысл, а с ним и истинность. Так, я признаю истинным то понимание Библии, которое принято единством церкви.
KYKY: В Библии описан всемирный потоп. С одной стороны, можно встретить информацию о том, что были найдены обломки ковчега, с другой – есть язвительные комментарии «как же те два кенгуру попали в Австралию с горы Арарат»? Допускаете ли вы, что потоп мог реально произойти?
Т.Ш.: Я предполагаю, что потоп мог иметь локальный характер, а «всемирным» был назван только по отношению к людям. Сообщество было невелико по современным меркам, и могло погибнуть всё, за исключением Ноя и его семьи. Наши дотошные протестанты подсчитали габариты возможного ковчега. И даже модель создали — ничего невозможного технически в этом нет. Насчет расселения животных есть две версии: во-первых, иное взаиморасположение материков; во-вторых, локальный характер бедствия. Но самое главное – это не принципиально для Библии. Ведь это не учебник по естествознанию, а интерпретация виденного на языковом и смысловом уровне от людей, живших за несколько тысяч лет до нашей эры.
KYKY: Говорят, Ватикан официально признал, что Земля круглая лишь относительно недавно. Какие отношения у церкви с наукой?
Т.Ш.: Наука в точном понимании этого слова имеет совершенно определенное время и место рождения: это Европа 16 века. Почему наука зародилась именно в среде христианства, а не языческого индуизма, буддизма, иудаизма или мусульманства? Для появления научного метода естествознания необходима, во-первых, уверенность, что окружающий мир реален. Во-вторых, что он познаваем и закономерен. В-третьих, что результаты исследования можно проверить и воспроизвести опытным путем (здесь и далее заимствую из статьи А.Кураева). Итак, рассмотрим мир язычества. Этот мир декларирует тезис Спинозы: «Бог — это природа». Окружающий мир – фактически «тело Бога». Возможно экспериментировать? Нет, категорически. В иудаизме мир жестко детерминирован: к каждому предмету природы приставлен ангел-хранитель, определяющий все его действия (включая химические реакции). Здесь выяснять закономерности бессмысленно.
В исламе «мир уничтожается и заново создается Аллахом», поэтому любое действие в этом мире – это фактически действие Аллаха. Здесь невозможно зарождение научного метода, разве что в виде локальных областей, таких, как алгебра, например. А мир в понимании буддиста – это иллюзия, от которой нужно освободиться. Нет смысла изучать иллюзию. Это, кстати, одна из причин отсутствия летописной истории в Индии. Мир христианства – это реальный, историчный, познаваемый мир. Первооткрывателями всех (подчеркиваю – всех) современных фундаментальных научных дисциплин были христиане. В этом нетрудно убедиться самому с помощью любых современных справочных ресурсов.
В чем виноваты мусульмане
KYKY: Породил ли ислам террористов или они извратили понимание постулатов вероисповедания? И является ли христианство мирной религией?
Т.Ш.: Все войны государств вызваны интересами сугубо земными: власть, ресурсы, территория, влияние, торговля. Подвести под это идеологическую базу на основании религии – дело техники. В любой религии есть основные законы, которые в известной трактовке или способствуют или препятствуют идеологии войны. Но построить идеологию можно в любой религии (а тем более в атеизме, где цели войны полностью соответствуют мировоззрению личной выгоды). Идеология крестовых походов декларировалась в виде защиты православных святынь Иерусалима от нашествия арабов-мусульман. Но на деле все четыре крестовых похода обернулись инструментами политической игры враждующих европейских государств за сферы экономического влияния. Особенно четвертый, который венецианцы использовали против своего давнего торгового конкурента Византии, в результате чего христиане вместо войны с мусульманами штурмом взяли Константинополь, вырезали массу восточных христиан, разграбив тысячелетнюю столицу мировой культуры. Да и костры Инквизиции топились не членами научного сообщества, а религиозными деятелями. Больше всего жгли друг друга протестанты и католики.
Насчет «породил ли ислам террористов» — считаю, что нет. Подавляющее большинство террористических актов против мирного населения совершили, как ни странно, европейские колониальные державы.
Практика террора – обычный инструмент воздействия митрополии на колонию. Особенно интересно эти способы войны проявились в годы Второй Мировой войны, когда союзники антигитлеровской коалиции сознательно бомбили жилые районы немецких городов. Хиросима и Нагасаки также особенно показательны. Мусульманский терроризм – это реакция мусульман на военно-экономическую колониальную экспансию немусульманских цивилизаций.
KYKY: Как православная церковь смотрит на другие религии? Можно ли православному посещать костел или мечеть?
Т.Ш.: Православному человеку это не запрещено, но не рекомендовано по нескольким причинам. Во-первых, незнание своей собственной веры и церковной службы у большинства православных. Во-вторых, опасность прозелитизма (обращения в иную веру) для неутвержденных. В третьих, незнание культурных особенностей инославных и возможная опасность попасть в конфликтную ситуацию. Если вы не попадаете в эти пункты, то можно посещать иные культовые здания, но нельзя в них совершать религиозные действия и обряды иной религии.
Всё, чем нам не нравится православная церковь
KYKY: В последнее время часто в прессе возникают скандальные статьи про священников-педофилов. Это касается стран Европы. С чем связано такое поведение священников? На ум сразу приходит принятый у них целибат. Есть ли подобные ограничения в нашей церкви?
Т.Ш.: В части подобных вещей – конечно, они встречаются и у нас, особенно теперь, когда у церкви нет внятной кадровой политики и инструментов самоочищения (особенно в высшей иерархии). Благодаря кредиту доверия населения церковь находится в благоприятных экономических условиях, поэтому в нее хлынуло множество случайных людей и карьеристов, но, увы, это обычная ситуация. В православной церкви, в целом, обстановка с проблемой педофилии лучше: целибат у нас почти отсутствует, священство – только женатое. Но проблемы тоже есть, хотя в процентном соотношении педофилов-священников не больше, чем педофилов в любой другой профессии.
KYKY: Встречаются и другие нападки на церковь: духовенство призывает к аскетизму и покорности, а патриарх ездит на яхтах и носит часы за несколько десятков тысяч долларов. Или же: построить нужно школу, больницу, детский сад, а построили церковь.
Т.Ш.: Аскетизм – это метод духовного совершенства. Но, как и многие вещи в христианстве, он носит характер свободного выбора, за который каждый будет нести ответственность сам. Церкви не строят за счет бюджета, поэтому государственная политика перед таким выбором не стоит. А если церковная община желает построить храм, то ее не следует упрекать за отсутствие тех строений, выбор и возведение которых находится целиком в распоряжении государства. Альтернативы и противопоставления (церковь или детский садик) возникают обычно потом, в головах журналистов или нецерковных людей.
KYKY: Или вот вспомнилась картинка из интернета: церковь, вместо свечек — имитации с лампочками, и зажечь электронную свечу предлагается кредиткой. Это нормально? Нас ждут исповеди по скайпу и богослужение онлайн?
Т.Ш.: Православная церковь довольно консервативна, до лампочек вместо свечей дело еще не дошло, как и до исповедей по скайпу. Богослужение онлайн — это лишь мера милосердия к тем, кто не может на нем присутствовать, но никак не замена обычному.
Исповедь убийцы и поведение в храме
KYKY: Как соблюдается тайна исповеди? Может ли непойманный убийца или насильник покаяться, не боясь сесть за решетку в результате исповеди?
Т.Ш.: Тайна исповеди соблюдается строго. За нарушение тайны исповеди священник подлежит извержению из сана. Никакое преступление не подлежит разглашению ни при каких обстоятельствах, и даже в случае государственной безопасности. В тех случаях, когда прихожанин не кается в своем намерении совершить, например, покушение на убийство, а сообщает священнику о том, что он именно намерен это сделать — в этом (и только в таком) случае священник не связан тайной исповеди, так как здесь не происходит исповеди, а лишь личная беседа, признак которой — нежелание преступника оставить свое намерение совершить преступление.
KYKY: Баптисты поют хором о том, как они любят Иисуса. Однажды меня пригласили в такую церковь, я был очень удивлен. Почему так не бывает в православных храмах?
Т.Ш.: Для баптистов эти песни – форма молитвенной практики. Православие не принимает такую форму молитвы главным образом потому, что в ней отсутствует покаяние. И потому, что нет преемственности стиля и языка исполнения: в церкви не приняты светские формы.
KYKY: Часто в храме попадаются бабки или уборщицы, которые обязательно стараются отругать зашедших, как правило, молодых людей, мол, неправильно крестишься, не так свечку ставишь. Откуда это пошло, кто эти люди и как им грамотно ответить?
Т.Ш.: Чаще всего самомнение этих людей мешает им понять, что основная работа их должна состоять в покаянии, а не в добровольном патрулировании прихожан. Эти действия должен пресекать священник. Но часто бывает (особенно в больших храмах), что священники не желают тратить на это важное дело время.
KYKY: Или было: «пришел в храм в джинсах – грех!»
Т.Ш.: В церкви есть дресскод, но он должен формироваться естественно (люди сами к нему приходят), а не навязываться бабками. Смысл дресскода в двух словах: одежда должна не мешать другим прихожанам молиться. Итак, если полуголая дева пришла в церковь – на какую икону обратятся взоры близ стоящих мужчин?
Грехи смертные и не очень
KYKY: Деление грехов на смертные и не смертные — оно есть?
Т.Ш.: Это деление — условность, которую нам принесло влияние католиков. На самом деле, грех — это то, что мешает тебе быть в единстве с Богом. Конечно, число грехов может быть велико, гораздо больше семи.
KYKY: Любой ли грех можно замолить?
Т.Ш.: Нет грехов непростительных, кроме тех, в которых человек не желает каяться. Поэтому, кстати, самоубийство – непростительный грех, поскольку нет возможности попросить прощение. Молитва церкви о самоубийцах сейчас существует в устной форме. Прежде долгое время молиться за самоубийц было запрещено. Эта суровая мера носила более профилактический, воспитательный характер и имела целью предотвращение этого непоправимого шага.
KYKY: Как Церковь относится к русскому року? Кинчева даже наградили в РПЦ…
Т.Ш.: Русский рок по преимуществу смысловой. Если в западной культуре упор сделан на вокале, способе исполнения, качестве и стиле музыкальной обработки, то в русском роке главное – это смысл. Причем наибольшее влияние имели именно такие группы, как «Наутилус», «ДДТ», «Кино», «Алиса», «Ария», «Сплин». Смыслы – это печать цивилизационнй культуры. А она у нас (куда ж деваться) православная. Ею полна проза, поэзия, живопись, архитектура, скульптура.
По закону обратного действия всякое произведение искусства влияет на тех, кто прикасается к нему душой. Поэтому неудивительно, что многие из этих групп были фактически культурной проповедью христианства. В дальнейшем эта тенденция может измениться. Как музыкальная форма, рок может быть проводником христианских идей только опосредованно, как выразитель культуры, но никак не напрямую, через церковные тексты и прочее – это неприемлемо.
KYKY: Если я не грешил, но атеист – попаду ли я в рай? Вообще верите ли вы в рай или ад?
Т.Ш.: Грех есть препятствие для единства с Христом. Наиболее распространенное понимание греха – это понимание его как юридической вины перед Богом. На деле все созданное Богом подчинено Его законам, имеющим объективный характер. Следование им – есть благо для человека. А жизнь вразрез с законами приносит вред, отнимает у человека способность любить, быть счастливым. Поскольку законы недостаточно тривиальны для того, чтобы человек мог установить их в результате исследования природы, то они и даны человеку в виде откровения от Бога. Полный список законов находится в числе наставлений, указаний и запрещений, которые Христос дал тем, кому Он проповедовал. Разобраться, грешили вы или нет, можно, сопоставив свою жизнь с этими заповедями.
Рай — это единство души с Богом. Ад — удаление души от Бога. Вопрос о том, кто и куда попадет, как видите, во многом связан с желанием самого человека: если вам Христос не особо нужен, кто ж вас принудит быть с Ним?
KYKY: Пить и курить — грех? Если да, почему?
Т.Ш.: Еще раз: все, что удаляет меня от Бога (и Его заповедей, главная из которых «любить ближнего, как самого себя»), есть грех. Пьянство и курение — это разные формы рабства собственному эгоизму. В глубокой степени это рабство может привести человека к такому ожесточению, что он будет ненавидеть любого, кто мог бы помешать ему исполнить свою привычку.
KYKY: В Европе венчают однополые браки. Как смотрит на это наша церковь? Где грани между либеральностью и тиранией?
Т.Ш.: Хорош ответ С. Аксакова: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством». Наша церковь категорически неприемлет «однополые венчания» главным образом потому, что имеет очень определенное и священное представление о семье. И однополые отношения семьей никогда считать не сможет.