Можно пролистать все женские форумы в интернете, прочитать все любовные романы в мире и просмотреть все мыльные оперы. Можно изучить все манифесты феминисток последнего столетия или, как герой Мела Гибсона в фильме «Чего хотят женщины», переодеться в женское и ждать удара молнии озарения. А можно сделать так, как мы: провести один день, помогая женщинам найти идеальный бюстгальтер.
Сказано – сделано. Наш исследовательский эксперимент восприняли в магазине женского нижнего белья с интересом. Хотя,управляющий магазина и отметила: «Мужчина-консультант – это интересно, но не выгодно». Видимо, риск отпугнуть посетительниц, прямо конвертируется в выручку. Не все готовы довериться в выборе исподнего даже девочке-помощнице, а тут… Но, розовый, как мечты нимфетки, бейдж и такая же измерительная лента уже на мне, а Дарсина и Марина (консультант и управляющий магазином) вводят меня в курс дела.
Работа не для слабых духом
Девушки останавливаются возле каждого хлопкового экспоната и описывают его свойства и качества – это моя персональная экскурсия по магазину. Оказывается, природой так задумано, что еще на перечислении видов чашечек бюстгальтеров мужской мозг начинает плавиться. Помимо полноразмерных чашечек и широко известного пуш-апа, есть еще балконет, деми и, боже упаси, брасьеры, косточки, каркасы… К тому же все это комбинируется, отличается по размеру и несет в каждом случае отдельное сакральное значение. Консультанты даже накидывают на меня женский халат, чтобы показать, какой он уютный, и после всего объема новой информации сообщают: «Смотри не перепутай».
– Это же не сложно, – реагирует консультант мягким голосом палача, сажающего на кол, на мои неуверенные мычания.
– Не забудь предлагать низ!
– Тут у нас косметички!
– А вот более пикантный модельный ряд. В любом случае, веди сюда! Часто приходят за спортивным бельем, а уходят с таким, – девушка демонстрирует мне особые трусики, которые, видимо, должны казаться чертовски возбуждающими, но у меня они не вызывают никаких чувств.
Важный момент – определение размера. Замерять его, оказывается, нужно минимум по двум осям. Но опытный продавец способен делать это на глаз и даже по ладоням мужчин, которые в одиночку приходят за подарком своей пассии, и неумело показывают размеры буквально на пальцах.
– Хотя, конечно, тебе замеры делать вряд ли кто-то позволит, – рассуждает Марина. – Посетительницы и нам могут этого не доверить. А ведь это очень важно, для здоровья, в том числе. Да и для красоты тоже: у разных моделей один размер может не соответствовать другому. Остальные рабочие рекомендации оказываются предсказуемыми и понятными: разговаривать, не докучать, предлагать. Не новость. Это применимо ко многим профессиям, не считая, разве что, водителя трамвая или нейрохирурга в ходе операции. Там подходы другие.
Идеальное белье удобное, и его легко снимать
Вводный экскурс закончился, пришлось приступить к работе.
– Главное, улыбайся, – дает последние наставления Марина. – И приветствуй всех: «Добро пожаловать». Сразу придумай вопрос, с которым будешь подходить. «Чем я могу вам помочь?» – не подходит, нужно что-то конкретное. Я, например, отталкиваюсь от того, к какой секции подходит человек: повседневное это белье, «нуар» модели, или теплые вещи.
Я задумался над тактикой ведения беседы, но применить ее так быстро не довелось. Людей в самом торговом центре было немного. Марина деловито поправляла вешалки, Дарсина что-то делала возле касс. Я переминался с ноги на ногу у входа.
– На входе не стой! – советует руководитель магазина. – Как будто преграждаешь вход. И встань ровно.
Да, работа непроста: то не делай, там не стой. Принимаюсь ходить по залу, поправлять вешалки, как Марина, и зорко контролировать вход в магазин с дежурным «Добро пожаловать» наготове. Рассматриваю названия моделей белья, пытаюсь понять логику развешивания на стеллажах. Ничего интригующего, что приходит в приходит в «бреду» при рассуждениях об этой профессии, не происходит. Разговаривать и предлагать – некому, делать нечего. А вот немного утолить голод можно. В сумке лежат питьевые йогурты TEOS, приглашаю девушек-консультантов присоединиться к трапезе. Компанию мне решила составить Марина.
Для перерывов есть специальное помещение. Несколько коробок с новым товаром. Несколько вешалок с бельем и леггинсами. Стол и мониторы от камер слежения. Отсюда прекрасно видно весь магазин, кроме примерочных.
– Примерочные оснащены специальными кнопками-звонками, чтобы посетители могли нас вызвать, и мы подошли на помощь.
За питьем йогурта говорим о своих работах. Марина рассказывает, как покупатели смущаются или, наоборот, внезапно бывают слишком откровенны. Я высказал типично мужскую точку зрения, что белье должно быть удобным и легко снимающимся. Мы шутим по поводу подарков, которые женщины презентуют своим мужчинам: «Дорогой, я купила тебе (себе) красивое белье!». Сошлись на мнении, что белье – далеко не главный фактор в семейных отношениях, но все же оно может придать им особый шарм.
На мониторе видно, что в магазин зашли люди!
– Сразу несколько, – отмечает Марина. – Давно заметила, что люди ходят волнами: то никого, то сразу много.
Идем в зал.
– Добро пожаловать!
«Давайте «эску» – будет стимул не толстеть»
Первых потенциальных покупателей я упустил. Оперативные и хваткие коллеги разобрали гостей раньше меня. Но вскоре удача улыбнулась и мне. Женщина интересовалась бельем, но что именно она хочет, не знала. Поскольку в таком случае бремя оказать помощь лежит на мне, я решаю исполнить свою служебную обязанность и веду клиентку к самому дорогому белью. Не зная, что предложить, указываю на балконет. Понравилось слово.
– С балконетом дружбы нет, – сообщила гостья.
Пришлось помогать методом перебора. Когда белье было выбрано, ко мне поспешила Марина, чтобы сопроводить клиентку в примерочную. Общение с ней мы продолжили уже на кассе. Там и свершилась моя первая продажа.
Сказать по правде, помощь консультантов мне требовалась чуть ли не чаще, чем посетителям. Клиенты, как раз, чаще всего от помощи отказывались, а вот я, сталкиваясь с просьбой помочь с размером, понимал, что точно определить его не могу. Ни на глаз, ни с помощью линеек. Я окончательно сломался, когда на вопрос «Какой у вас размер?», женщина распахнула пальто с фразой: «Вот такой!».
Во всех остальных случаях мой типичный диалог с посетителем был примерно таким:
– Вы для себя подбираете или в подарок?
– Нет-нет, я посмотрю сама.
Кто-то смущался, что их пытается обслужить молодой человек. Кто-то не обращал на меня никакого внимания.
Компания из трех школьниц, не сочтите за пафос, зашла в магазин явно из-за меня. Правда, к белью они даже не подходили, ограничившись: «О, мальчик!» – зашли, похихикали и покинули зал.
Самый комфортным для меня посетителем оказался такой же растерянный, как и я, парень:
– Подарок девушке ищу. Может халатик какой-нибудь.
– Давайте посмотрим вместе.
– Этот прикольный.
– Ага. И этот.
Рассмотрев все предложенные халаты, мы даже вдвоем не смогли решить, какой из них точно понравится девушке, но время провели вполне приятно, пусть и бестолково. Парень отреагировал на меня нормально, мы посопереживали друг другу, и он ушел. Правда, все же без халатика.
В целом работа такого рода для мужчины действительно тяжела. И дело даже не в том, что дамы смущаются консультантов другого пола или товар не поддается мужскому пониманию. Не поддаются пониманию сами дамы. С консультантом-девушкой у них, видимо, отлаженная незримая ментальная связь, которая и помогает при минимальном количестве слов и уточнений найти компромисс и понять друг друга. А ведь так хочется помочь!
– Давайте эску, будет стимул не толстеть – улыбнулась мне женщина, с которой мы битый час подбирали нужный размер. «Эску» к тому моменту она примеряла раза три.
– Вот так. Вам трудно понять, что нам надо, правда?