Надо отдать должное: ассоциации с фильмом «Лангольеры» ушли в прошлое. Теперь в зале ожидания обновленного аэропорта новые кресла, работают могилевские лифты и металлические эскалаторы Otis, а вип-зал выглядит так, что в нем легко представить как президента Уругвая Хосе Мухика, так и Мика Джаггера. Пользователи соцсетей сравнивают бело-голубой зал прилета со станцией метро Петровщина: все блестит, выглядит скользским и стерильным. Понятно, что на форумах высказалось много белорусских строителей, которые могли бы сделать лучше. Отсюда комментарии: «Колонны обшиты панелями, которые ставят очень криво, те же панели на изгибе имеют надрез, о который можно легко порезаться… В новых стеклопакетах уплотнитель крайне низкого качества». На косметический ремонт ушло 900 млрд. рублей. Самый правдивый коммент про реконструкцию написал некто XDrive_M на сайте «Онлайнера»: «24 года понадобилось для того, чтобы в зале прилета не хотелось повеситься от унылости».
Обновленный аэропорт, фото с официального сайта
Наблюдения пассажиров
Национальный аэропорт строили на болоте по проектам ленинградских ученых в 70-х и ввели в эксплуатацию более 30 лет назад. Тогда он еще назывался «Минск-2», как сиквел. Пока ремонтировали аэропорт к чемпионату, страна пережила многое. Пользователь Ольга на сайте «Отзывы» писала о наболевшем в разгар ремонта, и с ней были солидарны все, кто пользовался воздушными воротами в непростую пору: «То, что аэропорт на ремонте — это понятно. Но это не должно приносить людям проблемы! В зале получения багажа нет возможности взять тележку. На вопрос „почему“ был дан ответ: „Колёса тележек могут поцарапать плитку на полу, поэтому сюда их запрещено подкатывать“. Занавес… Не знаю, для кого проводится этот ремонт, но точно не для людей».
Обновленный аэропорт, фото с официального сайта
Но вот обновленный аэропорт открылся. Одним из первых в Минск на чемпионат по хоккею летел пассажир Павел, который написал у себя в ФБ: «В обновленном аэропорту Минск-2 девочек, делающих объявления рейсов, пока не до конца научили выключать микрофон после сообщений.
Уже 6 минут весь аэропорт наслаждается их внутренними переговорами. От «так, а как это включается?» до «ну, пусть пешком идут, раз опоздали — мы их три раза звали на рейс».
Другой пассажир делится впечатлениями: «Несмотря на то, что зону прилета переделали, тебя всегда встречает непонятное количество людей. Около трапа стоят какие-то люди в погонах, человек 15. Ни в одном из аэропортов мира я такого не видел. Чего они все там делают? То ли прилет самолета в минском аэропорту до сих пор событие, то ли они выслеживают, кого нужно отправить обратно. И конечно, тебе запрещают фотографировать: вот эта толпа людей, которая стоит у трапа, жестко пресекают любые попытки сделать инстаграм, как будто ты прилетел реально на военный аэродром».
История про встречу инвесторов
Но самой удивительной является история белорусского бизнесмена Павла, который сопровождал иностранных инвесторов в Беларусь. Дело было сразу по окончании чемпионата.
Павел: «Иностранные граждане должны были прилететь в Минск для переговоров в одном из наших министерств на предмет инвестиций в белорусское предприятие. Для иностранных граждан можно официально получить визу в аэропорту, я знал это и решил воспользоваться правилом, тем более, что времени на изготовление в стране проживания иностранцев не было. До переговоров в Минске были назначены переговоры с серьезными партнерами в Москве, а потому было решено лететь в Минск из Москвы. За два дня до прилета инвесторов мне позвонили из консульской службы аэропорта уточнить даты. Я сказал: „Не волнуйтесь, я все им смогу объяснить, потому что мы с ними вместе летим из Москвы“. „Как из Москвы? Они визу не получат“. Выясняется, что в ходе реконструкции аэропорта сектора были разделены намертво, консул туда не может дойти, а пограничники Москву не обслуживают. Информации об этом нет вообще нигде, ни письменной, ни устной, и если бы мне не позвонили уточнить данные, мои иностранцы узнали бы об этом только по прилету. Я обзвонил в тот день кучу ведомств, всех поднял на уши, вплоть до министерств. При этом меня порадовало белорусское посольство в Москве, в котором предложили сделать визы за один день. На этот день у иностранцев были назначены переговоры с серьезными партнерами, и никто не стал бы ими жертвовать, чтобы ехать в белорусское посольство.
Иностранные гости просто развернулись бы и поехали бы к себе домой, сказав: „Гори она гаром эта Беларусь“.
В результате я догадался позвонить в вип-зал Национального аэропорта. Меня убедили, что единственный способ сделать визу людям, прилетающим из Москвы — это заплатить 180 евро на человека за вип-зал плюс 20 евро наличными как спец.услуга за изготовление виз, и собственно сама виза за 180 евро. Вип-зал находится в отдельном месте, и его сотрудники приезжают к трапу самолета. У них есть доступ к летному полю, и они могут провести гостей туда, где сидит консул. Если же пассажир вышел из самолета сам, он никак не сможет добраться к консулу. На зоне контроля его просто арестовывают и депортируют. Мне так и сказали: „Такие гости подлежат депортации“. Раньше между стенками была дверь, и пограничники в случае необходимости могли прийти на рейс из Москвы. Сейчас эту стенку заложили намертво кирпичом.
Моих иностранцев было трое. Вот спускаемся мы с ними по трапу, у которого стоит женщина из вип-зала. Я говорю: „Это гости на визу“. И она вдруг: „Не знаю ничего“. Забирает их и куда-то уводит, я успеваю сунуть ей свою визитку. Через час мне звонят мои иностранцы и говорят: „Мы не понимаем, чего эта тетка от нас хочет“. Передают ей трубку: „Да вот консул их отправил назад, потому что они неправильно заполнили анкеты“. Я, конечно, начинаю злиться, прихожу в этот вип-зал и устраиваю разнос. Сама виза стоит 180 евро, вип-зал стоит 180 евро, плюс 20 евро на человека. То есть въехать в Беларусь для человека стоит 380 евро. На два дня, не считая гостиницы. А консул готов взять эти 180 евро за вип-зал и депортировать гостей за то, что ему почерк иностранцев не понравился, и они как курица лапой анкеты заполнили. Вот так мы встречаем инвесторов. Через три часа после прилета мне удалось их оттуда вызволить. У людей было замечательное настроение. Ситуация произошла сразу по окончании чемпионата, и моим иностранцам в вип-зале говорили: „А чего вы не купили билеты на чемпионат? До 27-го официально вы могли прилететь без виз“. Действительно, чего я, придурок, не мог подумать про билеты? Вот эта ситуация, когда в одной инстанции гарантируют, что все будет хорошо, а потом все идет наперекосяк, и никто ни за кого не отвечает — это полнейший бардак.
Косяки есть в каждой стране, но разница в том, что там достаточно понятные правила. После всей этой истории тетечка из вип-зала вешалась мне на шею и рыдала: „Простите-простите“. От чего стало еще в три раза более противно».
Тем временем, генеральный директор Национального аэропорта «Минск» Дмитрий Меликян утверждает: «Если человеку необходима виза, он поднимется на второй этаж и оформит ее. Вот кабинка, в которой можно сделать экспресс-фото. Вскоре здесь появятся банкоматы и прочие удобства, жизненно необходимые человеку, только прибывшему в страну». Ответственные лица уверяют, что со временем все косяки будут ликвидированы. Из последних новостей — постановление № 459 от 14 мая за взимание платы с вылетающих из страны пассажиров на развитие инфраструктуры Национального аэропорта Минск. Люди так счастливы вылететь, покинуть границы родины, что не будем мелочиться. Тем не менее: с пассажиров от 12 лет и старше снимают 5 долларов, с детей — половину суммы. Документ размещен на Национальном правовом портале 17 мая. Аэропорт собирает с миру по нитке, чтобы построить вторую взлетно-посадочную полосу и еще один аэровокзал.