Ратуша как пример воссозданной истории
Идея восстановления площади Свободы появилась в середине 1970-х и принадлежит Зенону Позняку, Владимиру Денисову и Сергею Багласову. То, что официальный Минск стал реализовывать именно эту идею – концептуально очень важно. В начале XXI века стали критиковать идею уничтожения центра, которое намечалось в 1960-1970-е годы, а вместе с этими – предложили его реконструировать.
Одним из первых восстановленных зданий стала минская Ратуша. Она появилась в 1600 году. Сначала это был один деревянный дом, после стали появляться каменные – один за другим. Точно неизвестно, сколько было вариантов здания, но примерно с середины XVIII века Ратуша стояла на том же месте, где находится сейчас. Самой роскошной была Ратуша, построенная в 1744 году.
HTML
Те годы были расцветом барокко с его витиеватостью, кривыми выгнутыми и вогнутыми линиями. Не удивительно, что когда Минск стал частью Российской империи, новые власти в первую очередь взялись перестраивать Ратушу: она была символом независимости города. В 1800 году архитектор Федор Крамер, которого прислали из Петербурга, реконструировал здание в стиле классицизма. А в 1857 году Ратушу снесли по приказу Николая I. Восстанавливали ратушу не по барочному образцу конца XVIII века, а по образцу ХIХ века. Вообще, наш Верхний город довольно привлекательный и уютный, несмотря на то, что одни здания восстанавливаются в одном стиле, а другие – в другом.
HTML
То, что мы имеем на площади Свободы сегодня – результат работы с материалами, которые есть в архивах. Поэтому площадь восстанавливают по примеру того, как она выглядела в ХIХ веке. Это самый ранний вариант, который есть на руках. То же самое с Ратушей. В архивах лежит чертеж Федора Крамера – архитекторы воссоздали его вариант здания на фундаменте, который остался от постройки XVIII века.
Дом со шпилем как тени высоток с башнями
Один из лучших видов Минска открывается с моста через Свислочь около площади Победы: река, дорожки парка, деревья и дом со шпилем чуть в стороне. Без него этот пейзаж не был бы особенным. Вот что интересно – в Минске других зданий со шпилем, как в Москве, нет. Почему вдруг появился этот дом, на улице Коммунистической? Начнем издалека. Советские архитекторы долго решали, какой сделать Центральную площадь. Было несколько конкурсов – победил проект архитекторов Осмоловского (он же сделал район Осмоловка) и Короля. Однако властям показалось, что проект недостаточно грандиозный, и архитекторы украсили первоначальную работу шпилем на сталинской высотке.
HTML
Но в сталинском ампире есть иерархия: если есть главная башня, значит, должны быть высотки «второго» и «третьего» уровней. И существует проект, согласно которому вдоль проспекта должны были стоять башни, похожие по стилю на башню МГУ в Москве. Первая и главная была бы на Центральной площади. Следующая – на углу дома, где находится магазин «Океан». Площадь Якуба Коласа должны были замыкать две башни. Одна башня планировалась напротив жилого дома завода «Ударник» (сейчас там находится Музей современного изобразительного искусства), она бы открывала площадь. Вторая – как раз на ЦУМе, и ее воплотили много лет спустя.
HTML
Дальше – башни на месте дома «МАЗ» около Ботанического сада, следующие – в начале улицы Филимонова, которые были бы въездными воротами в Минск для автомобилистов, наподобие вокзальных башен. Архитекторы не воплотили эти планы в жизнь. Зато остался аккуратный небольшой дом со шпилем на улице Коммунистической, который придает шарм сегодняшнему Минску.
Архитектура, которую делали женщины
К сегодняшнему облику Минска приложили руку и женщины – правда, о них говорят гораздо реже, чем о мужчинах. Архитектор Оксана Ткачук, например, спроектировала Театр Музкомедии.
HTML
Раньше на его месте был клуб тонкосуконного комбината – здание конца 1920-х – начала 1930-х годов. Этот клуб в прямом смысле был включен в строительство театра – его «обстроили» поверх в 1970-х годах и открыли в 1980 году. Малоэтажная часть по обе стороны от входа – полукруглая слева и прямая справа – это старое здание. Второй интересный проект – здание «Журавинки». К сожалению, здание, построенное в стиле модернизм 60-х, сильно переделали в 2000-е.
HTML
Кстати, про Театр музкомедии говорят, что это главное женское здание Беларуси. Еще одна знаковая женщина-архитектор – Ольга Ладыгина. Ее самый известный проект – Дворец водного спорта с открытым бассейном. Он был очень функциональным – чуть ли не лучший дворец в СССР на тот момент. Для 60-х это была новаторская архитектура, но сейчас, к сожалению, здание сильно повреждено. Главные здания технических университетов тоже сделали женщины. Архитектор Наталья Маклецова создала главный корпус БНТУ. Позже здание политеха изменила Людмила Усова – благодаря ей оно приняло сегодняшний вид.
HTML
Открытая и новаторская архитектура 60-х годов
В 1955 году Хрущев подписал указ «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Архитекторы разделились на два лагеря. Первый считал, что надо строго следовать указаниям партии. Остались сталинские типовые проекты, разработанные еще в первой половине 50-х. На разработку новых модернистских проектов требовалось время, поэтому использовались старые сталинские схемы, которые упрощались, «лишались излишеств». Хороший пример – филармония.
HTML
На здании нет лепного декора, но классицизм считывается хотя бы по треугольному фронтону в составе портика и по строгой симметричности композиции. Второй «лагерь» архитекторов считал, что наконец-то у них «развязаны руки»: не нужно придерживаться каких-то канонов, а можно делать современную архитектуру. Так в 60-х появляются здания, которые полностью отказываются от парадигмы сталинского ампира. Примеры – кинотеатры «Пионер», «Партизан» (нынешний «Дом Кино»), Дворец искусств, здание ВДНХ.
HTML
Особенность этих строений – открытость. Возьмем фойе кинотеатра «Пионер» – оно застеклено, и стоя там, ты как будто находишься на улице. На втором этаже здания «Дома кино» есть огромный стеклянный витраж, который освещает внутреннее пространство. Здание ВДНХ полностью прозрачное – тоже построено в 1960-е, и будет жаль наблюдать его скорый снос. Другие примеры – здание «Журавинки», второе крыло гостиницы «Минск», где сейчас находится магазин «Соседи».
На рубеже 1960-х-1970-х в советской архитектуре обозначился переход от строгого функционализма к более формальной и монументальной архитектуре. Но в 1970-х появляется Дворец искусств – типичное здание 1960-х, еще представитель функционализма. Первые два этажа почти полностью застеклены.
Место, где можно прочувствовать дух Минска XI века
Немига и ее окрестности – самые старые места Минска. Пожалуй, самая древняя точка, куда можно прийти и ментально прикоснуться к истории – «фундамент» церкви 11 века, которая находится на берегу Свислочи в 100 метрах от станции метро «Немига».
HTML
Церковь строили в 11 веке, когда внучка первого минского князя, София Володаровна, вышла замуж за Вальдемара I и стала королевой Дании. Строительство она поручила не минчукам, а датчанам: церковь строили по технологии, которая не была характерна для восточных славян. Правда, там никто так и не помолился, потому что церковь не достроили. Стены были возведены только на высоту одного метра. Почему так произошло, история умалчивает. Но месту нашли другое применение: в этих землях стали хоронить тогдашних богачей и аристократов. В 50-х годах было выкопано два десятка дубовых саркофагов из могил при этой церкви. В них нашли крестики, браслеты, секиры, ножи. Саркофаги отдали в музеи (что-то есть в музее на улице Карла Маркса, что-то – в институте истории), а останки так и лежат в земле около Свислочи. Хоть нынешний фундамент – это имитация, но все же там чувствуется дух истории города.
KYKY благодарит за предоставление информации архитектора Дмитрия Задорина.