В редакцию KYKY обратился адвокат Михаил Кирилюк и рассказал увлекательную историю о работе минской санстанции. Если вкратце: суд по требованию центра гигиены закрыл броубар, поскольку заведение для промывки щеток от краски брало воду не из центральной системы, а из кулера. по мнению государственных экспертов, из-за этого броубар мог распространять СПИД. KYKY разбирается в ситуации.
Броубары в Беларуси появились не так давно, поэтому, чтобы избежать недопонимания, рассказываем: это заведения, где брежневские или брови в стиле Марлен Дитрих оформляют по трендам моды. Но в беларуском законодательстве нет понятия «броубар», поэтому новое слово в бьюти-индустрии местная власть по-прежнему укомплектовывает в понятие «парикмахерская». Собственно, и судит по канонам, которые некогда придумала для цирюльников. Не будь такого архаичного подхода, возможно, этой истории бы и не произошло.
С чего вообще всё началось
Санстанция решила проинспектировать минский салон Brow Me в ТЦ «Силуэт». Его владелец Сергей Войнилович рассказал KYKY, что студия в «Силуэте» – одна из нескольких салонов его сети: «За время работы мы успели стать №1 среди прочих местных броубаров по количеству клиентов. Наша первая студия открылась около двух лет назад в ТЦ «Силуэт». Тогда действовал один закон, в котором было четко прописано, что у парикмахерской (в нашем случае броубаре) обязательно должно быть централизованное водоснабжение. У нас его, естественно, не было – вода в «Силуэте» проведена только в туалеты.
Один из наших конкурентов написал жалобу об этом в центр гигиены, пришла санстанция и выписала постановление о закрытии.
В течение двух дней мы переехали в другое место, открыли еще пару новых точек. Чуть позже вышел Декрет №7, в котором требование насчет проточного водоснабжения упразднили, и мы решили еще раз открыться в «Силуэте». Открылись мы в качестве эксперимента – чтобы понять, как отреагирует на студию центр гигиены и эпидемиологии, и чтобы выяснить, стоит ли проводить в будущих студиях централизованное водоснабжение. На объекте в «Силуэте» проведено автономное водоснабжение с подводкой горячей и холодной питьевой воды.
Поясню: где бы мы ни открывались, конкуренты начинают заваливать фейковыми жалобами всевозможные инстанции. Я уже знаком с представителями налоговой, даже комитета архитектуры, водоканала и энергосбыта! Мы уже привыкли. Как мы и ожидали, буквально в первые дни к нам пришла очередная проверка из СанПиНа – хотели выяснить, есть ли у нас центральное водоснабжение».
Сергей уточняет: проверяющие зашли к ним как раз в момент смены кулера. Увидели, что на минуту броубар остается без водоснабжения, и решили, что в этом есть большой риск для его посетителей. А дальше начались судебные разбирательства.
Опасный для здоровья клиентов кулер
В суде интересы броубара защищал адвокат Михаил Кирилюк: «Владельцы обратились ко мне с предписанием из Центра гигиены и спросили, что им делать. В документе было сказано, что их помещение в ТЦ «Силуэт» должно быть обеспечено центральным водоснабжением. Фактически им предложили самим провести трубу с водой в студию, что в этом торговом центре невозможно. Это зафиксировано в письме от администрации «Силуэта», который мы предоставили в суде».
К слову, в Декрете №7 (который все считали божьей милостью и началом оттепели для местного бизнеса) сказано, что в парикмахерских можно использовать и воду из-под крана и даже колодец. В общем, что угодно, если клиентам заведения не грозит смертельная опасность. Но тут санстанция решила, что в «Силуэте» риск для здоровья от броубара без умывальника все-таки есть.
Адвокат Михаил Кирилюк: «В Декрете №7 есть пункт о том, что водоснабжение в парикмахерских (и броубарах) может быть как централизованным, так и не централизованным. Но санстанция настаивала на своем решении, ссылаясь на закон о питьевом водоснабжении, который, на наш взгляд, тут неприменим: вода в броубаре не используется для питья. Но даже если применять этот закон – перечень вариантов нецентрализованного водоснабжения в нем открытый. Допускаются иные варианты, не перечисленные в законе. Например, колодец, колонка – варианты, очевидно, невозможные в условиях городского торгового центра. По Декрету №7, закрытие объекта может применяться только как крайняя мера, когда его деятельность создает опасность для здоровья и жизни клиентов. Но официальный представитель Центра гигиены в суде сказала, что в броубаре в «Силуэте» такая опасность есть».
«Независимый эксперт» в суде
Адвокат Михаил Кирилюк: «Представитель республиканского центра гигиены потребовала приостановить работу броубара по нескольким причинам. Одна из них – то, что сотрудник броубара якобы будет экономить воду: тратить ее в десять раз меньше, чем воду из-под крана. А это негигиенично. Когда я попросил пояснить, откуда сведения об экономии воды, она предложила погуглить, а потом сослалась на личный опыт. Мы заявили об отводе этого специалиста, так как она был не из Минздрава (как требовал суд), а из республиканского центра гигиены.
Учитывая, что заявление в суд подал районный центр гигиены, мы увидели между второй стороной и «независимым» экспертом прямые отношения власти и подчинения. Но суд наше ходатайство отклонил».
По сути, независимый эксперт в суде решил, что броубар обязательно будет экономить воду из кулера, а значит и мыть инструменты хуже, чем под водой из-под крана. К тому же по ходу суда оказалось, что независимый эксперт и проверяющий орган – это созависимые организации. Вопрос о беспристрастном суде оставляем риторическим. Ведь главное обвинение – в том, что клиент броубара может порезаться, а воды, чтобы промыть рану, у броумастера не будет. Вроде бы логично. Но тут логический круг эксперта замкнулся на термине СПИД.
Так причем тут СПИД
Адвокат Михаил Кирилюк: «Самое главное обоснование центра гигиены – то, что клиент броубара может порезаться, а кровь пойдет как раз в момент смены кулера. И если в данный момент воды в кулере нет, то нечем будет продезинфицировать рану, а значит есть вероятность распространения СПИДа и гепатита. Однако никто не обрабатывает инструменты водой: в броубаре для этого используется специальный физраствор. Также в броубаре есть дезинфектор для ран. И центр гигиены при мониторинге не сообщал о нарушениях, касающихся дезинфекции – только о способе подвода воды. Вода в заведении используется только для смыва краски со щеток, которыми красят брови. Поэтому то, что броубар берет воду из кулера, а не из центрального водопровода, вообще никак не влияет на безопасность клиентов.
В Декрете №7 есть единственное требование к водоснабжению, и оно содержится в п.21.: «Системы холодного и горячего водоснабжения объектов должны обеспечивать подачу воды, соответствующей установленным гигиеническим нормативам». Вода, которая закупается для бутылей, прошла сертификацию и ее качество точно выше, чем у водопроводной».
Для обывателя ситуация выглядит примерно так: давайте не будем выходить на улицу – иначе есть риск попасть в ДТП или, как говорил Дуров, давайте запретим слова – с их помощью планируются теракты. Закон в нашей стране не самый гибкий, но позиция эксперта выглядит действительно наивно. По сути, получить травму можно в любом торговом центре, маникюрном салоне или парке развлечений. Но кажется, считать, что проточная вода в аквапарке лучше поможет от потенциального заражения гепатитом (чем в броубаре), не стоит. Впрочем, как однажды сказал KYKY умный человек, в Беларуси часто система работает на «защиту от дурака».
Можно ли заразиться ВИЧ из-за смены кулера в броубаре
Мы не могли оставить этот материал без комментария врача. Поэтому нашли специалиста, которому задали вопрос: «Можно ли заразиться ВИЧ из-за воды из кулера?» Отвечает врач-реаниматолог, заведующий отделением анестезии и реанимации минской Городской детской инфекционной клинической больницы Максим Очеретний: «Мой знакомый эпидемиолог пояснил, что сейчас строгого правила о необходимости центрального водоснабжения в парикмахерских нет. Положа руку на сердце, мыть щетки из кулера, вместо проточной воды, с точки зрения здравого смысла, неправильно. Но это лишь мое мнение, и оно может быть неверным. Вообще, щетки, кисти и щипчики должны сначала обязательно промываться под проточной водой, а после – обрабатываться в дезинфекционном растворе. Если щетку плохо промыли, и на ней осталась кровь от предыдущего клиента, то, теоретически, заражение может произойти. С другой стороны, ВИЧ очень не стоек во внешней среде и быстро погибает. Но есть другие, не менее неприятные инфекции, более стойкие во внешней среде. Например, гепатиты, сифилис и другие. Утверждение про невозможность продезинфицировать рану во время смены кулера – что-то из ряда фантастики. Можно порезаться где угодно, хоть в троллейбусе. Это же не значит, что транспорт нужно запретить».
А как же презумпция добросовестности бизнеса
Адвокат Михаил Кирилюк: «Мы обращались в Центр гигиены другого района Минска по поводу работы других броубаров, которые также для своей работы используют воду из кулера. У нас есть ответ, что такая работа соответствует закону. Мы предоставили этот ответ в суд, однако суд в своем решении оценку этому документу не дал. Мы считаем, что закрытие броубара по таким основаниям говорит о неготовности применения Декрета №7 в том виде, в котором он был подписан. Там говорится о презумпции добросовестности предпринимателя и о применении санитарных норм исключительно с точки зрения безопасности, жизни и здоровья граждан. Владельцы броубара сейчас рассматривают возможность обратиться за защитой своих интересов в Верховный суд».
Владельцы заведения не горюют. В целом решение суда урона бизнесу не принесло – ребята просто перенесли ту же модель работы на новое место. Правда, признаются, что там все же есть проточная вода – но это скорее совпадение, чем критерий выбора новой локации.
Владелец броубара Сергей Войнилович даже говорит о решении суда с легкой иронией: «Мы поняли, что по меркам санПиНа двадцати литров воды, которые всегда есть в нашем броубаре, недостаточно для мытья пинцетов и кисточек. Мы закрыли точку – даже и не думали трубу проводить. И, как планировали, переехали в другой торговый центр. Сейчас в нашей новой точке по счастливому стечению обстоятельств есть центральное водоснабжение, так что по этой причине нас точно уже не закроют (улыбается). Я знаю кучу маленьких броубаров, которые годами работают без центрального водоснабжения. Просто они не масштабируют свой бизнес, поэтому жалобы на них не пишут. Ну и санстанция не приходит к ним с проверками. Абсурд в том, что мы полноправно можем работать так же, как работали, но нас все равно закрыли, чтобы перестраховаться. Никто не хочет брать на себя ответственность».
UPD
После того, как экономический суд Минска (первая инстанция) вынес решение о закрытии броубара на основании требований инстанции, представители заведения написали жалобу на это же решение. Апелляционная инстанция экономического суда Минска жалобу рассмотрела, написала, что решение законное, и оставило его в силе (вторая инстанция). Броубар написал жалобу в Верховный суд. Последний рассмотрел дело и отменил решение первой и второй инстанции. А затем поставновил: «В требованиях ЦГИЭ отказать в полном объеме, взыскать госпошлину с ЦГИЭ». Говоря простым языком, в отличие от суда «для смертных», Верховный суд не согласился с мнением инстанциии о том, что вода из кулера может разносить СПИД, и подкрепил свое мнение документально.
Получается, теперь броубар может законно возвращаться на работу в ТЦ «Силуэт», но ребятам эта точка уже не нужна – они открыли заведения в других местах Минска. Решение Верховного суда все равно значимо – оно поможет наладить работу не одной конкретной студии, а десяткам броубаров и парикмахерских города.