Страхи войны и призраки национализма
О национализме в Европе думают больше, чем в Беларуси. А точнее – больше думают в негативном ключе. Так, 63% европейцев уверены, что национализм – это плохо, и только 38% беларусов считают так же, то есть почти в два раза меньше. Для людей, которые пару лет назад привыкли считать себя отдельной нацией, это закономерный и даже радостный показатель.
30% европейцев не прочь открыть границы беженцам военных конфликов. На этом фоне беларусы к сирийским и даже украинским беженцам относятся крайне негативно: всего 2% выступают за открытые границы. Зато 57% беларусов готовы видеть у себя хорошо образованных людей со всего света. Европейцы, не страдающие голодом глобализации, готовы дать лишь 17% образованным «людям земного шара» – иными словами, даже беженцев из Сирии в зоне Шенгена ждут больше, чем нас с нашими дипломами и сертификатами TOEFL.
Почти в два раза больше европейцев готовы принять участие в масштабных волнениях вроде студенческой революции 1968 года. Беларусы в этом смысле предпочитают сидеть под веником – всего 35% пойдут на бунт. Видимо, такое воздействие на психику оказывает недавний Майдан, все неудавшиеся беларуские перевороты и отсутствие доверия к оппозиции.
Европейцев больше всего пугают, в убывающем порядке: потеря близких, страх одиночества и болезни. У беларусов страх одиночества подавлен страхом войны. 47% боятся начала военных действий, а страх болезней соседствует со страхом не найти своего места в обществе.
Если бы началась война, меньше половины европейцев стали бы сражаться за свои страны. И ровно половина беларусов взяла бы ружье и пошла на фронт.
Мысли о будущем и место под солнцем в собственной стране
Европейцы считают, что общество не дает им возможности реализации. Беларусов с идентичной точкой зрения еще больше, правда, не намного. 57% европейцев против 68% недовольных беларусов.
Готовы ли опрашиваемые пожить в другой стране, если в своей не хватает возможностей реализации? Результат, прямо скажем, ошеломительный. Всего 18% европейцев готовы ехать за пределы родины – против 51% беларусов. Как там шутили? Кто последний будет уезжать из страны, выключите свет в аэропорту? С одной стороны, печально. А с другой – пока не 99% готовы искать лучшую долю за рубежом, шансы есть. К слову, галочку напротив ответа «ни за что, мне слишком нравится здесь» поставил 1% опрошенных.
Один из самых ярких и провокационных вопросов исследования звучит так: «Поимей уродов – пока уроды не поимели тебя». В Европе 59% не согласны с такой формулой морали, будто рожденной постсоветскими 90-ми, а в Беларуси отсутствие мстительности и кредит доверия, как оказывается, еще больше – целых 76% не готовы «иметь уродов». О чем это говорит? Наверное, поводов любить свой народ должно быть больше.
Обеспокоенность по поводу бедности и в Европе, и в Беларуси примерно одинаковы. 90% против 87% считают, что, действительно, бедных слишком много.
А вот с богатыми – нестыковка. Европа считает, что вокруг слишком много богатых. А беларусам чужое богатство не доставляет особенного дискомфорта, как это принято считать. В два раза меньше наших граждан переживает из-за «коровы соседа».
Полиция, СМИ и гомосексуалы
В Европе полиции скорее доверяют, чем нет. У беларусов ситуация с доверием несколько более критична. Доверия к милиции нет почти у половины. После просмотра ответов граждан других стран, становится ясно, что хуже ситуация только в Турции, где 52% вообще не доверяют полиции. Больше всех в полицию верят финны – на целых 32%.
Ни в Европе, ни в Беларуси не доверяют СМИ. А казалось бы.
Не менее больной вопрос – про отношение к гомосексуалам. Европа по традиции толерантна аж на 81%. А в Беларуси примерно треть опрошенных целующиеся на улице геи просто бесят.
Интересна картина и по садомазохизму. Склонность к БДСМ проявляет почти в два раза больше беларусов, чем европейцев. Судите сами.
Вопросы про секс, брак и отношения
Один из самых пикантных разделов опросника Generation What – вопросы о сексе и отношениях. В плане моральной раскрепощенности беларусы обошли среднего европейца аж на 8%. В Европе на вопрос, случалось ли вам участвовать в нескольких любовных романах одновременно, только 20% ответили «да». В Беларуси экспериментаторов 28%. Ниже скриншот общей статистики по Европе.
47% европейцев считают, что брак – их безусловная мечта, с большим восклицательным знаком. 28% (столько же, сколько в Беларуси занимаются сексом на стороне) называют брак простой формальностью. 25% уверены, что это «не для меня». С беларусами дело обстоит похожим образом, только процент недовольных институтом брака чуть больше – 58% называют это дело «просто формальностью».
57% рациональных европейцев считают секс на одну ночь «просто свиданием». И лишь 10% дают новым отношениям шанс на существование, это ровно в два с половиной раза меньше, чем результат по-беларуски: 25% наших соотечественников уверены, что секс на одну ночь ведет к чистой и светлой любви.
В Беларуси не так сильно хотят детей. В Европе, в принципе, тоже считают, что будут счастливы без потомства, но процент несколько ниже – 49% европейцев против 53% бездетных беларусов.
Ответы на следующий вопрос будут интересны, если вспомнить про год лишения свободы, который получил каждый из молодых людей, занимавшихся сексом на улице в минском районе Сухарево. Сексом в общественных местах занималось 26% беларусов. Еще 30% не пробовали, но сама идея им нравится. Правда, в свободолюбивой Европе показатели не намного больше. 33% занимаются так, что дым стоит, еще 24% готовы попробовать.
Проблемы отцов и детей
Европейцы почему-то считают, что жизнь их родителей сложилась намного лучше. Наверное, это понятно: у родителей были rock-and-roll, фильмы Бертолуччи и сексуальная революция. А вот у нового поколения – только гаджеты и электромобили. Что касается беларусов, у родителей которых секса как раз и не было, то целых 68% уверены, что они лично будут жить лучше.
В Европе (как и Беларуси) совершенно не курят косячки с родителями.
А вот интересное мнение по поводу комплекса вины. Ни европейцы, ни беларусы не обвиняют старшее поколение в собственных бедах. Странно, что Советский союз не оставил нам такого наследия.
И наконец, беларусы, как и европейцы, оценивают свое будущее пессимистично. Но у нас люди хотя бы верят, что у детей и будущего поколения жизнь будет лучше.
HTML