Я долго мечтала об Исландии. Но в поездку собралась спонтанно: когда подвернулся билет за €220 на самолет из Гданьска в Рейкьявик и обратно, я была в Европе и подготовиться к поездке толком не успела.
Международный аэропорт Keflavik, к слову, расположен в 55 км от Рейкьявика. Хуже аэропорта мне видеть не приходилось: листы фанеры, неоделанные стены возле Duty Free и одинокий банкомат.
У меня было немного денег на карточке, и я попыталась воспользоваться банкоматом. Он показал, что у меня осталось всего 150 исландских крон. А минимальная сумма выдачи — 500 крон. Мне это показалось огромной суммой, и я поняла, что в ближайшие дни придётся выживать.
Билет на автобус стоил 18 евро, что мне было не по карману. Увидев турка с табличкой «Пожалуйста, подбросьте до Рейкьявика», я решила поискать попутчиков вместе с ним. Через 15 мин парень сдался, купил билет за 18 евро и пожелал мне удачи.
Ещё через полчаса сдалась и я. На часах было что-то около 23:00. Набравшись терпения, я пошла искать попутчиков на стоянку возле аэропорта. Пара отказов — и дело в шляпе: нашлась машина до Рейкьявика, а в ней две девушки. Первое исландское гостеприимство — меня подвезли прямо к моему хостелу.
«Спасибо, вот вам от меня белорусский сувенир — одна тысяча рублей», — любезно отвесила я.
Приветливый парень встречает меня на ресепшене. Вежливо пытаюсь объяснить ему, что у меня всё оплачено, деньги сняты с карточки. Но он неумолим: «С Вас 18 евро». Разбирались долго. По итогу, никто не виноват, мне всё равно придётся заплатить. Денег нет, но администратор всё же соглашается пустить меня в номер с учетом, что на следующий день я все оплачу.
Кухня. Знакомство с ребятами из Эстонии, Канады и Индии. К моему спасению, на кухне оказались: полка с бесплатной едой и куча важной информации. Например, здесь я узнала, что оплата могла не дойти до хостела, потому что Исландиия — островное государство. Странно звучит, не правда ли? Но, говорят, такие случаи сплошь и рядом случаются и в Японии.
Эстонка добавила к этому, что в этом случае надо показать, например, СМС-оповещение о том, что деньги действительно сняты. Но свой телефон я заблокировала ещё на материке, и это совсем другая история. А сейчас — да здравствует бесплатная еда, душ и здоровый сон!
Пословица о том, что утро вечера мудренее, работает в Исландии как нигде. Мой новый канадский знакомый погасил мою задолженность хостелу.
Белогривые люди, сумасшедшие ценники, яркие свитера
День первый. Рейкьявик. Зашла в местную церковь, похожую на ракету, прошлась вдоль побережья — окатило сыростью и влагой, одежда намокла.
В Исландии живут в основном протестанты. Отношение к церковной атрибутике минималистское, а вместо икон на стенах висят картины, которые вызывают недоумение.
Исландская церковь — это не только путь к спасению заблудшей души, но и убежище от внезапного шторма. Отогревшись в «ракете» под звуки органа, я пошла гулять дальше.
Климат в Исландии непредсказуемый. Шторм внезапно сменяется солнечной погодой, и наоборот. Зашла в банк, чтобы всё-таки снять денег с карточки, но клерк сказал мне буквально следующее: «Извините, сегодня вы их забрать не сможете — у острова нет связи с материком». Тут я снова вернулась к мысли о том, что мне придется выживать. Отсутствие денег, еды, ночлега и просто горячего чая привели меня в панику.
Собрала себя в кулак и отправилась в хостел. Согрелась, подсохла и приступила к поиску ночлега на Couchsurfing. Прошло часа два — и снова удача, меня берут на ночлег! За мной заехал мужчина лет пятидесяти, не особо общительный. Привез меня к себе, разговорились. Честно говоря, было страшно ночевать у человека, который лидирует в Исландии по количеству принятых гостей. Но всё обошлось.
День второй. Бодрая и выспавшаяся, я собрала спальник и отправилась в банк, где наконец-таки сняла с карточки свои деньги. Получилось 2,5 тысячи крон — что-то около 18 евро. Да, эта цифра преследовала меня всю поездку! Долгожданные исландские купюры, словно из картинной галереи.
Во второй день я лазила по холмам, стирала подошвы о камни и восхищалась окрестностями Рейкьявика. Леса на острове нет, но встречаются места, которые действительно захватывают дух! В какой-то момент почудилось, что меня преследует тролль. Обернувшись, я увидела каменную пирамидку. Тролли, как известно, при солнечном свете превращаются в камень…
Набродившись, я автостопом поехала в Вик. Пять минут — и я сижу рядом с весёлым старичком, который постоянно смеётся и рассказывает истории из своей молодости. Через 20 минут он высаживает меня возле автозаправки – не пойми где. Чай в местном кафе, самодельные бургеры, зарядка гаджетов и перерывчик на Wi-Fi. Пара часов пролетела незаметно.
Автостоп здесь получается легко, потому что многие туристы арендуют машины и готовы помочь. Но и местные не отстают. Десять минут — и возле меня «Хонда» с двумя парнями из Калифорнии.
Мы останавливались у водопадов, напевали в машине Misfits, ели американское вяленое мясо. Было весело и атмосферно.
Мы в Вике. Это, одним словом, деревушка. Шторм сдувает на ровном месте, темно. Парни предложили поехать дальше вместе, я согласилась. Мы переночевали в машине.
Один из диалогов:
— Будешь воду?
— Нет.
— А что хочешь?
— Колу
— Ю крэйзи!
День третий.
С утра, вместо овсяной каши, которую они мне предложили, я подкрепилась исландской лепешкой с бифом (вяленое мясо) и колой. Утром от парней я только и слышала: «Ю крэйзи!». Сумасшедшая потому, что поехала без забронированных отелей, без палатки, без денег, без еды, пью натощак колу, а вместо овсянки ем мясо.
Вик — самая южная деревня Исландии. Здесь океан — это магия. Спокойствие. Глаза напряжены, не хочется упустить кита из виду. На очереди лагуна с ледниками разных размеров и оттенков. Синий, бирюзовый, а вон и вовсе черный. Восторг! Время для нас остановилось. Понимаю, что нужно возвращаться в Рейкьявик, так как через день у меня вылет. Калифорнийцы «застопили» машину с пенсионерами до столицы. Они сделали мой день ярче, спасибо Америке за таких парней!
«Черный песок, гигантские льдины и океан»
По пути мы проезжаем вдоль одиноких ферм, камней, покрытых мхом и сказочных водопадов. Жаль, что так и не удалось поваляться в термальном источнике. Но ничего. Может, в следующий раз. Я уснула.
День четвертый. Рейкьявик. Меня высадили на автостанции. Что делать, если нужно в аэропорт, но денег немного?
Я решила пройти 55 км пешком. Карты Google проложили пеший маршрут до аэропорта. Ну что же, до вылета целый день. Должна успеть!
Но меня хватило максимум на 20 км. На трассе стало скучно, и я снова подняла палец. Остановившаяся машина, которая направлялась в Гриндавик. Волшебное место знаменитой Голубой лагуны! Я решила прокатиться туда. Тем более, что до аэропорта там недалеко. «А где ты ночевать будешь?», — спросил водитель. И не зря, деревушка-то маленькая, с ночлегом беда.
Подъехали к гостевому домику, а там космический ценник — 6000 крон за ночь! Пошла гулять, темно, паника. По курсу виднеется бар. Открыто. «Ай нид хэлп», — всплывает в памяти момент из фильма «Брат 2». «Нужен ночлег, у меня всего 1000 крон», — говорю я бармену. Он начал куда-то названивать, я подумала — полицейским.
Девушка у барной стойки завязала со мной разговор. Потом подошла еще парочка: познакомились, разговорились. Вопрос с ночлегом решён, после закрытия бара я могу поехать с барменом к его дочери. Я несколько раз переспросила: боялась, что неправильно поняла их английский.
По этому случаю я немного перебрала с ребятами на баре. Исландское пиво — $10+, и оно неплохо вставляет. Ребята заказали еду, мы отлично посидели, посмеялись от души. Компания оказалась из Орегона, это тоже в США. После закрытия мы поехали к дочери бармена Аусхольта.
День пятый. Утро. Бармен устроил мне небольшую экскурсию. Погода отличная, впрочем, как и настроение. Мистер Аусхольт познакомил меня со своей большой семьей, его супруга накормила тостами. После завтрака мы завезли его внучку в детский сад. В садиках по пять детей, не больше. Потом зашли на небольшую фабрику по переработке рыбы. Там работают поляки, украинцы и филиппинцы. Пообщалась с поляками и украинкой, работавшими на очистке рыбы. Вернулись домой. Перекусили.
Мисс Аусхольт отвезла меня в небольшой городок рядом с аэропортом. Я прогулялась, купила несколько сувениров на 900 крон. Присела на дорожку и слегка прослезилась. Исландия — это другой мир, в котором для каждого путешественника, кажется, уже построен свой маршрут.