За какие деньги вы бы поехали «поднимать» глубинку

Боль • Михаил Марков
В беларуской деревне – чистый воздух и тоска смертная: ни тебе винного бара вечером, ни научной конференции в субботу утром. Какая сумма денег способна оторвать вашу пятую точку от офисного кресла и отправить за пределы МКАДа? С таким вопросом KYKY обратился к тем, кто сегодня трудится в Минске. Любопытно, что из всех опрошенных ни один категорически не отказался бросить всё и уехать на Полесье. Просто суммы и запросы были разные.

Алёна, 29 лет, связи с общественностью. Поехала бы фрилансить в «сторону литовской границы»

«Чтобы переехать «поднимать глубинку», нужны некие мотивирующие факторы. Возможность реализовать крутой и нужный проект, чувствовать свою собственную востребованность. Понимать, что твои усилия не напрасны и не будут через год пересмотрены и никто не скажет «у нас сменились приоритеты». На каких условиях я бы поехала? Очень ценю комфорт, особенно зимой. Не считаю себя неженкой, но поздней осенью и зимой мало радости бегать за удобствами на улицу, кипятить воду, чтобы помыть посуду в тазике или помыться самому. Это не закаляет, это просто очень раздражает. Серьезно – это отстойно. Хотя я каждое лето езжу в деревенский дом. Сама бы поехала в сторону литовской границы, в Витебскую область или на Полесье. В места с интересной историей. Я бы занималась своей любимой работой – профессия PR-специалиста настолько разносторонняя, что всегда найдется возможность ее применить. Хотя думаю, что и возможность идеи для собственного бизнеса нельзя списывать со счетов».

Дмитрий, 24 года, политический обозреватель. Рассуждает на тему «доходов от фермерства в $1000 с перспективой роста», но конкретного ответа не дает

«Поднимать глубинку? Если придет такое решение, то оно будет исходить от желания жить по-другому. Должно быть что-то интересное, цепляющее, что могло бы сорвать с места. Конечно, должно быть и адекватное восприятие ситуации. Общеизвестно, что государству необходимы «молодые специалисты на местах». Однако приезжать в глубинку и требовать «Вот он я! Здесь, дайте мне быстро все и сразу» я бы не стал. У глубинки запросы к человеку приезжему намного выше.

Ехать в глубинку исключительно ради высокого заработка и мыслей рвать когти при первой возможности – идея плохая. В первую очередь хотелось бы заниматься своим делом. Естественно, в современных экономических условиях ждать беларуского экономического чуда на своем примере было бы странно, однако в среднесрочной перспективе малый и средний бизнес – ключ к развитию государства в центре Европы. Регионам такие инициативы сегодня определенно нужны. Мне кажется, фермерство в западной части Беларуси можно считать очень выгодным бизнесом при условии высоких стандартов и норм производства. При благоприятных условиях среднемесячный доход от такого занятия может составить около $1000 с перспективой роста. Это, согласитесь, один из неплохих сценариев и вариантов развития бизнеса в нашей стране».

Маша, 23 года, связи с общественностью. Поехала бы развивать сельский Дом культуры за 350 рублей в месяц

«Если бы сейчас предложили переехать в деревню, я бы переехала. Вообще бесплатно. Ради идеи. Но не просто так – поехать работать в районной газете, а, например, развивать Дом культуры. Придумывать развлечения для населения. Воспитывать культуру: показывать фильмы, организовывать дискуссии, театральные постановки. Мне бы хватило обычной зарплаты, которую платят в домах культуры. В деревне тратится денег меньше, чем в городе. Думаю, хватило бы 350 рублей на коммуналку и пропитание. Ну, и свой огородик обязательно. Это даже не обсуждается. Что касается географического положения, то мне ближе Брестская или Гродненская область. И самое главное – это какие-то знакомые. Проще людей отправлять поднимать глубинку компаниями по три-четыре человека, которых можно объединить одной идеей. Неважно, где ты, – важно, с кем ты».

Виталий, 27 лет, основатель диджитал-агентства. Поехал бы под Гродно создавать базу для активного отдыха за 2500 у.е. в эквиваленте

«Мой ответ был бы таким – «от 2500 у.е. в эквиваленте». Я поехал бы туда, где красиво и поближе к границе. Скорее всего, Гродно или Гродненская область. Там можно смело развивать агротуризм, строить усадьбы для европейцев в чистом уголке Беларуси. Возможно в качестве развлечения для туристов предложить выходить на охоту. Самое масштабное, что может из всего этого получиться, – целая база для активного отдыха. Безусловно, в свободное время я продолжил бы заниматься любимым делом – интернет-маркетингом. Поскольку присутствие в офисе в данном случае необязательно, это было бы моим дополнительным заработком».

Юлия, 29 лет, владелец финансового портала. Поехала бы бесплатно, если бы дали выращивать и продавать чеснок и ягоды

«Я бы поехала бесплатно при условии, чтобы государство снабдило меня землёй, на которой я могла бы что-нибудь выращивать, и минимизировало бюрократию в этом процессе. У меня точно есть видение, что можно выращивать, как это поставлять на экспорт и на внутренний рынок. Скажу больше: если сейчас мои проекты взлетят и смогут работать в режиме самоуправления, то я точно лет через пять, а может и раньше, сделаю себе агробизнес. Выращивать у нас можно что угодно, начиная c чеснока, который в беларуских магазинах китайский, и мы почему-то покупаем его по двести тысяч за килограмм, и заканчивая ягодами, которые пользуются адской популярностью во всех теплых странах. Голубика, малина, ежевика. Наиболее подходящее для такого рода деятельности место, я считаю, – Гомельская область, всё, что ближе к Полесью. Там и климат потеплее, и почвы плодороднее. Теоретически, если человеку дать землю, то он сможет вырастить что угодно. Прежде, чем запустить свой финансовый портал, я всерьёз думала о том, чтобы заняться выращиванием травяных чаев».

Дмитрий, 23 года, маркетинг. Поехал бы на зарплату «два раза «па пиццот» в месяц

«Я сам родом из районного города Ивацевичи в Брестской области, поэтому если бы и поехал что-то «поднимать», то туда. Вот такой патриотизм и «родные корни». По образованию я экономист-менеджер, по роду занятий – маркетолог, так что шансы найти работу в небольшом провинциальном городе, скорее всего, были бы невелики. Правда, еще в детстве я смотрел вокруг и просчитывал варианты потенциальных бизнесов. Казалось, столько всего можно сделать – почему этим никто не занимается? Сейчас с сервисом «для людей» в Ивацевичах ситуация получше, поэтому я бы занялся дополнительным образованием для школьников и взрослых. Тем более, образовательные проекты – это моё хобби, почему бы не попробовать сделать бизнес. Деньги? Люди не всегда покидают маленькие города из-за маленькой зарплаты. Иногда это тяга к другому уровню комфорта, новым возможностям, впечатлениям, местам и людям. В моем случае все именно так, так что поехал бы не за деньгами, а за новыми достижениями или удовлетворением амбиций. Деньги заработаю в любом случае, и не имеет значения, где именно. Что касается зарплаты, то думаю, мне бы хватило два раза «па пиццот» в месяц. Это некая магическая сумма, которая позволит не думать о ежедневном существовании в маленьком провинциальном городе и реализовать то, зачем приехал».

Вячеслав, 25 лет, туризм. Работал бы в гоструктурах (если не зависеть от воли местных чиновников) за 600 долларов

«Деньги, за которые я бы согласился поднимать беларускую глубинку, должны быть бОльшими, чем я получал бы в городе. Не равными, а большими, чтобы не чувствовать, что я могу получать столько же в крупном городе, где условия жизни для молодого человека куда лучше. Всех условий не назвать, но обустроенность в личной жизни (ибо среди 1000 людей в агрогородке найти единственную – тот ещё квест) и развязанные руки при реализации задуманного – вот необходимый минимум. Куда бы поехал? Однозначно родные места – под Рогачевом. «Дзе нарадзіўся, там і згадзіўся». С детства знаешь менталитет и просто людей лично из своего городка. Можно заниматься бизнесом, конечно, но реальные рычаги для изменения жизни сегодня – у власти, обычных людей всё устраивает. Поэтому повторюсь: если бы не зависел от воли местных чиновников, то пошел бы работать в государственные структуры. Зарплата? Если средняя в городе – пятьсот, то за его пределам хватит шестисот или больше (смеётся).

Михаил, 28 лет, автобизнес. Переехал бы не в агро, а в IT-городок для самореализации

«У меня нет мотивации что-то «поднимать», кроме себя и своих близких. Поэтому я бы поехал в беларускую глубинку только для самореализации. Это не вопрос денег, а вопрос востребованности навыков. Поскольку основная экономическая сфера глубинки – сельское хозяйство, то ей нужны технологи, специалисты по автоматизации, оптимизации процессов, повышению производительности и эффективности. Если бы в беларуской провинции создали вместо агрогородка IT-городок по примеру Иннополиса в Татарстане, то есть автономного городка, нацеленного на новые индустрии, IT и интернет, я бы с удовольствием туда переехал. Там бы я занимался работой по специальности или мелким бизнесом в сфере услуг».

Вместо вывода. Как видите, беларусы глубинки не боятся. Остается только решить, какое дело вам больше по душе, найти компанию (если нужно), собрать чемоданы и двинуться в путь. Будем рады увидеть в комментариях ответ на вопрос, готовы ли вы променять свою стабильную жизнь в городе на бескрайние поля и домик в деревне?

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

ТОП-100 людей, которые делают Минск лучше. Часть третья

Боль • Ася Поплавская

Журналист Ася Поплавская устала отбиваться от недовольных нашей сотней персон, делающих Минск лучше, а также вежливо отказывать тем, кто хочет попасть в ТОП-100 в качестве 101-го номера. Тем не менее, продолжаем. В этом выпуске вспоминаем организаторов научных конференций, меценатов, рестораторов, бизнесменов, дизайнеров интерьеров, одежды и городского пространства – все во имя пульсирующей жизни нескучного Минска.