Перед началом беседы мы вручили Миле, последней участнице нашего проекта, подарок от керамистов Натальи и Виктора Бердниковых. «Какая милая лиса!» — отреагировала Мила на тарелку в форме рыжего зверя от своих приятелей. Праздничный предновогодний марафон мы завершили, приняв от Милы подарок для редакции KYKY — брошь в виде маковой коробочки.
В студии-мастерской Милы, которую она делит с визажистом Марией Машутиной и дизайнером женского белья Эльвирой Басько, все уставлено цветами, красивыми цветочными композициями и скульптурами. Глядя на букеты, не сразу понимаешь, что они — искусственные. Только присмотревшись и дотронувшись, осознаешь, что эти нежные лепестки – дело рук Милы. В небольшом пространстве в одном из зданий завода «Горизонт» Мила принимает и отдает заказы, проводит мастер-классы с учениками и иногда делает украшения.
Мила: Работаю здесь не так часто, в основном делаю украшения дома: люблю лепить, когда засыпает город. Я не сова, делаю украшения и днем, но моя полимерная глина, привезенная из Японии, затвердевает в течение 24 часов, поэтому иногда работаю ночью, чтобы утром через день получить подсохшие элементы для будущего изделия.
KYKY: Вопрос с подарками друзьям, наверное, для тебя неактуален? Даришь свои изделия?
Мила: На самом деле, нечасто. Мне проще пойти и что-то купить. Потому что все изделия делаю на заказ, а лучшие друзья не приглашают заранее. Они звонят и говорят: «Игнатик! Сегодня (показывает жестом «веселимся»)!», поэтому остается время только на покупку чего-то готового (смеется). Какая-то вещь бывает в наличии, но друзья у меня настолько индивидуальные, что я понимаю: ну не подходит оно никак человеку. Если друзья предупредят за неделю-две, мол, мне нужна такая-то брошь или серьги, тогда я сделаю, без проблем.
KYKY: Считаешь себя тусовщицей?
Мила: Точно нет, но я и не домоседка. Меня часто приглашают на различные мероприятия, но я скорее предпочту провести время с любимым человеком или поработать. Не всегда получается после ночи работы привести себя в порядок и пойти «в люди», хотя я очень стараюсь. На самом деле, меня больше заряжает чтение книги или та же лепка — ведь она как медитация, очень расслабляет и успокаивает. После этого ничего не хочется. Очень редко хожу на различные мероприятия.
KYKY: А как же друзья?
Мила: В гости к друзьям — милое дело! Хожу частенько. Сейчас, перед Новым годом когда много заказов хожу реже, так как это отнимает рабочий вечер, утром ты позже встаешь и тоже меньше успеваешь сделать… Но я люблю гостей: и ходить, и у себя принимать. У нас есть банда девочек: я, Катя Герман, Маша Стержанова, Саша Якутович, Лиля Шутова. Мы устраиваем «званые ужины». Раз в месяц кочуем друг от друга, это классная традиция, мне нравится. Когда устал от всего, и нужно поделиться, созваниваемся и встречаемся. Это тоже хорошая разгрузка.
«Треть заказов на букеты отменяется, потому что на невесту давит общественное мнение: букет — мертвый»
KYKY: Мила, почему для работы ты выбрала именно этот материал — самоотвердевающую полимерную глину?
Мила: Начну издалека. С детства я всегда занималась каким-то творчеством: рисование, соломка, бисер... Высшее образование получила по специальности редактор-технолог, пошла работать в типографию. Через какое-то время поняла, что тружусь не по призванию, занимаюсь не тем, что доставляло бы мне удовольствие. Какое-то время думала, что свяжу свою судьбу с шитьем, потому что умела и любила шить. Шила сумки, юбки для себя и подруг, даже закончила курсы шитья… И тут мне на глаза попал глянцевый журнал, в котором была статья о курсе лепки в Москве (школа лепки Ольги Петровой). Я поехала на них и с первого же занятия влюбилась в полимерную глину. В Беларуси тогда, пять лет назад, такого материала и вида творчества не было и мне захотелось привезти его к нам, открыть мастерскую и школу лепки.
KYKY: С чего начинала после окончания курсов?
Мила: Я поняла, что в Минске платежеспособность ниже, чем в Москве. Если там были популярны свадебные букеты, интерьерные композиции из цветов, сделанных из глины, то у нас люди не могли себе этого позволить. Человеку проще было купить букет из живых цветов, а для дома приобрести искусственные композиции в той же «Икее». Это в десять раз дешевле, чем ручная работа. Но нужно было с чего-то начинать и я стала делать броши из одного цветка. Очень любила пионы. Когда я завоевала рынок с этими изделиями, стало тесно, и я начала выпускать коллекции, в которых были и броши, и серьги, и обручи. После клипа Ланы Дель Рей стало модным носить цветочные ободки, и у меня появилось огромное количество заказов на это украшение.
KYKY: Начинала ты с брошей, потому что их было проще продать, а тебе нужно было стартовать как мастеру. К композициям, которые хотела делать, все же пришла?
Мила: Да, постепенно беларусы стали заказывать букеты из цветов ручной работы. У нас все еще существует стереотип, что этот букет мертвый.
От бабушек невест можно услышать: как же так, букет искусственный, это не к добру, вы обязательно разведетесь… Во всем будет виноват букет, но только не вы.
Треть заказов отменяется, потому что на невесту давит это общественное мнение. Я к таким ситуациям отношусь спокойно, все понимаю. Если говорить о парах, которые заказывают у меня букеты, то это, как правило, самодостаточные люди, сами организовывающие свадьбу для себя, а не для родителей или потому что «так надо». Такие пары подходят к свадьбе креативно, продумывают образы до мелочей. Я советую невестам не говорить никому, что букет сделан из глины, и часто люди даже не догадываются, что перед ними неживые цветы.
Пик заказов приходится на январь-февраль и июль-август по нескольким причинам: потому что начинаются морозы, и даже привезенные специально на свадьбу, скажем, пионы, в помещении просто почернеют из-за перепада температур, а в жару цветы могут завянуть.
Иногда нужно сделать цветы нереалистичных оттенков. К тому же такой букет легкий, объемный букет из живых цветов может оказаться просто неподъемным, а невесте с ним полдня ходить. Поэтому букет из глины — беспроигрышный вариант. Сейчас модно перед свадьбой делать фотосессии «лавстори», и часто девушки используют букет и во время съемок, и на свадьбе. После торжества он становится украшением интерьера, иногда даже передается по наследству. У нас был случай однажды — на свадьбе букет поставили рядом со свечами и он просто загорелся. Я без вопросов долепила недостающие цветы, потому что понимала, что для невесты это важная память.
KYKY: Насколько я поняла, тебе очень нравится делать букеты. Что еще любишь лепить?
Мила: Слепки для ручек и ножек новорожденных. Это память для родителей и для самого ребенка. Декорирую рамки с будущими слепками разными мультяшными элементами, пишу имена малышей.
«Рваные джинсы, косуха и черные серьги-кактусы. Образ получается бомбический!»
KYKY: Вернемся к украшениям, потому что ты стала известной именно как дизайнер украшений. Например, у тебя есть линейка с кактусами…
Мила: Я начинала с простых украшений в виде одного цветка. Это может сделать любой мастер из глины. Их делают и мои ученики, создавая здоровую конкуренцию и заставляя меня двигаться дальше. В какой-то момент я поняла, что нужно создавать украшения, не похожие на изделия других людей, создавать свой уникальный стиль. Самый большой комплимент для меня, когда люди говорят, что узнают мои украшения среди других. Идея кактусов пришла ко мне во время путешествия. Мы гуляли по Риму и возле Испанской лестницы попали в улочку с дорогими магазинами. В витрине Dolce&Gabbana стоял огромный пластиковый кактус выше человеческого роста. Я посмотрела для него и подумала: «О! Кактус!» и начала обдумывать, как сделать украшение, похожее на кактус, как обыграть шипы. Не хотела создавать копию, хотелось, чтобы украшение было стилизовано. И я создала целую линейку украшений, которые напоминают это растение.
KYKY: Твои украшения объемные, не требующие ничего к себе в ансамбль. Кто их покупает и носит?
Мила: На самом деле, это очень разные люди. Выбор зависит от уверенности покупательницы. Есть девушки, которые покупают черные кактусы с красным цветком под вечернее платье, а другие эти же серьги носят с голубыми рваными джинсами и косухой. Тогда даже макияж не нужен — образ готов и смотрится бомбически.
Часто мужчины мне говорят, что сначала замечают на девушке серьги или брошь моей работы, а потом ее саму и думают: «Наверное, это интересная барышня, раз носит такие украшения».
Была у меня клиентка, для которой я делала ободок с черничками. К ней подошел парень, обратив на него внимание, и завязал разговор об украшении. Позже оказалось, что он просто не знал, как к ней подойти и решил воспользоваться комплиментом выбору украшения, а она благодарила меня, потому что я помогла ей встретить свою судьбу. На их свадьбу я делала для невесты венок. Уже без черничек (улыбается).
KYKY: Есть ли у украшений ручной работы тренды?
Мила: Да, безусловно. В свое время были модны обручи и цветочная тема в волосах. Прошлый сезон был временем крупных сережек, хорошо покупались те же кактусы. Сейчас модными стали крупные либо обычные броши. Недавно вышла моя новая коллекция аксессуаров, в которой много брошей. Они крупные, похожие на орден (смеётся). Но есть вещи, которые у меня заказывают до сих пор. Например, серьги с масками из коллекции «Славута». Ей три года и на нее все еще приходят заказы. Причем, у одной девочки могут быть эти серьги разных цветов. Я говорю: «Так у тебя же уже есть!» На что мне отвечают: «Хочу еще». На то, чтобы разработать полноценную коллекцию без повторов нужно много времени, а поскольку я работаю по предвариательным заказам, а их много, времени просто не хватает. В среднем - одна коллекция в год.
«Довела себя до состояния, когда все руки были в «крови», и поняла: хватит»
KYKY: Ты же еще и мастер-классы проводишь?
Мила: Да, на них я отдаю столько энергии, что после занятий могу долго ходить с ключами в руках и искать их. Выжата как лимон. Хотя на мастер-классах не больше шести человек, но все равно это очень энергозатратно. У одних получается быстро, другим нужно больше времени, чтобы освоить какой-то элемент. Только когда я сама начала обучать лепке, поняла почему многие преподаватели такие требовательные к своим предметам.
У меня есть и разовые мастер-классы по лепке (слепил розу и пошел счастливый домой), а есть серьезные курсы, которые дают сертификат, выписанный в Японии. Все ученики сдают зачеты, делают домашние задания, ведут рабочие тетради. Все, кто поступает ко мне на этот курс, входит в Академию лепки, а это серьезный уровень. Перед тем, как записаться в Школу лепки, я всем рекомендую посетить разовый мастер-класс, чтобы понять, что вам это действительно нужно и что полимерная глина — ваш материал. После курсов лепки 10% продолжает заниматься глиной серьезно. Кто-то перегорит во время обучения. Ко мне часто приходят флористы, которые считают, что выгодно продавать букеты из глины, так как они дороже живых цветов. Но они не учитывают, что сначала каждый цветок нужно слепить, а потом уже собрать в букет, и все это не так быстро. Естественно, уходят, разочарованные.
KYKY: Мы с тобой общаемся и я понимаю, что ты — настоящий трудоголик. Отдыхать полноценно удается?
Мила: Когда я начала заниматься глиной, ещё работала на своей официальной работе. После которой приходила домой и лепила до утра. Мне удавалось все совмещать. И я была на 100% уверена в своих силах. Но как только я уволилась, у меня случилась депрессия, я спала до 2х часов дня, пытаясь убежать от страха перед будущим, и не могла взять глину в руки. Только осознание того, что никто тебе не перечислит зарплату 15 числа, привело меня в чувство. Теперь ты можешь расчитывать только на саму себя. Значит - только вперёд! Результат - теперь мои украшения живут во многих уголках мира, их можно приобрести не только в Минске, но и в Москве.
На первых этапах я допустила главную ошибку: я брала много заказов и не всегда могла распланировать правильно время, понять, успею ли я все сделать. В отпуск мне уезжать очень сложно по этой же причине: всегда переживаю о том, успею ли все до конца.
В этом году я делаю немного меньше, чем раньше, потому что довела себя до такого состояния, что не могла держать столовые приборы в руках. Очень сильно болели руки.
Сейчас моя работа строится по другому принципу. Бывало, звонит невеста в среду, у которой свадьба в пятницу, и говорит, нужно украшение. Я пыталась объяснить, что за два дня физически сделать его невозможно из-за имеющейся очереди по заказам. Но она может построить разговор так, начать просить выручить, что мне становилось жалко человека и я начинала чувствовать себя виноватой в том, что девушка останется без украшения в такой важный день. Теперь, если заказ не вписывается в мой график, я его просто не беру.
Я считаю, что вещи ручной работы несут энергетику мастера, твоё настроение, тепло рук. А положительный результат будет только тогда, когда ты в первую очередь в гармонии с собой. Всегда приятно слышать от клиентов хорошие отзывы о своих украшениях.
Но мне сложно не работать. Даже если я лежу и ничего не делаю, перед этим поныв, что мне нужен выходной, я через какое-то время обнаруживаю себя с глиной в руках. Ни разу мой выходной не обходился без лепки.