В то, что деноминация принесет за собой дедолларизацию, верят не все. Представьте себе, что завтра в банках перестанут продавать доллары... Беларусы ринутся на баррикады! Доверяют ли американской валюте жители других государств? Было крайне любопытно задать этот вопрос российскому бизнесмену, маркетологу и блогеру Олегу Бармину, за плечами которого не одно банкротство. Бармин был краток, но по делу: «Не знаю, что такое делолларизация. Наверное, наш идиотизм».
Россиянам не все равно, какие с собой носить деньги: они доверяют рублям. Вопрос о том, часто ли приходится менять деньги в России, Бармина просто взбесил: «Это как секс без удовольствия – отвечать на такие вопросы! Никто не расплачивается долларами и евро. Это бред. Только рубли. Кладешь на карту доллары и рассчитываешься рублями по курсу Центробанка. Или идешь в банк и меняешь – никаких проблем».
«В Китае туристы в банке просто машут долларами, чтобы кассиры поняли, что нужен обмен»
Задавая вопросы Гао Сиджи из Китая, я была уверена, что эта нация прекрасно отдает себе отчет в том, что такое доллары, и знает, что влечет за собой их недостаток. Гао Сиджи на ломаном «англо-русском» ответил: «Я думаю, что дедолларизация идет уже много лет, несмотря на то, что доллар по-прежнему занимает доминирующее положение в мировой экономике. Но под давлением таких факторов, как экономический кризис, увеличение числа беженцев и терроризм, доллар будет слабеть. Поэтому дедоларизация будет развиваться и дальше. А доллары нам в Китае особо не нужны. Я покупаю их тогда, когда собираюсь ехать в Беларусь. Вот иностранцам у нас приходится туго. В Китае не говорят на русском, да и на английском – редко. Поэтому в банке обычно туристы просто машут долларами, чтобы кассиры поняли, что нужен обмен».
Испания: обменник работает до обеда
Мой друг из Испании Джорджи, занимающийся туристическим бизнесом, дал вполне внятный ответ: «Дедолларизация − это когда страна пытается избавиться от зависимости доллара, чтобы ее экономика стала более стабильной». Мыслит верно, но вряд ли Беларусь сможет враз отделаться от зависимости, ведь наши внешние займы в основном – в «твердой»валюте. Ольга, администратор русского центра в испанской бывшей рыбацкой деревне Lloret de Mar, рассказала о том, как сложно обменять валюту у них в городке: «Если нужно обменять деньги, то лучше это сделать до обеда, потому что почти все банки закрываются чуть ли не в три часа дня. На всю торговую улицу у нас всего один обменник».
Путешественник Theislander на форуме красноречиво написал: «У меня друзья в Испании два дня искали, где бы доллары поменять на евро. В конце концов у них это получилось, но курс был «грабительный».
Поляки не пользуются долларами вообще?
50-летний предприниматель Бен из Польши объяснил на пальцах: «Когда в Польше были цены, исчисляемые миллионами злотых, и когда была высокая инфляция, все держали в карманах американские доллары. Обменные пункты были на каждом углу. После деноминации в Польше наступила дедолларизация. Все люди носят с собой злотые, а не доллары». А 25-летний главный менеджер по работе с клиентами Артур нашему вопросу очень удивился: «Честно говоря, понятия не имею, что такое дедолларизация. Долларами не пользуюсь вообще». К слову, последняя деноминация у западных соседей прошла в 1995 году, и также в отношении 1:10000. После своего «обрезания» поляки стали следить за стабильностью национальной валюты. Правда, за двадцать лет после деноминации злотые таки успели обесцениться. Но – ровно настолько, насколько обесценились белорусские рубли только за один 2011 год.
Финны, немцы и греки советуют туристам приезжать с евро, купленными на родине
Фин Тапьё Сааринен (Tapio Saarinen) говорит: «Дедолларизация означает конец капитализма и начало эпохи виртуальной экономики. По большому счету, доллары нам тут и не нужны. Я бы всем туристам советовал бы приезжать сюда с евро, купленными у себя на родине. У нас банки берут большую комиссию».
Немцы мыслят практичнее, в тайне мечтая, чтобы американский доллар обвалился или вообще исчез из обращения. Джули Эбнер (Juli Ebner) считает, что дедолларизация − «простой и незамысловатый способ избавиться от долларов. Американские доллары имеют большую власть, и было бы хорошо немного ослабить их.
В Германии, например, в небольших городах мало обменных пунктов, поэтому сюда лучше приезжать с готовыми евро. Если не смогли обменять заранее, то лучше обратиться в Reisebank, специализирующийся только на обмене валют».
Ей вторит студентка из Греции Константина: «Что до нас, то в Греции доллары не в почете. Некоторые греческие банки вообще доллары на евро не меняют. В курортных отелях есть обменные пункты, но курс там очень невыгодный для туристов».
Французы и словаки не в курсе, зачем нужны доллары
«Я не имею ни малейшего представления о том, что означает слово «дедолларизация», – говорит француженка Матильда. – Мы пользуемся евро, и доллары нам тут не нужны. После того, как во Франции получили широкое распространение банкоматы, многие обменники закрылись. И теперь даже не все французские банки предоставляют такие услуги».
Серб Марко Алексовски (Marko Aleksovski) слова «дедолларизация»не слышал ни разу в жизни. «У нас все считают в динарах. И ехать к нам в гости с долларами – это потеря времени на поход в банк для обмена валюты». Приблизительно так же – только называя свои валюты – ответили KYKY австралийцы и датчане, с которыми мы пообщались.
Любопытно, но в той же Австралии процветает мошенничество в обменных пунктах аэропорта. Коренные жители поговаривают, что если в вас обнаружили иностранца, то стоит приготовиться к прощанию с деньгами: предложат самый невыгодный курс обмена.
В замешательстве по поводу термина «дедолларизация» остаются еще несколько граждан. Например, Хью из Великобритании признался: «Мне пришлось воспользоваться Google. Насколько я понял, при дедолларизации правительство хочет контролировать свою денежную политику и использовать лишь свою собственную валюту, а не полагаться на более стабильные деньги другой страны.
Чтобы данный механизм работал, уровень инфляции должен находиться под контролем. В противном случае граждане не смогут приобретать товары первой необходимости. В Европе с этим проблем нет, потому что у нас доллары не в ходу, и не нужно рассчитывать, что в случае необходимости вы сможете за что-то рассчитаться зелеными. На практике такие расчеты случаются только между вашими земляками.
А в банках вам смогут обменять на евро купюры только хорошего качества, не мятые и не рваные. Старые, кстати, тоже могут не взять».
Армине, специалист отдела внешних связей из Армении, выразил свою мысль так: «Попытаюсь угадать и предположу, что дедолларизация – это когда страна, заменившая свою валюту на доллар, меняет ее обратно. Но, если слишком много стран будут использовать доллар в качестве национальной валюты, то он потеряет свою ценность».
Что думают иностранцы, которых занесло в Беларусь на ПМЖ
Англичанке Марии из Минска, учителю английского языка, дедолларизация знакома не понаслышке: «Очень актуально для Беларуси и других стран, в которых местная валюта не является стабильной». Ее коллега чешка Вероника Боксанова считает: «Дедолларизация – это когда люди начинают мыслить не в долларовом эквиваленте, а в рублевом. Впервые услышала это слово в Беларуси. У нас в Чехии все думают в чешских кронах. В Беларуси думают в долларах, видимо, потому что белорусский рубль отличается своей нестабильностью в отличие от чешских крон, евро или долларов».
Как мне показалось, часть опрошенных не имеют ни малейшего представления о том, что это за процесс, и начинают фантазировать, делая самые дерзкие прогнозы относительно судьбы американской валюты. Другие в душе предвкушают скорый обвал доллара. Остальные выражают глубокое сочувствие тем, кто из-за экономической нестабильности вынужден хранить свои сбережения в иностранных деньгах. Самих же иностранцев вообще не интересуют эти самые доллары. Они ими не пользуются, и туристам советуют не брать их с собой в поездку. Беларусь – исключение. Мы любим «твердую» валюту, доверяем ей. И вряд ли деноминация поколеблет народное доверие, которое вырабатывалось годами.