Саша Авдевич: «Вы смотрели «Реальных пацанов»? А мы снимем такой сериал про ребят с инвалидностью»

Проекты • Миша Матиевский

Сотрудник Tickets.by Саша Авдевич – парень, который после аварии и травмы, заставившей его сесть в инвалидную коляску, стал менять мир вокруг себя. И начал с родного города – Лиды. Он устроил школу инклюзивных бариста, смотивировал кучу бизнесов заняться социальными проектами, а теперь решил взяться за кроссфит на коляске и даже снять аналог «Реальных пацанов» про друзей с инвалидностью. KYKY публикует видеоинтервью с Сашей, которое сделал Миша Матиевский.

Миша Матиевский: Инклюзивный бариста, спортзал, съёмки сериал, да и до этого ты реализовал кучу проектов. Люди уже говорят, что тебе пора в депутаты выдвигаться.

Саша Авдевич: (смеётся). На самом деле, у меня были такие планы. Но меня по поводу депутатского мандата парит эта штука с выездом за границу. У них там какие-то ограничения по этому поводу – чтобы ты не стал депутатом-шпионом. А если с этим все нормально, то да, меня устраивает такой план. Хотя я не уверен, что смогу присутствовать на всяких там заседаниях и серьезно к этому относиться. Я даже будучи руководителем организации – Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников – не могу серьезно подходить ко всему этому. У нас же тоже есть свои собрания. Я не могу серьезно относиться к четырехчасовому обсуждению какой-то херни, которую могу решить за минуту, если мне это интересно.

Миша: Ты когда-то написал или сказал, что все фильмы про супергероев – это в той или иной степени про инвалидов.

Саша: Да, так и есть. Ну вот возьми любого супер-героя. У него же по-любому есть или какая-то генная мутация, или чем-то он болел и это что-то полечил. Но своим лечением заработал новые скиллы. По сути, они все инвалиды. Допустим, я себе надену какой-нибудь протез руки, если у меня нет руки. Так вот когда я прокачаю этот процесс, моя рука станет еще круче. И всё, я типа супер-герой.

Миша: А кто твой любимый супер-герой?

Саша: Тони Старк.

Миша: Я когда увидел, как ты в Москве экзо-скелет на себя примерял, сразу подумал, что ты Железный человек какой-то. Что это за штука?

 

Саша: Мне интересно было попробовать, что это такое и как в нем ходить. Пока он на таком уровне… Для реабилитации. Конечно, если ты только «сломался», еще не забыл, как ходить, и тебя поставят в эту штуку, возможно, психологически это прикольно. Но как для колясочников, которые давно сидят, – так себе. Не то пальто.

Саша – автор нескольких крутых инклюзивных проектов. И если вначале они не выходили за пределы Лиды, то последний получил потрясный размах. Это школа «Инклюзивный бариста»: профессии уже обучили инвалидов-колясочников в Лиде, Минске, Могилеве, Гродно, Сморгони, Щучине – и на этом не собираются останавливаться. Курсы успешно закончили около 25 человек, но трудоустроиться пока получилось только у одной участницы проекта. Наташа Останина стала бариста в лидском кафе. Теперь заведение – первое в стране, где работает инвалид-колясочник. Конечно, не обошлось и без сложностей. 

Саша: Больше всего сложностей было с тем, чтобы обеспечить доступность заведения, в котором должен работать человек. Ты приходишь и говоришь: «Ребята, возьмите на работу человека в коляске». Они говорят: «Не вопрос, но нам надо двери сделать, пандус поставить. А как он в туалет будет ходить?». И ты такой: «Ну, давайте я вам сделаю» (смеётся). Как-то так это работает. Сами люди пока не очень мотивированы, чтобы все изменять своими силами, вкладывать деньги в инфраструктуру, чтобы у них работал колясочник. Но уже есть много заведений, где все с начала, с нуля уже friendly, это уже хорошо. Мы еще в городах пяти обучим людей, начали работать с кофесервисом – большой компанией, которая поставляет кофе практически в половину кофеен по всей Беларуси. Так что мы еще немного своих бариста пролоббируем. Цель такая: сделать эту профессию очень доступной и привлекательной для людей в инвалидных колясках. Очевидно же, что они с этим справляются и что эта профессия не заставляет их быть интровертами. Зато заставляет тусоваться и общаться. Для них это психологически очень полезная профессия. Ну и если она приносит деньги, то вообще хорошо.

 

 

Я хочу довести это дело до того, чтобы мы сделали целый фестиваль, куда эти ребята приедут со всей Беларуси при помощи кофейных компаний. Мы сделаем конкурс на самого лучшего или на нескольких самых лучших и туда же пригласим потенциальных работодателей, которые смогут себе выбрать персонал. Они должны понимать, что, трудоустраивая инвалида первой группы, получают дополнительные дотации. Ну и приток клиентов появляется за счет того, что это интересно народу. Да, многие придут из любопытства или сострадания, но в любом случае это фишка. Им надо понять, что эта фишка приносит деньги. Я говорю про регионы, а не про какие-то большие кафе по франшизе – они, возможно, хоть как-то социально направлены. Но вот большинство владельцев в регионах – это люди, которые думают только о выгоде. Если увидят выгоду для себя – позвонят и сами тебе предложат это сделать. Я и пытаюсь добиться этого эффекта.

Хочу создать три-четыре таких случая по Беларуси – чтобы владельцы кафе сказали: «Мы взяли колясочника, и у нас «попёрло».

Это решит вопрос с трудоустройством для многих регионов, потому что кафешек на самом деле много, кофеен много. Если даже в маленьком городе нет производства, там все равно есть кофейня, их есть даже три. И в каждой кофейне на смене как минимум два человека. Вот готовая идея. Мне кажется, Министерство социальной защиты может сказать: «Спасибо, Саша Авдевич».

 

 

Миша: Какими еще проектами ты занимаешься?

Саша: Сейчас идет строительство зала – проект называется «Инклюзивный кроссфит». Мы строим зал, где впервые в Беларуси тренером будет человек на коляске. Он будет тренировать как «обычных людей», так и «disabled». В Лиде у нас нет кроссфита, хотя это модное сейчас направление физухи. Вот и делаем ремонт в зале, я хочу заняться этой темой.

Еще мы будем снимать социальный сериал, хотя это еще секрет-секрет. Вы смотрели «Реальных пацанов»? Формат такой: что-то происходит, а герой потом говорит: «А я не знаю, что случилось, мы просто бухали». У нас фишка будет такая: ребята с инвалидностью из разных регионов – карлик, ДЦПшник и еще кто-то – они друзья. Они решают переехать в Минск, снять квартиру, тусоваться и работу найти.

Миша: Ты веришь, что когда-нибудь сможешь начать ходить?

Саша: Рассказываю, почему я не могу ходить: у меня просто не пропускается сигнал от мозга к ногам. Сигнал идет по спинному мозгу, который поврежден. По сути, это электрический импульс, и мне кажется, что если этот импульс при помощи шины и проводков осуществить, то всё решаемо. Я думаю, мы живем в такое время, когда эта задача по-любому должна решиться. Это же просто, даже не нужно придумывать какую-то новую нервную ткань.

Миша: А о чем ты сейчас мечтаешь?

Саша: Чтобы я каждую секунду испытывал сексуальное удовлетворение (смеётся). Ну это же классно! А вообще я мечтаю кино классное снять – сериальчик рейтинговый, хороший. «Извращаться» по полной, все свои мысли и идеи в него переносить.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Sasha Avdevich (@avdevich)

 

Миша: До того, как ты травму получил, у тебя была страсть к мотоциклам?

Саша: Нет, страсти не было. Просто это было модно, мальчики любят мотоциклы.

Миша: А свой мотоцикл сохранил или продал?

Саша: Починил и продал задорого.

Миша: Вообще после травмы ты долго осознавал ее?

Саша: Да, года два, наверное. Я даже боялся общаться с кем-то посторонним, комплексовал. А потом съездил в лагерь, который устраивает Республиканская ассоциация инвалидов. Там со всей страны собираются ребята, я с ними познакомился – и меня начало отпускать.

Миша: А как ты начал делать все свои проекты?

Саша: Я раньше вообще не знал, что это так работает: ты придумываешь какую-то идею, и тебе кто-то дает на нее денег. Я не был знаком с этим сектором. Думал, есть бизнес, есть политика, но такого нет. А тут я понял, что можно придумать некую штуку, с помощью которой ты поможешь населению, хорошо расписать свою идею – и донорские организации скажут: «Так возьми на это деньги».

Миша: Как ты сейчас зарабатываешь?

Саша: Во-первых, я работаю в компании Tickets.by – занимаюсь пиаром и продвижением социальных проектов. Я часто делаю свои социальные штуки, и они говорят: «Чувак, делай всё это, и мы будем тебе помогать». И за это они готовы платить деньги! Они очень социально направленные, ищут активистов и дружат с ними. Конечно, у меня есть зарплата в моих проектах, потому что я и придумал, написал и выстрадал. Ну и я получаю пенсию по инвалидности, а это целых 200 рублей (улыбается).

 

 

 

Миша: Ты не считаешь, что инвалидность тебя сделала сильнее, раскрыла твой потенциал?

Саша: Конечно, нет. Я был чуваком, который в 26 лет гоняет на спортаче в Норвегию, просто чтобы покурить там – тусовался, как сумасшедший… А потом, уже после аварии, думал: «Что сделать, чтобы стать тем самым Тони Старком, будучи на коляске?» Именно то, что я был таким человеком до аварии, и делает меня таким человеком на коляске. Если бы до этого задротом, я бы и остался им, это однозначно. Это характер.

Миша: Так ты считаешь себя обычным человеком?

Саша: Да, я абсолютно обычный человек.

Спутница Миши: А я считаю, что ты сверхчеловек.

Саша: (улыбается) Ну, ладно.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Если ты любишь сосиски с кетчупом и смотреть сериалы, тебе не нужен Нью-Йорк». Беседуем с барменом Лизой Молявкой, которая покорила Америку

Проекты • Ольга Родионова

Истории успеха всегда вдохновляют. Зачастую мы думаем, что всего лишь нужно оказаться в нужном месте в правильное время – и судьба сама выберет тебя. Так ли это или за фасадом каждого успеха стоит кропотливая работа в дополнение к таланту? KYKY встретился с Лизой Молявкой, барменом из Минска, которая живет в Нью-Йорке, и дважды выходила в финал конкурса Bacardi Legacy Global Cocktail Competition. В этом году Лиза будет снова участвовать в этом состязании, но уже в качестве ментора и судьи.