В 2001 году фирма Triumph запустила рекламу трусиков Sloggi, которые были размещены на девушках сверхчеловеческой красоты. Некоторые интеллектуалы восприняли этот тренд как возращение к истокам европейской культуры. Ведь наши предки, античные греки, делали всё, чтобы оставить после себя прекрасные миры телесного и духовного совершенства. После господства христианской аскезы эта модель жизни стала снова возможна в эру «капитализма красоты» (У. Ренц). Как отмечают дизайнер К. Гутвальд и философ Р. Зонс, «на почве «гедонизма как новой матрицы культуры» (Welsch) являются «красивое» и «красота», знаками новой эстетической культуры жизни. Её иконы (длинноногие супермодели и желанные голливудские рок-звёзды) распространяют власть «красоты» (калократию, как это назвали древние греки) по всей планете. […] То, что одни дискриминируют как «безумное ослепление красотой» (Schönheitswahn), имеющее опустошающие духовные, социальные и политические последствия; для других выражает новое, молодёжное чувство жизни и культовый праздник существования, которое лишь в нашу эпоху можно «эстетически оправдать» (Ницше)».
Красавчики вдохновляют многих на то, чтобы также превратить свое тело в произведение искусства. Другие же просто наслаждаются прелестями калократов, которые, как лучи солнца, освещают нашу жизнь. Их не оскорбляет факт этого превосходства, как не коробят их и достижения великих поэтов, музыкантов и спортсменов. Тем более, визуальное потребление прекрасной плоти способствует самопознанию. Например, российский журнал «Cosmopolitan психология» (июль-август, 2013) в заметке «Секс в большом блоге» рассказывает о женских интернет-сообществах Cabellissimo, Fuckables, Des Hommes et des Chatons. Как признаётся основательница Fuckables, «мы любим мужчин и с радостью рассматриваем их как сексуальные объекты. Нам нравится обсуждать их достоинства и наши чувства, которые они вызывают. Это своего рода анатомия влечения».
Но европейскую культуру определяют также почитатели «внутренних ценностей» и «прекрасных душ», которым не нравится такое положение дел. Недовольно они смотрят на всё телесно выдающееся, усматривая в этом несправедливость и неравенство. Для них важно, чтобы нас окружали образы, которые вызывают лишь жалость и сострадание.
Как же помогли наши феминистки разобраться в этом споре? Да, вообще никак! Они ничего лучшего не придумали, как воспроизвести идеи таких допотопных направлений как: феминизм, который негативно относится к сексу (sex negative feminism), антипорнографический феминизм (antipornography feminism), феминизм жертвы (victim feminism). Они не в курсе, что согласно Марксу использование духов прошлого всегда выглядит как фарс. Это случилось и на этой раз. Одеяния старых феминисток настолько обветшали, что наши активистки так и не смогли внятно объяснить смысл основных терминов (сексизм, объективация), что значит быть объектом сексуального желания и почему это плохо. Попытаемся исправить положение, чтобы беларусы не краснели перед западными коллегами.
Начнем с сексизма. В эпоху провокации не так просто понять, где его искать
Сексизм – это система представлений, которая реально поддерживает дискриминацию и стигматизацию по признаку пола ссылками на неизменную природу. Процитирую Бокаччо «Декамерон»: «Очень легко убедиться, что большая часть женщин … подчинена мужчинам […] на то указывает нам очень ясно сама природа, сотворившая нам тело нежное и хрупкое, дух боязливый и робкий, давшая нам лишь слабые телесные силы, приятный голос и мягкие движения членов: все вещи, свидетельствующие, что мы нуждаемся в руководстве другого. А кто нуждается в чужой помощи и управлении, тому надлежит, по всем причинам, быть послушным, подчиняясь и оказывая почтение своему правителю. А кто наши правители и помощники, коли не мужчины?»
Что касается рекламы Mark Formelle, то в ней нет мэсседжей о женском пассивном предназначении, подобных тем, которые есть, в частности, в песне «Pleasure slave» от Manowar. «Woman, be my slave! That's your reason to live. … Kneel before me. Please me».
Далее, если бы в рекламе присутствовало что-то совсем неприличное, то не стоит забывать о той эпохе, в которой мы живём. Сегодня многое в современной культуре воплощает эстетику провокации, шока, молодёжного юмора, основанную на использовании сексизмов, расизмов, непристойностей. Достаточно посмотреть клипы артистов и соответствующие сериалы (South Park, «Теория большого взрыва», «Футурама»). Всё это воспринимается как приколы, которые просто вносят разнообразие в нашу политкорректную рутину.
Не всем стариканам дано понять, что большинство из нас просто добродушно хохочет над такими эпизодами «Футурамы» как «Bend her», в котором Бендер сменил пол путем замены тестостеронного масла на женороботское.
Лила: Ты и мужеробот – это позор! Я отказываюсь участвовать. И ты перестарался с помадой!
Бендер: Шутишь? Нужно еще больше! Гораздо больше! Да вот так. Мужики любят, когда она прямо комками.
Лила, Эми: Нет, нет!
Бендер: Умоляю! Каждый мужчина мечтает о шлюхе. Неудивительно, что вы еще не замужем! У мужчин лучше получается быть женщиной. …
Профессор: О, боже! Она выходит из себя и становится рабой собственных эмоций! Как все женщины. В частности, как ты, Лила!
Быть настоящим человеком – это «хотеть, чтобы тебя хотели»
Допустим, в рекламе Mark Formelle женщинам предписываются такие исключительные качества как красота и сексуальность. Это не может быть расценено как наделение позорными и нежелательными свойствами, из-за которых субъект признаётся неполноценным. Сексапильность – это не постыдный дефект. А красота, как отметил философ Т. Гоббс, это «могущество, ибо, являясь обещанием блага, она привлекает к мужчинам любовь женщин и малознакомых людей».
То же значение привлекательность имеет и для женщин. Иначе непонятны рассуждения индейца Джо в «Приключениях Тома Сойера». «Если хочешь отомстить женщине, незачем ее убивать. Изуродуй ее, вот и все! Вырежь ей ноздри, обруби уши, как свинье!». Почему так важно быть симпатичными для других? Дело в том, что ключевая потребность человека – это жажда признания. Это не только желание стать знаменитыми или иметь массу френдов и лайков в соцсетях. Это потребность быть ценным и значимым для тех, кто важны для тебя. Согласно «введениям в чтение Гегеля» А. Кожева быть настоящим человеком – это «хотеть, чтобы тебя хотели».
Истину этой мысли показывает Симона де Бовуар на примере женской старости. Казалось бы всё отлично. Женщина после климакса свободна от необходимости быть красивой и рожать детей. Но наступает настоящий ужас, когда женщина, которую никто не хочет, видит свою ненужность. Из-за этого многие возрастные дамы начинают доказывать свое значения, вмешиваясь в жизнь окружающих. «Дамы из женских объединений большую часть времени и сил расходуют на организацию своих организаций. Их деятельность не имеет… значительной, цели, важно только властно и громко заявить о своих вкусах, своих предрассудках […] они попросту ругают то, что есть вокруг, полагая так искоренить зло; этим и объясняется их постоянное объединение на борьбу с чем-нибудь: с алкоголизмом, с проституцией, с порнографией» («Второй пол»).
Таким образом, быть сексуальным объектом и находиться под эротическим взглядом – это не только классно. Без сексуального признания трудно вообще достичь самореализации.
Социолог Ева Иллуз в «Why love hurts?» приводит интервью с научной сотрудницей Talia. «Он был … очень знаменитым академиком и весь мир его очень уважал. А я до знакомства с ним была самой незаметной и незначительной вещью, на которую никто не обращал внимания. Я чувствовала, что я была самой глупой в своей среде. Но после того, как он меня выбрал и у нас завязался роман, я переродилась в особенную личность. Я стала чувствовать, что я буквально становлюсь умнее и что я могу обратиться к тем людям, к которым я боялась обратиться: что я могу с ними разговаривать и что я могу чувствовать равной по отношению к ним. … я узнала очень важное о себе: так как он мог считать меня особенной, то и я стала ощущать себя особенной. Я утратила сильный страх перед другими людьми.
- Потому что он вас любил?
- Да, потому что он меня любил. Хотя, подождите, я не уверена, любил ли он меня. Иногда я чувствовала, что меня любят, а иногда я не была в этом уверена. Но я чувствовала, что меня хотят. О да, я абсолютно уверена, что он безумно меня вожделел».
Если же у вас нет пока бурного романа, то можно следовать такому совету психоаналитика и сексолога А. Эриля из заметки «7 уроков Эроса» (российский журнал Psychologies, август 2012): «Оденьтесь как можно более сексуально (что вовсе не значит вызывающе!) и найдите время для неспешной послеобеденной прогулки. Гуляя, наблюдайте за реакцией окружающих, отмечайте их взгляды, почувствуйте их волнение. Запомните и сохраните это приятное чувство собственной силы и власти». Если же нет времени на прогулки, то выгуливайте своё тело в соцсетях или в масс-медиа. Ведь это естественно для человека – позировать и радоваться, когда его телом могут любоваться.
Правда, у некоторых наступает депрессия или остались детские комплексы, как рассказывается в заметке «Тело как улика» (Cosmopolitan Психология, май 2013). Тогда девушка говорит, что самое главное – это быть самой собой (носить мешковатую темную одежду, иметь ногти разной длины и немытые волосы) и завести себе собаку-целоваку и кота-укрываку, которые всегда ей рады.
Естественно, есть много других способов для самореализации. Можно доказывать, чего вы стоите в бизнесе, науке, искусстве, политике. Все эти способы получения признания не менее важны. Главное, чтобы никого не ограничивали в выборе или не дискредитировали его выбор, нелепо рассуждая о недотраханности или о сексизме.
Субъективность чужой сексуальной привлекательности
Что касается сексуального восприятия моделей в рекламе MF, то далеко не факт, что их тела кажутся именно соблазнительными, а не просто привлекательными. Например, классический социолог И. Гоффман в ритуале палец у рта, а также в демонстрации импульсивности, несерьёзности и прочей телесной клоунады не видел ничего возбуждающего. Просто показана женская неспособность самостоятельно решать проблемы, а не то, что она готова отдаться и всегда хочет, особенно орального секса.
Современная порнофицированная молодёжь видит мир по-другому. Психолог Д. Басс приводит данные исследований, какие женские техники тела посетители в барах расценивают как наиболее соблазнительные. Это – поглаживать и трогать свою грудь и таз (pelvis); соблазняюще смотреть в сторону мужчины; располагаться свои руки вокруг шеи; запускать пальцы в свои волосы; посылать воздушные поцелуйчики; реально сосать свой палец или соломинку напитка; наклоняться вперёд, чтобы показать грудь; позировать и изгибаться, чтобы лучше показать формы своего тела. К этому списку можно добавить: брать в рот сигарету, леденец или банан; лизать мороженое; подносить помаду ко рту; забрасывать ногу на ногу; приседать на корточки, чтобы показать грудь; поднимать руки вверх, чтобы приподнималась грудь; подпрыгивать на месте, чтобы грудь ходила ходуном, и верещать «wooo!»; разворачиваться и сгибать коленку; крутить головой и размахивать волосами; обмениваться с подружкой прикосновениями и поцелуями. Если мы переходим в виртуальный мир клипов и рекламы, то тогда – обнажаться; принимать водные процедуры и быть мокрой; танцевать в жарком помещении и быть потной; ползать на четвереньках; двигать попой и трясти грудью; изображать хищницу и облизывать губы; поднимать ногу вверх; изображать оргазм; трогать промежность; окружать себя предметами, символизирующими гениталии и секс; использовать эстетику фетишизма (корсет, изделия из (чёрной) кожи, чулки).
В свете этих данных вывод: реклама MF безобидна так же, как и советский журнал «Весёлые картинки». Можно даже выдвинуть гипотезу, что при разглядывании девушек MF у неозабоченного мужика «хрен так и не встал» на столе.
Наконец, проясним основной термин – объективацию
Её признаком не является малоестественность поз, которые принимает модель на снимке. Объективация – это создание препятствий для возможности быть свободным и реализовывать свои интересы. Объективация – это инструментализация: сведение живого человека (а не его изображения) до статуса вещи (объекта, товара), чьё предназначение – лишь обслуживать чужие потребности. Отсюда максима Канта о том, что с человеком нельзя обращаться только как со средством, но всегда как с целью. При этом философ не запрещает вообще объективировать человека: это можно делать, если одновременно ваши действия помогают реализации его целей. Это важная деталь, так как объективация присутствует во всех социальных отношениях. Мы постоянно нуждаемся в услугах других для удовлетворения своих потребностей. Возможны два варианта: или мы друг друга правильно используем, занимаясь взаимовыгодным сотрудничеством и соблюдая принципы добровольного согласия, справедливости и уважения человеческого достоинства. С моральной точки зрения – это супер-мега-офигеть: «Как мило с вашей стороны!». Или же кого-то просто имеют. Тогда это – аморальная объективация, которая должна быть запрещена.
Поиметь кого-то – значит посредством насилия и обмана принудить другого к невыгодным и несправедливым отношениям (отдельно определяется как «эксплуатация») или к тем действиям, которые приносят ему физический, психологический ущерб и оскорбляют личное достоинство.
Но что значит (не)правильно друг друга использовать, если обратиться к конкретным примерам? Согласно Канту, правильная объективация в сексе – это тогда, когда есть пожизненный брачный контракт ради использования гениталий другого. Всё остальное – полный отстой. Конечно, с этим суждением многие не согласятся в эру сексуальной свободы. Для нас аморальная сексуальная объективация – это изнасилование, сексуальное рабство и те ситуации, когда человека вынуждают сделать что-то неприемлемое и травмирующее для него. Например, когда в сериале «Чёрное зеркало» ради спасения заложницы премьер-министра вынудили публично спариваться со свиньёй. Эти расхождения в оценках показывают, что для обсуждения конкретных случаев требуется учёт мнения разных людей. И, прежде всего, тех, кто вовлечён в практики объективации тела. Ведь как учил философ Ж. Делёз, это подло – говорить за других. Например, когда-то классические феминистки предположили, что работа в секс-индустрии унизительна для женщин. Но потом альтернативные феминистки проверили всё на практике и убедились, что это необязательно так. Здесь часто девочек просто «правильно используют»!
Британский учёный и бывшая проститутка Brooke Magnanti так повествует о своём опыте: «Следующим утром я проснулась в своей постели. Я подняла руку и долго смотрела на неё. Изменилось ли что-нибудь? Должна ли я чувствовать себя жертвой (victimised) и что меня поимели (abused)? Я не могла так сказать. Оказалось, что и более утонченные положения феминистической теории не работали в этом случае. Всё осталось таким же, как и прежде. Та же рука, всё та же девушка».
Соответственно, в случае с рекламой MF необходимо проведение серий интервью с моделями, дизайнерами, а также с потребителями, чтобы по-настоящему разобраться с проблемой объективации. Так делают профессионалы на Западе, которые работают над темой «Sex in Advertising». Это у нас не было сделано. И поэтому нет фактов о том, что моделей рекламы Mark Formelle кто-то поимел. Скорее всего, их просто «правильно использовали».