На филфак я пошла не для того, чтобы получить профессию. Я была победителем республиканской олимпиады по белорусскому языку, и меня приняли без экзаменов. Для общего развития филологический факультет подходит идеально, а в 18 лет я не думала о том, кем стану, когда вырасту (улыбается). После окончания университета знала, что моя жизнь будет связана с обучением, но только не в школе. После пятого курса я устроилась финансовым менеджером в IT-компанию. Вот так внезапно, но и гуманитарные, и точные науки даются мне одинаково хорошо. Работала в учебном центре, который занимался IT-образованием.
Решила стать веб-дизайнером и пошла на курсы в этот центр. После их окончания через три месяца я даже понятия не имела о профессии. Нам давали уроки по книгам, но практики не было. Мне захотелось дать возможность людям получать качественное образование в сфере IT. У меня была склонность к преподаванию, я самостоятельно выучила графические программы Photoshop, CorelDraw и в этом же учебном центре начала преподавать детям. Но вскоре поняла, что не могу работать в офисе, где сама себе не принадлежу, и уволилась.
«Взяла кредит на друзей, одолжила денег на аренду. Сейчас не понимаю, как я могла так рисковать»
Ушла в никуда, но жить за что-то нужо было, и я начала писать книги по Photoshop, Microsoft Office и даже по фен-шуй, которые издавались в «Харвесте» и «Питере». Писала о том, чем увлекалась и что хорошо знала. Через год подумала: преподавать умею, книги пишу, почему бы не создать учебный центр? Посчитала, что я возьму шесть компьютеров, ко мне придут люди, все будет классно и я за один месяц все окуплю (улыбается). Ни с кем не советовалась, сама придумала «бизнес-модель», сидя на кухне. Взяла в кредит шесть компьютеров. Причем брала на родных и друзей, потому что у меня не было официальной работы и мне кредит не дали бы. Сняла маленькое помещение в сквош-клубе на Калинина, одолжила деньги на столы… Сейчас я не понимаю, как могла так рисковать. Денег на рекламу не осталось и, естественно, к нам сразу никто не пришел.
Знаний было мало, и я начала учиться. Прочитала все книги Роберта Кийосаки, играла в Cash Flow, пыталась визуализировать финансовые потоки… Была такая безысходность, что у меня не было денег на талончик и еду.
Из офиса ходила домой пешком или ехала на трамвае, пока не высадят. Родителям, которые жили в Гродненской области, я всей правды о тяжёлом состоянии не говорила. Мама и бабушка невероятно поддерживали меня и, самое главное, верили тогда, когда моя вера была на нуле. Постепенно активизировались внутренние ресурсы и появлялись решения.
Я печатала приглашения на курсы, запечатывала их в конверты и сама разбрасывала по ящикам в подъездах. Так мы начали набирать первые группы. Дело было в 2007 году.
Я разрабатывала программы и сама преподавала. Мне помогала моя напарница Анна Арзамасцева, тоже выпускница филфака. Начинали мы с «Пользование ПК. Женский курс». К нам приходили девушки в декрете, мы создавали атмосферу, в которой им нравилось находиться, и они начали советовать наши курсы другим людям. Так мы постепенно начали выплачивать кредиты, но личных денег у нас не было несколько лет. Жили «в ноль», продав все, что было. Я параллельно все время училась, разрабатывала новые программы. Постепенно появились деньги на рекламу. Мне очень помог брат, айтишник. Сделал сайт, подарил принтер, даже еду приносил (смеется). Мы не сдались и добились успеха, потому что делали свое дело хорошо. Я много раз хотела сдаться и сказать: «Я не могу, это очень сложно», но меня поддерживала искренняя благодарность учеников.
Из строителей – в верстальщики Wargaming
Потом у меня появился первый преподаватель Мария Шемелева, которая вела курс веб-дизайна. Она практик, но стала крутым преподавателем. Веб-направление и сейчас у нас является основным, потому что оно востребовано. Конечно, те программы по сравнению с нынешними – детский сад, но тогда, десять лет назад, они были качественными. Постепенно мы открыли три класса, в каждом – по десять компьютеров. Обычно набираем в группу не больше восьми человек. Это залог того, что мы сможем к каждому подойти и каждого индивидуально научить. Группы по 12-15 человек – это бесполезное образование.
Нас радуют успехи наших учеников, которые благодаря школе изменили свою жизнь. Например, Игорь Короткий работал строителем. Когда он к нам пришел, вообще не верил, что сможет попасть в IT. Решил просто попробовать, пройдя базовый курс верстальщика. Преподаватель так его вдохновила, что он поверил в себя и после второго курса устроился в IT-компанию верстальщиком, а через два года пришел к нам преподавать. Сейчас он работает в Wargaming. Таких историй у нас много.
Хочу еще вспомнить историю глухонемого парня Максима Молнара, который учился у нас на курсе 3D-моделирования. Я очень благодарна преподавателю, который согласился с ним работать. Всей группе объяснял, а ему – писал. Для меня это пример служения людям. Парень прекрасно отучился, фрилансит 3D-моделированием и сейчас мы вместе с ним разрабатываем программу для слабослышащих людей.
Теоретиков, университетских преподавателей я даже не рассматриваю. Беру только практиков
Юридических сложностей для открытия школы не было. Сначала у меня было ИП, потом мы стали ЧУП. Самая большая проблема – это налоги, за них у нас отвечает бухгалтер. Если появляются какие-то серьезные вопросы, мы обращаемся к юристу. В Беларуси аренда помещения довольно дорогая, хорошие преподаватели – тоже. Поэтому маржинальность IT-школы невысокая – 12 процентов. Есть другие модели, при которых создается огромный поток людей, но качество обучения низкое. Никакого индивидуального подхода, хороший маркетинг и высокая прибыль. Но я не вижу смысла для себя в такой модели. Зачем делать пустой продукт и зарабатывать на нем деньги?.. Я хочу делать хороший продукт. Верю, что со временем он будет приносить большую прибыль.
Жестких требований для аренды помещения нет. Но в каждом новом классе мы все делаем сами. Сетевую разводку, например. Готовых для наших потребностей помещений нет. Санитарные нормы тоже есть. На каждого человека должно быть несколько метров. Кофе и чай мы можем предлагать, а печенье – уже нет. Есть ряд требований, которые сложно выполнить или обойти, но мы справляемся.
Самая большая проблема любой IT-школы – это преподаватели. Найти посредственных – не проблема. Нужно найти айтишника из индустрии, который хочет и может преподавать. Теоретиков, университетских преподавателей я даже не рассматриваю. Ищу тех, для кого наша школа не вторая работа, а реализация, кто искренне хочет научить других новой специальности, передать свои знания и умения. Многих преподавателей мы выращиваем сами.
Как открыть IT-школу. Пять правил
Первое: определите цель. Если человек подумывает об открытии школы для зарабатывания денег, ничего не выйдет. Это заведомо не та цель, с которой нужно входить в индустрию образования. В Минске уже есть сильные игроки с такой моделью, с ними нет смысла конкурировать. Цель должна быть практичной. Например, переквалификация людей из других профессий.
Второе: сразу ориентируйтесь на качество. Ищите людей с горящими глазами, которые действительно хотят делать что-то полезное.
Третье: для входа в образование выбирайте узкую нишу. Не нужно пытаться сразу охватить все IT-образование. Выберите две программы. Одну брать очень рискованно, потому что на нее может в любой момент упасть спрос, поэтому должна быть еще одна-две программы для подстраховки. Работайте в нишах с разными целевыми аудиториями.
Четвертое: сформируйте сильную команду. Она очень важна для работы в индустрии IT-образования. Одному работать можно, но я не вижу в этом смысла. Это репетиторство. Сейчас такое время, когда команда работает в разы успешнее, чем личность. Мир приходит к кооперациям, мы живем в век командных достижений.
Пятое: будьте готовы к бухгалтерии, налогам, арендным платам, закупке компьютеров… Школа – это не так радужно и просто, как когда-то казалось мне. Есть школы, которые просят учеников приносить свои ноутбуки на занятия, но они зависимы от наличия у человека техники. Первоначальный капитал нужен обязательно. Можно и без него обойтись, как показала моя практика, но это очень стрессовая ситуация, которую очень сложно выдержать. Для класса на десять компьютеров нужно тысяч пять долларов. Но я бы порекомендовала иметь запас на аренду на два-три месяца.
И главное: честность, человечность и этика в бизнесе должны быть на высоком уровне, тогда всем будет комфортно работать.