Известна точная дата
1 апреля 2014 года. «Городские весы» у Ратуши
Скульптор: Александр Прохоров, архитектор: Сергей Багласов
1 апреля в СМИ стали появляться первые сообщения об установке этой скульптуры – значит, в этот день 100% можно отмечать её день рождения. Скульптура была установлена в честь получения в 1499 году Магдебургского права. Вместе с ним Минск получил свою меру веса и длины и стал крупным центром ремесла и торговли. Скульптура изображает сценку из жизни тех времен. Продавец взвешивает свой товар для купца, который с ним торгуется, а рядом стоит представитель ратуши и внимательно наблюдает за процессом. Тогда каждый гражданин мог обратиться в ратушу, где размещались городские весы, если ему казалось, что его обвесили или обманули. В средние века Верхний город как раз был центром торговли, и весы, ставшие центром композиции, были самым ходовым атрибутом старого Минска.
4 апреля 2014 года. «Бронзовый войт» у Ратуши
Скульптор: Сергей Оганов, архитектор: Сергей Багласов
Фигура бронзового войта была установлена также в честь обретения Минском Магдебургского права. У ног войта находится план города начала XVI века, в руках - ключ от ворот и королевская грамота с надписью: «Жадаем, каб усе жыхары горада Менска карысталіся правам Магдэбургскім…» Изначально глава магистрата выглядел намного старше, но скульптор решил его омолодить, изучив историческую литературу. Интересно, что решение об окончательном варианте скульптуры выбирал специальный совет.
10 апреля 2004 года. Фонтан «Древо жизни» на пересечении ул. О. Кошевого и бульвара Тракторостроителей
Скульптор: Камиль Камал
На создание этой композиции белорусского скульптора с азейбарджанскими корнями Камиля Камала вдохновило чтение Библии – возможно, поэтому фонтан открыли в канун Пасхи. Птицы на бронзовом дереве символизируют частицы божьей души. Если подсчитать, их наберётся ровно 33 – столько лет было Иисусу, когда его распяли на кресте. Само дерево символизирует не только жизнь, но и семью. А ребёнок на вершине — новое поколение, будущее рода. Птичка у него в руке — это ангел-хранитель, который сохранит его от бед и печалей.
3 июля 2007 года. «Зодчий» около гостиницы Минск
Скульптор: Владимир Жбанов
Скульптура посвящена минским зодчим всех времён: каждому, кто вложил свою душу и талант в создание архитектурного облика города. «Зодчий» воплощает в себе идею архитектурного развития Минска: от деревянного замчища до здания театра оперы и балета. Неслучайно и месторасположение скульптуры: она установлена возле Комитета архитектуры и градостроительства Мингорсполкома. «В этой работе я решил представить легко узнаваемые памятники архитектуры, а зодчего – в позе хозяина, исходя из того, что архитектура является матерью искусств», - комментировал Владимир Жбанов свою работу.
11 июля 2011 года. «Белорусская семья, реальные будни» возле ЦУМа
Скульптор: Владимир Жбанов
Эту скульптурную композицию почти сразу прозвали «шопоголиками» – в интернете до сих пор гуляет такое название. Но по словам самого Владимира Жбанова, это неверно и идея скульптуры совсем другая: «Я этого не предполагал, и слово «шопоголики» мне было незнакомо. У меня люди стоят плохо одетые, в растерянности. Их ждет большой красивый магазин, где они смогут одеться элегантно, современно. Задача была показать среднего, неискушенного в покупках человека. Они жертвы прошлых мод, безвкусицы. Я пытался создать контраст между их невзрачным видом и красивым магазином», – говорил Владимир Жбанов в интервью tut.by.
8 сентября 2007 года. «Экипаж» / «Коляска для губернатора» на площади Свободы (возле здания Ратуши)
Скульптор: Владимир Жбанов
Установка этой скульптуры была приурочена ко Дню города. Полностью название композиции звучит как «Экипаж губернатора Захария Корнеева». Захарий Корнеев был первым губернатором Минска. Его назначили на эту должность в 1796 году после присоединения города к Российской империи. Как отмечается в исторических документах, этот человек внес большой вклад в благоустройство города, стал основателем двух городских садов. Владимир Жбанов создавал свою скульптуру по фотографии губернаторского экипажа XIX века. По его замыслу, губернаторский экипаж дожидается Захария Корнеева у Ратуши, пока градоначальник занят важными делами.
9 сентября 2005 года. «Почтальон» возле к/т «Октябрь»
Скульпторы: Владимир Жбанов и Евгений Колчев
Скульптура «Почтальон» была также открыта к Дню города, но на два года раньше «Экипажа». Это подарок группы изданий «Из рук в руки». Символично, что недалеко от скульптуры «Почтальон» находится Дом печати и Дом прессы. «Почтальон» отличается от многих других скульптур тем, что её стоимость известна общественности: на изготовление и установку газета потратила 20 тысяч долларов.
11 сентября, 2010 год. «Мельница Переспы» в парке Победы (левый берег Комсомольского озера)
Скульптор: Константин Селиханов
Переспа – один из самых древних районов города. По легенде, недалеко от этого места богатырь Менеск построил городище, с которого начал существование Минск. Менеск построил на Свислочи большую каменную мельницу «о семи колесах» – говорили, что в его мельнице мука мололась не из хлебных зёрен, а из камней. Менеск набирал дружину из храбрых и сильных людей, из которых образовался целый народ, поселившийся рядом с мельницей богатыря. На этом месте и был основан город, названный по имени богатыря – Менеск, превратившийся со временем в Менск, а позже – в Минск.
2 октября 2014 года. «Учительница» у главного корпуса БГПУ им. М.Танка
Скульптор: Александр Шомов, архитектор: Дмитрий Бубновский
У входа в главный корпус педуниверситета, которому в 2014 году исполнилось сто лет, стоит скульптура «Учительница» – собирательный образ педагога начальной школы с книгой в руках, на страницах которой пропечатан белорусский алфавит. Инициатором установки скульптуры был ректор БГПУ Александр Жук. По задумке, бронзовая первая учительница будет вдохновлять молодёжь на выбор этой профессии.
4 октября 2007 года. «Заядлый парильщик» (впервые была установлена в октябре 2004) на ул. Московская, 7а (Баня № 7)
Скульптор: Владимир Жбанов
В 2004 году возле бани № 7 в рекламных целях был установлен памятник заядлому банщику, которого в народе сразу прозвали «Веселый Вася». Но баня не хотела расплачиваться за скульптуру. Когда кредиторам надоело ждать и они стали требовать деньги, новый директор заявил, что «парильщик» не был предусмотрен никакой сметой, и вообще оплачивать прихоти предшественника он не будет. Скульптуру демонтировали. Но посетители бани, полюбившие Васю, стали возмущаться и руководству, и в городские газеты – директору пришлось раскошелиться и вернуть Васю на место.
6 ноября 2008 года. «Маленький генерал» у Суворовского училища (вход со стороны улицы Архитектора Заборского)
Скульптор: Владимир Жбанов
По предложению знакомого, который когда-то учился в «суворовском», Владимир Жбанов сделал эскиз «Маленького генерала» к пятидесятилетию училища. Но он долго не был востребован и хранился в мастерской автора. Лишь через шесть лет скульптура была установлена на крыльце Суворовского училища, к его 55-летию. Днем рождения училища считается именно 6 ноября 1955 года, когда ему вручили Боевое знамя, хоть первые суворовцы начали учёбу ещё 1 сентября 1953 года.
7 ноября 2012 года. «Груша» на станции метро Грушевка
Скульптор: Максим Петруль
Максим Петруль когда-то писал о своей работе для KYKY: «Я ходил в детский сад на Грушевке, с детства там живу, и это место для меня – детский сон. Я предложил архитектору Владимиру Телепнёву использовать юношеский рисунок, сделанный еще во времена учёбы в Глебовке, такое сказочное дерево, которое я пластически переосмыслил. Получилось, «Грушевка» – некий сад-двор». Как и другие три недавно открытые станции, это «норма мемориализации деревень с использованием визуальных искусств, в контексте, доступном широкому зрителю».
5 декабря 2013 года. «Торговец» на рынке «Западный»
Скульпторы: Игорь Зосимович и Екатерина Зантария, архитектор: Максим Лебедев
«Дядька Антось», как его окрестили в процессе работы, — это типичный деревенский житель, приехавший на городской базар продать гуся и поросенка. По замыслу создателей, их персонаж призван пробудить воспоминания о былых временах, вызвать улыбку и желание снова прийти на рынок. По словам Игоря Зосимовича, такого человека не встретишь сегодня на рынке.