Mirum Festival впервые прошел в 2012 году. Тогда это был даже не фестиваль, а скорее дружеские посиделки под гитару у костра. Ни о музыкальных группах, ни о рекламе речи вообще не было: просто молодые парни делали хорошо, в первую очередь, себе. И только в 2014 году появились первые хедлайнеры и претензия на масштабность. И вот, 2017 год: реклама уже и на шариках, и на людях, и на палатках, и со сцены звучит – только территория феста все такая же небольшая. В отличие от FSP, который захватил Dreamland, у Mirum не было возможности поставить кучу спотов разных брендов, поэтому монетизировались, как могли. Признаем, гостей это не особо раздражало: кто хотел – делал селфи в кудрявых париках около стенда Coca-Cola, другие лежали на покрывале прямо под сценой и пропускали мимо ушей рекламные речи ведущего в перерывах между выступлениями. Но давайте по пунктам: что было на Mirum Festival.
Красивые девушки в коротких шортах
Дайте все будем помнить о том, что красота-таки спасет наш грешный мир: фестиваль дал старт в пять часов вечера, когда солнце буквально жарило все и вся, поэтому количество девушек в шортах на сантиметр Mirum Festival зашкаливало. Так как до официального конца летнего сезона осталось совсем немного, мы просто не могли не включить этот «полуголый» пункт. В общем, радуйте глаза, пока можете.
Музыка
Этот фестиваль известен традицией привозить одних и тех же артистов на свою сцену по несколько раз. Так было с Нино Катамадзе, Onuka и бешеными, сексуальными литовцами Beissoul & Einius, которые танцевали странные, но крутые танцы в Мире и в прошлом, и в этом году. Мы доподлинно не знаем, как составляется лайн-ап фестиваля, но смело можем утверждать, что музыка на Mirum – объективно – не для всех. Например, в этом году выступали москвичи БЦХ, которые накладывают современный бит на стихи поэтов серебряного века и чуть-чуть разбавляют все это дело матом: с одной стороны интересно, с другой – возникает вопрос: «А может, я не дорос?» Та же бесспорно прекрасная Полина Республика – не каждый готов слушать меланхоличные песни о, чаще всего, неразделенной любви, греясь под солнцем. Ну, и Ishome – электронщина, на которую после выступления Jamala осталось меньше половины людей (хотя, если бы в Беларуси легализовали легкие наркотики, быть может, эту музыку остались бы послушать большая часть гостей). Нельзя не сказать и про молодых в плане музыки беларусов BY Soulfam – они были первыми, играли что-то наподобие джаза и максимально расслабляли публику. И про 1/2 orchestra - музыкантов, которые умудряются на 100% раскачивать толпу духовыми инструментами. Ну, и Naviband: немного расстроили непопаданием в ноты, зато порадовали открытостью: ребята просто вытащили на сцену парня Николая, который подыгрывал им под сценой на трубе, и это была чистейшая импровизация.
Ведущий
Отдельным абзацем про ведущего. Голосом сцены Mirum Festival был музыкант Пафнутий Кузюкян. Сказать, что ведение – это не его конек, не сказать ничего. Во-первых, когда Пафнутий между выступлениями пытался шутить про то, что он не умеет шутить, смеялся, кажется, только он сам. Во-вторых, два раза неправильно произнести имя одного из хедлайнеров – это достаточно непрофессионально. Ну, и, в-третьих: Кузюкян позволил себе пройтись по всем фестам Беларуси. «Рок за бобров» он окрестил фестивалем, где на протяжении множества лет выступают одни и те же артисты, на «Viva Braslav», по его мнению, ездят адепты песен, которые играют в маршрутках, «Sprava» делали только для одного человека – Ивана Муравьева (которого он назвал беларуским аналогом Чичваркина), ну, а на «А-Фест» люди пришли просто выпить. Только Mirum Festival – Д'Артаньян, который привозит молодых артистов, которых никто не знает, и делает это с душой. Мы не знаем, был ли этот спич согласован с организаторами феста, в любом случае подобные выпады скорее унижают и ведущего, и гостя. Нельзя так, Пафнутий. Мы искренне надеемся, что в следующем году на сцене Mirum будет кто-то другой.
Еда, алкоголь и кальяны
Фуд-корт в этом году был определенно душевный: чего только стоили брутальные парни, которые в одних фартуках и трусах торговали хотдогами и раздавали зожникам бесплатные помидоры и предлагали в ожидании своего заказа покурить их кальян. Или мускулистый бариста, утверждающий, что от бесплатного карамельного сиропа в твоем латте ничего с фигурой не будет. Все это красиво и весело, но только вся еда была уж очень тяжелая: плов, фалафель, хот-доги... Даже заваренный роллтон за 1,5 рубля был. Душе хотелось салат. Но за арбузы по три рубля за стакан и холодник – отдельное спасибо. Кстати, на фесте и алкоголь продавался, только не в зоне фуд-корта, а в стационарном кафе Мирского замка, но люди особо не тратились на повышающие градус тела напитки: всем было просто хорошо с переносными кальянами из апельсинов.
Эпилог
Несмотря на безумное количество рекламы, Mirum Festival душу не потерял: как уже было сказано, места на фесте по-прежнему немного, но оно целиком и полностью принадлежит людям. Дает возможность завести интересные знакомства, оторваться прямо под сценой, которую практически не ограждают, и рассмотреть лица музыкантов, или, как это было в самом начале феста, просто расстелить плед, разрезать дыню и стать частью расслабленного беларуского пикника в сопровождении живой музыки. При этом тебя не будет донимать чувство, что за тобой кто-то следит: суровые сотрудники милиции стояли только у входа, те же милиционеры, что следили за входом на сцену, были очень даже спокойные и дружелюбные (даже зажигалку нашему фотографу помогли в траве найти). Нет, это не стотысячный А-фест и не разросшийся FSP, и с таким лайн-апом и организацией тут никогда не будет огромного количества людей. Но, может, оно и к лучшему. Только вот местные жители остались слушать музыку под воротами замка, а не на территории феста. Говорят, 35 рублей – дорого. Может, стоит им все же сделать скидку за причиненные неудобства в виде громкой музыки после 23:00?