26 ноября Верховная Рада Украины приняла решение ввесть военное положение в десяти областях вдоль российской границы, приднестровского участка молдавской границы и на побережье Черного и Азовского морей. Многие связывают такое решение с инцидентом 25 ноября в Керченском проливе: российские пограничники посчитали, что украинские корабли нарушили границу, открыли по ним огонь и задержали. Магистр права и директор туристической фирмы «Горизонты путешествий», занимающимися турами в Украину, Игорь Забавский рассказал KYKY, что с нами всеми теперь будет.
KYKY: Действительно ли ввод военного положения связан с конфликтом в Керченском проливе, или есть другие прецеденты?
Игорь Забавский: Почему военное положение было введено, непонятно. Не думаю, что оно как-то связано с инцидентом в Керченском проливе, потому что указ и закон содержат лишь ограничения прав и свобод граждан, что никак не может влиять на преодоление вооруженного конфликта между Россией и Украиной. Кроме того, на данный момент в указе нет четкого представления конкретных мер, которые будут приниматься. Вполне логично предположить, что, если бы ввод военного положения был связан с инцидентом в Керченском проливе, это было бы первым, о чем сказали.
Продолжающаяся война на Донбассе почему-то не заставила господина Порошенко ввести чрезвычайное положение, а здесь один конфликт – и настолько жесткие меры? Сейчас многие в Украине говорят о том, что военное положение введено для того, чтобы затянуть выборы. Но все-таки вспомним, что вчера Рада приняла указ о назначении даты президентских выборов.
То есть на данный момент нет никакой взаимосвязи между военным положением и выборами.
KYKY: Согласно военному положению государство может ограничивать работу СМИ. Это не может повлиять на проведение предвыборной компании и выборов?
И. З.: Вчера президент Украины отметил, что военное положение не ограничит права и свободы граждан. Соответственно, оно не должно затрагивать работу СМИ. Хотя в указе об ограничении прав было сказано. В любом случае, не думаю, что нынешняя украинская власть реально может повлиять на работу средств массовой информации, потому что ограничить такое разнообразие ресурсов, которое еще и абсолютно различной ориентации, практически невозможно. Скорее всего, на СМИ это никак не отразится, а предвыборная компания и тем более выборы пройдут в установленные сроки. Нынешняя власть в Украине и так имеет недостаточно высокие рейтинги и вполне возможно сменится, но это будет решать украинский народ.
KYKY: Военное положение ввели на месяц. Если я соберусь к родственникам в Украину на новогодние праздники, будут ли проблемы на границе?
И. З.: Если дословно обратиться к закону, то там есть такие слова: «военной администрацией может устанавливаться особый режим въезда и выезда, ограничиваться свобода передвижения граждан, иностранцев, лиц без гражданства, а также передвижение транспортных средств». В действительности мы с таким не сталкивались, поэтому сложно делать какие-то прогнозы. Ситуация, когда пограничные или таможенные службы Украины развернут автобус, вполне реальна.
Граждане Беларуси традиционно предъявляют на границе с Украиной только паспорт и проходят контроль. Здесь также стоит оговориться, что в Украине еще не вводили военное положение, поэтому что могут потребовать, мы не знаем. В любом случае, это будет вполне разумный список документов: бронь гостиницы или подтверждение приглашения принимающей стороны, финансовые возможности пребывания на срок въезда.
С другой стороны, мы не можем сказать, что «стукнет» в голову пограничникам или таможенникам. В теории могут издать приказ и вообще никого не пускать, то есть просто закрыть границу.
KYKY: А если родственники из Украины захотят приехать ко мне?
И. З.: Если речь идет о десяти перечисленных областях, на которые распространяется военное положение, есть вероятность, что выезд из страны им будет закрыт. В крайнем случае, может быть задействован такой вариант, как частичная мобилизация. В целом, граждане Украины попадают в Беларусь точно так же, как и мы к ним: граница, паспорт, контроль. Никаких особенных требований на данный момент нет.
KYKY: На что сейчас уполномочены пограничники – ведь военное положение введено в первую очередь в приграничных зонах?
И. З.: Независимо от введенного военного положения, любому человеку может быть отказано во въезде в страну без объяснения причин. Есть внутренние документы и, конечно, мы не можем их посмотреть. В целом, возможности не только пограничников, но и других военных, прописаны в военном положении. Это и возможность изъятия имущества, и ограничения передвижения, и высылка из страны, и многое другое.
На практике, если российская сторона не будет вмешиваться – не думаю, что будут приниматься жесткие меры, как для граждан Украины, так и для граждан других стран.
KYKY: В вашей туристической практике было такое, что гражданина России разворачивали на границе с Украиной до ввода военного положения?
И. З.: Мне говорили, что лучше не брать в тур граждан России, но у меня с ними проблем не было. По-моему, даже вопросов не задавали. Но, опять же, в любой стране могут развернуть туриста. Знаю случаи, когда граждан России разворачивали за советскую символику, потому что в Украине она запрещена. В придачу давали штраф и могли сделать запрет на въезд на энное количество времени. Сомневаюсь, что в современном мире могут безосновательно развернуть гражданина любой страны, если у него все в порядке с документами и он не нарушает закон.
KYKY: Как военное положение может отразиться на туристическом бизнесе в целом?
И. З.: Все зависит от того, будет ли оно продлено и какие действия предпримет Российская Федерация. Если предположить ситуацию, что Россия начнет наступление и захватит территории, то скорее всего туризму наступит конец, потому что в Украину никто не будет ездить. Когда туристическая компания подписывает договор, она гарантирует клиенту безопасность, а кроме того, возлагает на себя обязанности, чтобы тур прошел гладко. Если Украина будет применять жесткие меры, которые позволяют осуществлять во время военного положения, маловероятно, что и турфирмы, и туристы будут рисковать.
Например, в Киеве военного положения нет, но дорога к нему идет через Черниговскую область, а там оно действует. Представьте ситуацию, что ваш автобус разворачивают на полпути. Людям нужно вернуть деньги, потому что турфирма не выполнила обязательства, но часть из них уже потрачена.
Другими словами, бизнес будет регулярно влетать на несколько тысяч долларов за один тур.
С другой стороны, когда в Египте объявили военное положение, люди все равно ездили на свой страх и риск и с большего туристический бизнес от этого не пострадал.
KYKY: Военное положение обостряет отношения со странами-соседями, не принимающими участие в боевых действиях?
И. З.: Здесь все зависит от того, до каких пределов зашел конфликт. Одно дело, когда у тебя просто начинаются какие-то акции и недружественные отношения на приграничных зонах и совсем другое, когда страна-соседка вторгается на чужую территорию, а тем более ведет войну, которую не признает. Военное положение в любом случае будет затрагивать соседние страны, но масштабы не будут понятны до тех пор, пока не произойдут прецеденты.
KYKY: СМИ пишут, что после ввода военного положения российский рубль рухнул, на что ещё повлияет военное положение?
И. З.: Примерно с пятницы началось падение нефти на американских биржах и российский рубль начал падать. Для меня загадка, почему СМИ связывают падение рубля с военным положением. Кроме того, это вполне нормальная ситуация, когда некоторая валюта ослабевает перед новогодними праздниками.
KYKY: Если военное положение продлят, что нас ожидает в будущем при пересечении границы?
И. З.: Скорее всего, Министерство иностранных дел издаст рекомендацию о нежелательных поездках на территории, где распространяется военное положение. Но рекомендации не носят обязательный характер. У многих беларусов есть родственники в Украине, у некоторых – бизнес. Границу все равно будут пересекать.
Другой вопрос, как пересечение границы будет выглядеть. Если ваш автомобиль постоянно разворачивают, а обыскать могут в любой момент – понятно, что люди будут стараться ездить в Украину как можно реже. А если существенных изменений не произойдет, трафик останется примерно прежним, несмотря на военное положение и возможные рекомендации МИД.