«Я изменяю всю жизнь». Почему мы идём на адюльтер и как скрываем его

Секс • Евгения Долгая

В детстве или юности всем нам объясняли, что моногамия – это лучший способ цивилизованных отношений. Для закрепления этого знания, мы смотрели мультики и читали сказки, где стереотипизированные герои влюбляются с первого взгляда, женятся послезавтра и живут до старости, обязательно умерев в один день. А KYKY решил разобраться, как современное общество относится к изменам и почему до сих пор скрывает их. Мы нашли исследования социологов и психологов на эту тему и поговорили с беларусами, которые много лет регулярно изменяют своим супругам.

Алеся, 35 лет: «Измена – это не нехватка любви, а адреналин»

«Замужем я уже девять лет, есть дочь шести лет. Из десяти лет брака я изменяю мужу девять лет. У меня были разные любовники, их было около пятнадцати. Люблю ли я мужа? Однозначно, да. Почему изменяю? Потому что мне нравятся новые ощущения, чувство свободы. Отношения с  мужем хорошие и доверительные. Даже если он мне тоже изменяет, я предпочитаю об этом не знать. Сама очень осторожно себя веду, для меня все равно остается важным не травмировать мужа. И я лучше лишний раз удалю переписку, меньше посижу в телефоне, лишь бы не вызвать подозрение у мужа.

Для меня измена – это не нехватка любви, а адреналин и просто новые ощущения. Возможно, в будущем я пойду на свободные отношения, но пока мне тяжело даже представить такое. Да, на меня давит социум, мне тяжело идти против социального течения и все еще важно, чтобы семья меня не осуждала. Лично я завидую людям, которые могут открыто пойти против устоявшихся семейных ценностей, открыто признаться обществу, что хотят и других людей, кроме своих супругов. Меня мучает совесть насчет измен, но и избавиться от этого я не могу. Мне кажется, что все люди хоть раз в жизни изменяли своим партнерам. Невозможно постоянно хотеть одного человека! А если такое происходит, я считаю, что у человека проблемы с головой.

Не могу сказать, что мне будет очень больно, если мой муж признается, что изменяет мне. Просто с самого детства меня учили в семье, что лучше промолчать про измену, чем признаться в ней. И я даже не знаю, как реагировать на признания в измене, ведь, наверное, неправильно прощать – не этому учили. Поэтому предпочитаю оставаться в неведении.

Знакомлюсь с любовниками в интернете, но заранее стараюсь проверять, с кем этот человек знаком, чтобы «не спалиться». Я не встречаюсь с человеком сугубо ради секса, мне важно и чтобы было с ним о чем поговорить. С мужем у нас много тем для разговора, но ведь жизнь не останавливается на нем одном. В мире очень много интересных людей. Пока не было такого, чтобы я влюбилась до беспамятства. Но и не исключаю, что такое может произойти. Пока что к любовникам у меня в основном сексуальный интерес. К врачу хожу, предохраняюсь. Совесть мучает только из-за того, что у меня есть страх признаться в своей неверности. Лично я боюсь осуждения, что я плохая жена и плохая мать. Ведь в наших нормах мама и жена должна быть верной и покорной. Ну а любовникам не рассказываю про себя много – зачем оно нужно?»

Сергей, 40 лет. «Если хочется другого, нужно учиться договариваться»

«Ревность и обиды на измены – это проблемы людей, которые всё это испытывают. Жаль, что большинство это воспринимает не так. Сейчас уже везде трубят, мол, нужно говорить честно, чего хочется. А если хочется не только одного человека, то нужно договариваться. На словах это легко, но на практике совсем не так. И я считаю, что в таком случае лучше обманывать. Мой отец изменил маме с соседкой по даче. Когда мать узнала, лежала две недели и страдала. Мне было семь лет. Даже тогда мне было непонятно, неужели она готова страдать из-за того, что отцу понравилась другая женщина?

Я женат двенадцать лет, из них периодически изменяю жене. У меня было немного связей на стороне, около семи партнеров. Но это были длительные отношения. Я скрывал от жены, так как знаю, что она не поймет и у нас только испортятся отношения. Лично мне хотелось бы, чтобы мы с ней говорили. Но пока она даже слышать ничего не хочет.

Изменяю я и с проститутками, и с женщинами, с которыми знакомлюсь в интернете. Я знаю точно, что люблю только свою жену. Но это не значит, что я должен спать только с ней. Возможно, мне было бы неприятно узнать, что моей жене еще кто-то нравится, но точно знаю, что я бы принял этот факт и не разрушал бы семью. Считаю, что измена – это вообще не повод разрушать семью. Это всего лишь временное явление. Другое дело, когда уже у человека на стороне другая семья.

Для меня секс – это приятное общение с ласками, для этого не обязательны глубокие чувства. Телефон у меня настроен так, что сообщения не всплывают, а на экране стоит пароль. Но у жены самой стоит пароль, поэтому претензий на этот счет я не услышал. Совесть меня не мучает, я не делаю ничего противозаконного. А если кто-то говорит про моральную сторону и совесть, могу ответить, что она у всех разная. Я уверен, что изменяют абсолютно все, а если человек все же не изменяет из-за каких-то своих моральных рамок, то это его проблемы».

Раиса, 68 лет. «В церкви встретилась с мужчиной, с которым мы были любовниками»

«Я изменяла мужу всю жизнь. Вернее, мы прожили вместе 45 лет, из них примерно 30 лет я изменяла. Мужчин у меня было около пятидесяти человек. Было трое мужчин, в которых я была сильно влюблена и хотела уже уходить от мужа. А он пил всю жизнь, и у нас были проблемы в сексуальной жизни. Расставаться мне с ним не хотелось, да я его и любила, даже несмотря на его проблемы с алкоголем. Мне не хотелось оставаться одной, а для интима всегда можно найти человека на стороне.

Даже сейчас, спустя столько лет, я не понимаю, зачем бабушка столько рассказывала мне про верность. Когда позже вскрылись семейные тайны, оказалось, что все друг другу изменяли, даже в военное и послевоенное время. Я считаю, что понятие «измена» – навязанное. Для каждого измена своя. Я всю жизнь «тихарилась», так сказать. И боялась, что обо мне подумают. Совесть мучила больше от того, что я не вписываюсь в стандарты правильности. Я думала, что это плохо, если нравишься мужчинам. Обманывала сама себя.

Но мне повезло с любовниками: все были женатыми и никому не было выгодно, чтобы узнали про нашу связь. Мне кажется, если старые стандарты семейной жизни перестанут существовать, все станут намного счастливее. Люди сами себя обманывают, когда говорят, что им противно даже представить, что они изменяют.

Знакомилась с любовниками я в основном на работе, в бассейне, в библиотеке. Мой муж умер три года назад. Мне было очень одиноко, а в церкви я встретилась с мужчиной, с которым мы были любовниками около десяти лет. У него тоже умерла жена, сейчас мы снова вместе. Поддерживаем друг друга, живем, правда, раздельно. В нашем возрасте уже должно быть личное пространство. Я и своим внучкам говорю, чтобы не смотрели все эти российские сериалы про измены и переживания. Настоящие переживания – это болезнь, смерть, беда. Измена – это всего лишь тот факт, что человеку кроме тебя хочется кого-нибудь другого.

Быть собственником плохо. Лично мне нравилось окружать себя вниманием и мужчинами. Мне кажется, что из-за собственничества и эгоизма люди сами портят отношения и причиняют вред своим близким. А общество еще больше этому способствует. Отсюда и нездоровая ревность, насилие и отсутствие личного пространства».

Игорь, 44 года. «Жена даже детей учит, что измены – это плохо»

«У меня очень ревнивая жена. Она проверяет мобильный телефон, роется в карманах, нюхает одежду. Вместе мы двадцать лет, и все двадцать лет она меня никуда не отпускает: ни на корпоратив, ни с друзьями. Но я изменяю ей почти десять лет. Пару раз заводил с ней разговор про то, что собственничество и постоянные проверки не помогают. Да, я люблю свою жену, считаю ее самой красивой. Но изменяю и ничего с этим поделать не могу. Допускаю, что секс может существовать и без чувств, изменяю я из интереса – мне интересно, каково это с другими.

Я был бы сам не против свободных отношений, сам я человек не ревнивый. Но знаю точно, что жена будет против и разорвет со мной отношения самым жестоким образом. Мне тяжело представить, что обо мне будет думать моя мама, очень консервативная и интеллигентная женщина. Страшно подумать, что будут думать обо мне дети, ведь жена их изначально воспитывает так, мол, измены – это плохо и нужно постоянно проверять людей. Для нее все должно быть общим, в том числе и личные границы.

Я принимаю все действия, чтобы моя жена не узнала. И считаю, что если уже не получается диалога со второй половинкой, лучше принимать все меры безопасности и никогда не признаваться в измене. Нахожу женщин в основном в Tinder’е, раньше знакомился в тренажерном зале или на улице. Проблем со знакомством не было никогда. Изменяю в основном во время работы – у меня такой график, что могу отлучиться на час. Понимаю, что это обман, но что еще можно сделать, если человеком дорожишь, но он пытается переделать тебя под себя? И не воспринимает таким, какой ты есть. Я думаю, что если бы у меня было больше свободы, меня, возможно, не тянуло бы к другим».

Что об этом говорят психологи

Антрополог Хелен Фишер считает, с точки зрения эволюции мы все предрасположены к изменам – вне зависимости от пола. С одной стороны, моногамия стала основой народной жизни и даже вошла в «скрепную» философию жизни. Но с другой стороны, сейчас общество как никогда понимает, что концепция классического брака терпит крах и изживает себя.

Если объяснять измены на уровне биологии, надо сказать, что во время секса у людей вырабатывается «гормон удовольствия» — дофамин. Он является частью системы вознаграждения организма и участвует в процессах мотивации и обучения. Когда уровень дофамина повышается, человек испытывает положительные эмоции. При выбросе этот гормон захватывается особыми дофаминовыми рецепторами, которые кодируются разными генами. В зависимости от этой кодировки выделяются пять типов дофаминовых рецепторов — D1, D2, D3, D4 и D5. Ученые выяснили, что генетические вариации в рецепторе D4 могут определять склонность человека к адюльтеру. Например, люди с длинной аллельной формой D4 изменяют на 50 % чаще, чем люди с короткой аллельной формой рецептора. 

Гетеросексуальные люди по-разному реагируют на неверность в зависимости от пола того, с кем им изменили. Мужчины скорее разорвут отношения, если девушка изменит с другим мужчиной. Измена партнерши с женщиной, скорее способна возбудить мужчину, а вовсе не портить отношения. У женщин всё иначе. Если партнер найдет другую даму, девушка будет испытывать более сильные негативные эмоции, чем при измене с мужчиной. А вот если она поймет, что партнер изменяет ей с другим мужчиной, расстроится меньше, но скорее разорвет отношения, чем останется с ним. Ну и гетеросексуальные мужчины расстраиваются больше, если узнают об измене своей женщины. А вот девушки меньше внимания уделяют самому факту секса – им важнее, чтобы партнер не влюбился в кого-то другого. Но изменяют чаще те женщины, которые симулируют оргазм с основным партнером.

Кстати, еще есть версия, что женщины чаще изменяют в период овуляции. А сильно верующие люди изменяют реже, чем атеисты – но это легко объяснить тем, что они верят в парадигму грешных дел. Анализ данных Ashley Madison — сайта онлайн-знакомств для состоящих в браке — показал, что женатые мужчины чаще ищут отношения на стороне перед юбилеями. Согласно The Wall Street Journal, эта закономерность справедлива и для женщин.

Есть и исследования, через сколько лет отношений люди обычно начинают изменять. К примеру, издание The Journal of Sex Research выяснило, что для женщин актуален кризис семи-десяти лет брака или совместной жизни. В этом промежутке статистически происходит больше всего измен. А для мужчин такой период наступает, вопреки стереотипам, позже: после 11 лет отношений.

Кстати, в 2018 году изменой считался не только поцелуй или обычный секс с другим партнером. Вот что разные люди называют изменой: 

— сильная эмоциональная связь с другим человеком — 55 %;

— фотографии в обнаженном виде, которые партнер посылает кому-то — 46 %;

— эротические сообщения, секстинг вне пары — 44 %;

— аккаунт в дейтинг-приложении — 29 %;

— встречи с бывшими — 29 %;

— бытовой флирт — 18 %;

— партнер думает о ком-то другом во время секса с вами — 18 %;

— ужин с человеком противоположного пола — 18 %;

— общение с бывшими — 16 %;

— фантазии, мечты о других — 13 %.


А если очень хочется докопаться до причины измен, то вот результаты, к которым пришли опытные психологи Денверского университета:

1. Низкий уровень ответственности в паре, когда один из партнеров не дорожит отношениями и не чувствует обязательств;
2. Упадок влечения к партнеру или неудовлетворенность сексуальной жизнью;
3. Особенности личности (например, избегающий тип привязанности, экстраверсия и нейротизм при низком уровне доброжелательности, по психологической модели «Большой пятерки»);
4. Легкое отношение к сексу, оправдывающее связь на стороне;
5. Социальное окружение, поощряющее неверность.

Ну а «оправдывают» свои измены люди чаще всего тем, что связи на стороне занимают пропорционально небольшую часть их жизни, при этом делают её более насыщенной и разнообразной.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Меня везли за МКАД, и мне не было страшно». Почему сотни мэтчей в Tinder конвертируются лишь в один хороший оргазм

Секс • Елизавета Мороз

Безумству храбрых поём мы славу – и публикуем рассказ Марии (имя изменено по просьбе героини), которая несколько месяцев назад осадой взяла Tinder. Глобальной целью её антропологического исследования стала не услада для эго и не обретение большой любви. Девушка искала идеального любовника – и теперь рассказывает, почему сервис вовсе не облегчает этот трудный путь, зато быстро насыщает «идущего» опытом.