Тело как дело#3: «Если хватило ума сделать татуировку, то должно хватить ума и носить ее»

Арт
В серии материалов «Тело как дело» мы рассказываем о героях местной тату-сцены, эстетике их работ и взглядах на культуру татуировки. Для третьего выпуска в серии мы поговорили с Максимом Мельником, индивидуальным мастером, не относящимся ни к одной из местных студий.

Про начало пути в татуировке

Мне всегда нравилось рисовать, но я никогда не думал, что это увлечение выльется во что-то большее. По образованию я технолог-электромеханик. Когда мне было лет 17, я познакомился с парнем, который на тот момент плотно занимался татуировкой. В тот же период одна из моих знакомых стала говорить, что у меня неплохо получается рисовать и получится заниматься татуировкой. Эта идея поселилась у меня в голове и никак не покидала. Я обратился к тому парню и спросил, с чего мне начать.

Он сразу дал машинку и сказал: «Сделай мне татуировку».

У него уже был заготовленный эскиз, он сам сделал кальку. Это был большой иероглиф на плече, который я бил ему два дня: работа была несложная, просто объемная. После этого он собрал мне машинку из гелиевой ручки, моторчика, струны — другую тогда найти было сложно, в городе, наверное, был только один тату-салон и очень мало всего продавалось. Я начал делать татуировки, заработало сарафанное радио. Процесс работы очень затянул меня, через какое-то время я устроился работать в один из минских салонов. 

Про тату-салоны

Я проработал в салоне три года, но потом уволился, потому что, как мне казалось, салон ограничивал меня. С одной стороны, там ты тоже рисуешь и никто не запрещает интересно обыграть самую банальную идею.

С другой стороны, туда приходят люди, которые видели рекламу салона, но не видели твоих работ, не знают, какой у тебя уровень. И, в основном, они хотят бабочек, надписи, цветы и иероглифы.

Мне захотелось своего пространства и ухода от штамповки банальных вещей, в том или ином виде. Сейчас я работаю как индивидуальный мастер, но, возможно, хотел бы студию.

Только если вешать вывеску и давать рекламу, то это опять будет история про «Здравствуйте, а сколько у вас стоит сделать надпись?» Если создавать студию, то это скорее должно быть собрание единомышленников, разделяющих похожие идеи. Никакой наружной вывески и афиш по всему городу.

 

Про стиль у татуировщика

Мне кажется, что стиль вырабатывается с практикой рисунка. Рисунок, художественная база — это то, без чего татуировщик едва ли может обойтись. Сейчас многие думают, что достаточно купить машинку, начать практику — ты сразу становишься татуировщиком. Мало людей начинают с рисунка.

Сначала покупают машинку и краски, а не карандаши и бумагу, хотя стоило бы сделать наоборот — так в два раза больше пользы.

В татуировке нужно постоянно учиться, это бесконечный процесс совершенствования. Когда-то я просто рисовал, а потом пошел к художнику заниматься живописью и пересмотрел, все что я делал, с большим осознанием и мне захотелось переделать все работы. 

Мне кажется, что существуют единицы татуировщиков с собственным стилем. Сам я пока не нашел того стиля, в котором хотел бы работать. Иногда мне больше нравится реализм, иногда — японская татуировка, иногда — олдскул. Все зависит от того, чем вдохновляешься на данный момент, что видишь. Стиль это про накопление визуального опыта, который ты либо применишь, либо нет. Но мне не хочется ограничивать себя и говорить «Нет, я не делаю олдскул» или что-то в подобном духе.

Про то, как все происходит

Я никогда не пытаюсь вникнуть в символизм, который человек вкладывает в тату. Самое главное — нравится ли мне идея или нет, а смысл — это то, что должно остаться с самим человеком. Конечно, более интересно, когда у человека осознанное отношение.

Многие люди приходят и говорят: «Здравствуйте. Я хочу сделать татуировку, что вы мне посоветуете?» или же «Привет, а набейте мне то, что вам нравится». Таким я сразу отказываю. Татуировщик не парикмахер, который посоветует, с какой стрижкой тебе будет лучше, но он может помочь максимально обыграть твою идею.

Мне нравится, когда человек приходит с идеей, а не просто выбирает один из моих эскизов и хочет его набить. Когда я рисую эскиз, это — отражение меня, моих мыслей, а не того человека. Нельзя прийти в салон, полистать папку с рисунками и выбрать то, что ты хочешь набить, хотя некоторые так и делают. Нужно уже изначально примерно знать, что ты хочешь. Гораздо интереснее, когда мастер разработает эскиз специально для тебя.

     

                                           

Работы Максима Мельника

Про вкус в татуировке

Вкус в татуировке в большей степени относится к мастеру, не клиенту. Его задача — найти композиционное решение, «положить татуировку в тело». Сейчас растет опыт мастеров, татуировка уходит вперед. Люди стали больше видеть, больше разбираться. Сейчас столько информации, что даже глупо приходить с идеей иероглифа. Да и ты сам не просто работаешь — хочется, чтобы люди это видели и уходили от банальных вещей.

Про тенденции и тренды 

Мне кажется, что татуировка всегда была модной и вызывала интерес. Просто раньше люди были менее смелыми. Сейчас все происходящее вокруг работает на раскрепощение общества — отчасти и поэтому люди делают татуировки на более открытых местах.

Татуировки стали масштабнее, раньше стремились сделать поменьше, сейчас — более вписанным в тело. Когда я говорю, что татуировка вписана в тело,  это значит, что она подчеркивает линии, обыгрывает плечо, локоть. Тогда создается динамика линий в теле, это тоже очень важно. 

Кто-то повторяет некий стиль в татуировке, и это постепенно становится трендом. Сейчас, например, это олдскул. На тенденции в татуировке сейчас влияет польская тату-школа, там много сильных мастеров.

Про интересные работы

Для меня все работы интересны по-своему.

Но помню такой случай — пришел дедушка, ему было около 70 лет, внучка привела его ко мне. Он хотел набить портрет своей жены на груди. Он всю жизнь с ней прожил, потом она умерла, он очень скучал и хотел, чтобы она навсегда осталась с ним, поэтому набил ее портрет на груди. Я помню, как он потом рассматривал получившуюся татуировку в зеркало — это очень трогательно, такая интимная история, очень настоящие эмоции. Когда я говорю об этом случае, у меня всегда мурашки по коже. 

Бывают и странные случаи. Например, один раз пришел парень и сказал, что я могу взять ручку и вести ей по руке хаотично, а получившийся итог и станет татуировкой. Там были линии, треугольники, квадраты, точки — такая хаотичная геометрия, ставшая своеобразным орнаментом. Это было странно, но интересно.

Или один раз мне звонил парень и спрашивал, могу ли я растатуировать ему лицо полностью, под традиционную маску Хання — злого героя в японском театре. Я подумал, что могу сначала ему сделать полный эскиз фломастерами, он пройдет по улице, а я даже пройдусь с ним, потому что очень интересна реакция людей. 

Но все же я бы вряд ли взял на себя такую ответственность — одно дело, если бы татуировка была на определенный срок, а не всю жизнь. Но он в итоге и не перезвонил. Я думаю, что когда звонил первый раз, был под чем-то. А вообще я считаю так: если хватило ума набить татуировку, то должно хватить ума и носить ее. Какой бы глупой и нелепой она ни была. 

Максим Мельник

Фотографии: Наталья Камлюк

Читать «Тело как дело#1»

Читать «Тело как дело#2»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Тело как дело#2: «Плохой вкус в татуировке — это повторительство»

Арт

В серии материалов «Тело как дело» мы рассказываем о героях местной тату-сцены, эстетике их работ и взглядах на культуру татуировки. Для второго выпуска из серии мы поговорили с Женей Бумером из студии «Черная рука».