На стенах блестят новенькие таблицы «Первая медицинская помощь», «Состав автомобильной аптечки» и «Дорожные светофоры». Даже телевизор небольшой висит. В арендуемом помещении автошколы «Элегии» сделан свежий ремонт, что ощущается даже по запаху. Встретившая нас администратор Наталья сразу позвонила директору и, узнав, что та будет только через полчаса, радушно предложила кофе. Ожидание не оставило сомнений: все-таки автошкола по-настоящему женская. Хотя пока опаздывать можно, потому что занятий нет: запись в группы все еще проводится. Гнаться за сверхприбылью и набирать большие группы в школе не намерены. Материал гораздо лучше усваивается в спокойной комфортной обстановке, к тому же в наличии всего десять ноутбуков для выполнения тестов. Хватать должно на всех. Кроме того, на обучение девочек будут завлекать не только условиями, но и акциями: к примеру, сейчас можно привести друга и получить для себя скидку 500 тысяч рублей.
«Для меня парковка — это что-то страшное»
Пока ждем Елену Босякову, разговариваем на волнующие темы. Наталья сама недавно сдала на права и устроилась на работу в «Элегию». Коммуникация с инструктором-мужчиной не заладилась, поэтому девушка нашла телефон Елены, которая тогда еще работала инструктором. Наталье повезло не только научиться водить, но и получить работу — Елена пригласила ее на место администратора, когда решила открыть свою автошколу. «Женщины лучше понимают друг друга, более спокойны, — рассказывает Наталья. — Бывает, как что-нибудь сделаю… Ехала-ехала, надо было повернуть направо. Что сначала надо делать — «поворотник» включить. А зачем? Мы тормозим сразу! Вот с та-акими глазами… Инструктор мой (мужчина — прим. KYKY), сразу: «Что ты делаешь!».
С Леной были тоже случаи, — продолжает Наталья. — Один раз ехали, остановилась — ну вот, миллиметры (до впередистоящей машины — прим. KYKY), она даже с сиденья слетела! И все нормально, никто слова не сказал. Спокойно отреагировала».
Инструктора в школе пока два, один (вернее, одна) из них — сама Елена. Как она сама признается позже, женщин, которые учат вождению, в Минске не так уж мало. Их отличает терпимость к ошибкам учеников и заботливое материнское отношение, ведь программа, по которой будут учиться в «Элегии», не отличается от обычного плана рядовой автошколы. Преподаватель и инструктор должны в первую очередь готовить к экзамену в ГАИ, а это значит — научить сдавать площадку именно по меткам. Хотя Наталья признается: в настоящих городских условиях без меток оказалось сложно ориентироваться, и парковка до сих пор остается для нее «чем-то страшным». Хороший выход — брать частные уроки у инструктора уже после сдачи экзамена в ГАИ, исключительно чтобы потренироваться для самого себя.
Если не я, то кто?
Первый месяц существования своего бизнеса дался трудновато. Например, сертификат, разрешающий открыть автошколу, девушки получили только недавно: ждали проверку. А так процедура простая: пишешь заявление, приходят дядечки и все проверяют: на недоработки указывают, если что — дают срок исправить, две недели. «У нас вроде все нормально было, — уточняет администратор». Объявить набор имели право только после получения сертификата.
Наконец, встречаемся с Еленой. Девушка совершенно не похожа на типичного представителя профессии, которая ассоциируется с грубостью и криком на горе-учеников. Ярко-алый маникюр из салона, платье, распущенные светлые волосы и, конечно, макияж — с таким инструктором и прокатиться приятно, и огорчать не захочется.
О том, откуда появилось желание уйти в свободное плаванье, Елена рассказывает: «Раньше я работала в ДОСААФ — это очень хорошая школа. Но в какой-то момент мне перестало нравиться качество обучения в наших автошколах вообще. Из других мест люди приходили с таким уровнем, что приходилось учить с нуля. Я и решила изначально учить людей правильно.
Не переучивать потом, не доучивать, а сразу чтобы они выходили из школы готовыми водителями. Для этого я открываю свою автошколу, в которой сама буду обучать — останусь инструктором. Я хочу бороться за качество».
Куда тебе уже права?
В автошколе ожидают, что к ним больше будут приходить обучаться девушки, хотя и мужчин с удовольствием запишут в классы. Инструктор сравнивает выбор преподавателя автошколы с походом к врачу: для девушек морально проще записаться к такой же девушке. «Я хочу, — добавляет Елена, — сделать на нашем сайте «Заметки от блондинки».
Простые вещи описывать: про дистанцию, про перестроение, как вести себя на дороге — только своими словами.
Можно и с юмором, как в том анекдоте: «Можно бросить пить, курить и мужа, а сцепление бросать нельзя». В таком тоне я вижу эти заметки». Девочкам надо просто и доступно объяснять, что от них нужно. А не так, как мужчины это делают: «Ну ты что, не понимаешь, что ли, что уже должна переключаться?!» (Дабы донести весь ужас такого обучения, Елена даже не постеснялась спародировать тон нерадивых инструкторов).
«Мужчины технически подкованы, хорошо знают, как устроена машина, но объясняют это недоступным нам языком. А мы, женщины, — поясняет Елена, — лучше учим: терпеливо это делаем, не кричим. Например, в правилах написано у нас: «Дистанция между автомобилями должна быть безопасная». И как это — безопасная? Кто-нибудь может объяснить? Спрашиваю у девочек, говорят: «Ну, 50 сантиметров, ну, метр». А в правилах такого нет! Мы всего лишь должны видеть задние колеса впередистоящего автомобиля: тогда мы всегда сможем предотвратить ДТП, если машина покатится, например. Вот так нужно объяснять. Женщинам в возрасте — особенно».
Кстати, некоторые инструкторы-мужчины к женщинам постарше могут отнестись и с презрением: «Мол, куда тебе уже права? Забирай документы, уходи из школы, у тебя никогда ничего не получится!»
Елена к такому относится с негодованием: «Инструктор для человека — личность, которую ты запомнишь на всю жизнь, поэтому, когда он говорит, что у тебя ничего не получится, ты ему веришь и опускаешь руки: ничего уже не хочешь, ни вождения этого, ничего. Поэтому моя задача как инструктора сделать так, чтобы люди хотели идти на занятие, а не шли на него, как будто надо уже закончить эту школу».
Чем хороши инструкторы-женщины
Сейчас Елена все еще продолжает заниматься «переучиванием» и «доучиванием»: она дает частные уроки для людей из абсолютно разных школ. Да и разговор наш проходит уже не в учебном классе: долго задерживаться у инструктора нет времени, поэтому приходится продолжать диалог уже в машине — едем к ученице. Задаю вопрос: а действительно ли женщины такие плохие водители, как о них говорят? «Это абсолютно стереотипно, – отвечает Елена. – Вообще, я бы сказала даже, что девушки водят лучше, чем ребята. В наш век компьютерных технологий мужчины считают, что машина сама поедет. Кнопку нажал — и все. Молодежи после компьютеров стало тяжело учиться, на механике — особенно. Как правило, ребята сидят за компьютером больше, чем девочки, поэтому я бы сказала, статистика стала другой».
Если взять статистику ДТП, то мужчины попадают в аварии намного чаще, чем женщины. По мнению инструктора, женщина будет водить аккуратно, потому что она — мать, и всегда будет заботиться не только о себе, а о своем ребенке, который сидит рядом, например. Мужчины же по натуре очень рискованные, лихачи, ответственность несут только за себя. «И даже если взять ДТП, в которых пострадали женщины, — добавляет Елена, — виноватыми окажутся в основном мужчины».
Инструктор ежедневно накатывает по столичным дорогам от 10 до 12 часов, поэтому своими глазами видит: мужчины постоянно то подрезают, то обгоняют — в общем, нервируют. «Мужчины ведь как считают: если соображают лучше в технике, то они для нас боги, – говорит Елена. – И само отношение к курсантам поэтому бывает неуважительное. У нас (женщин — прим. KYKY) такого не бывает просто!»
Почему в ГАИ нельзя идти в шортах
К счастью, предвзятое отношение не распространяется на экзамен в ГАИ: там, по словам Елены, ко всем относятся одинаково. Стоит помнить: проверяющие — обычные люди, которые констатируют, готов человек или не готов. Инструктор советует их не бояться, ведь проверяющие очень хотят дать нам права, нужно только показать, что мы умеем. На 90% в результате экзамена виновато волнение, поэтому очень важно постараться расслабиться. «Конечно, инспекторам, — продолжает Елена, не нравятся некоторые моменты: например, когда приходят на экзамен в шортах. Это действительно неприемлемо. Ты пришел на экзамен — должен соответствовать. Костюм надевать не надо, но соответствовать — да. В университет же не пойдешь в шортах сдавать экзамен?»
«Правила очень важны, причем и учить, и применять их в жизни надо. А не так как…» — кивает Елена на проехавшую не по той полосе машину. Я пытаюсь заглянуть за стекла чужой машины, чтобы понять, кто за рулем – девушка или парень? Увидев мельком в окошке бороду, убеждаюсь в правоте своей героини.