Иногда лучшее, что может сделать правительство для продвижения инновации – убраться с дороги. Графики Bloomberg

Деньги • Влад Сиваков
«Волшебное сейчас время», – оптимистично заявил Джим Брейер, миллиардер и венчурный инвестор, основатель и исполнительный директор Breyer Capital и компаньон Accel Partners, направляясь на ежегодное собрание Международного Экономического Форума в Давосе. По прошествии форума в Швейцарии KYKY рассматривает Индекс инноваций Bloomberg и переводит все самое интересное.

Мировые лидеры бизнеса и политики сходятся во мнении: большинство стран теряют свои производственные мощности. Лучшее противоядие от застоев в экономике — это инновации, создание продуктов и сервисов, которые упрощают жизнь, будь то кондиционеры для воздуха, вакцина или текстовые сообщения.

«Не пытайтесь повторить успех Кремниевой Долины — это не сработает»

Каждая страна желает взрастить собственную культуру инноваций, но это не так-то просто. «За этот год у меня были десятки встреч с лидерами компаний по всему миру, которые спрашивали меня, как же им построить собственную Кремниевую Долину», – говорит Бейер. Инвестор убежден, что копия «не сработает». У него есть собственная теория относительно того, что именно работает. Хотя эту теорию нельзя назвать научной. Звучит она примерно так: «Это магия. Нужна любовь к предпринимательству и тяга к экспериментам, чтобы все работало».

Классификация пятидесяти наиболее инновационных стран мира по версии Bloomberg за 2015 год подходит к вопросу более прозаично. Составители основываются на шести типах производств, которые влияют на инновации. Так, Южная Корея возглавляет этот список. США занимает шестую позицию, а Китай — 22. Последнее место у Марокко. Цель этого списка — не указать на превосходство одних стран над другими. Эта классификация сделана для того, чтобы понять, можно ли выявить общую формулу инновационного прогресса. А также определить, какие компании или правительства должны этой формулой воспользоваться.

Исследования и разработки

Южная Корея как лидер категории – яркий пример того, как страны могут «подняться с колен» при помощи смеси частного предпринимательства и государственной поддержки. Вскоре после Корейской войны в 1957, ВВП на душу населения тут был на одном уровне с Ганой. Почему страна стала лидером? Понятно, что исследования и разработки не приносят много пользы, если остаются в пределах лабораторий. Бронвил Холл, эмерит-профессор экономики в университете Беркли, Калифорния, говорит, что в большинстве стран (таких, как Франция) ученые являются государственными служащими. Они работают в престижных университетах и не особенно стремятся монетизировать свой труд – обществу от них мало пользы. Тем временем, в Южной Корее компании вроде Samsung, выполняющие большой объем научных исследований, модернизировали всю экономику.

Ежегодные траты Samsung на исследования и разработки

Производство

Зачем включать сектор производства в классификацию инноваций? Требуется немало производственного опыта, чтобы оставаться на лидирующих позициях. Но не каждое производство одинаково инновационно: сравните производство картофельных чипсов с производством компьютерных чипов. Шкала сравнения Bloomberg основывается на приросте стоимости производства. Это повышает позицию стран, которые занимаются производством фармацевтики, автомобилестроением и компьютерными технологиями. Швейцария, родина фармацевтических гигантов Novartis и Hoffmann-La Roche, занимает лидирующую позицию в этой категории. В противовес – Китай волочится на 41 месте. Несмотря на то, что его производственный сектор огромен, большинство из производимых товаров — низкокачественная электроника. Кроме того, численность населения Китая ослабляет показатель в расчете на душу населения.

Высокотехнологичные компании

Это единственная категория в классификации, которая не адаптирована под размер экономики или численность населения страны. Поэтому неудивительно, что США занимает лидирующую позицию с большим отрывом, что, соответственно, повышает ее рейтинг в общем зачете. Можно поспорить, что такой подход несправедлив по отношению к малым державам. Но стоит кое-что отметить о чистой инновационной силе передовых технологий Америки, начиная от Google и заканчивая Lockheed Martin (американская компания, специализирующаяся в области авиастроения, авиакосмической техники, судостроения, автоматизации почтовых служб и аэропортовой логистики) и Monsanto (мировой лидер биотехнологии растений). Как говорится в афоризме, который часто приписывают Сталину: «Качество — в количестве».

Десять крупнейших технологических компаний по их рыночной цене (по данным 16 января)

Высшее образование

Уровень образования рабочей силы был рассмотрен в четырех разных направлениях. Самое интересное, что Южная Корея занимает первое место во всех четырех. На дне остались такие страны как Пакистан, Кения, Бразилия и Индонезия, которые пытаются достичь хотя бы минимального уровня всеобщего образования. Хотя образование явно необходимо для инноваций, одного его наличия недостаточно. Россия, занимающая второе место во всех четырех направлениях, имеет сильную традицию в математике и науке. Но при этом инновации — не национальная мощь России. Да и многие из лидеров в каждой из областей едва ли выдающиеся инноваторы.

Итак, непосредственно о направлениях. Греция – номер один в высшем образовании с населением в возрасте студенчества. Россия – номер один в проценте рабочей силы с высшим образованием. Тунис – номер один в годовом количестве выпускников в области инженерии и new science в расчете на тысячу человек рабочей силы. Правда, по причине коррупции и бюрократии, его дисфункциональная экономика не способна создать достаточное количество рабочих мест для своих выпускников. В Тунисе даже используется специальное слово французско-арабского происхождения для высокообразованных безработных молодых людей (hittistes), которое переводится как «подпирающие стену».

Научные сотрудники

Финляндия — номер один в этой категории. После провала мобильных телефонов Nokia, фины торжественно поклялись развивать свои инженерные таланты. Самые горячие пирожки — в секторе игровой разработки, которая представлена индустрией Angry Birds. Исландия, Дания, Израиль и Сингапур — маленькие, но процветающие нации — входят в топ-5. Малые державы характеризуются тем, что имеют более открытые экономики, а значит — больше импортируют и экспортируют. Свобода торговли позволяет им создавать ниши в качестве центров интеллектуальной мощи. Исландия — лидер в геномике, Дания – в фармацевтике, Израиль – в программном обеспечении, а Сингапур – в электронике. Для менее развитых стран инновации принимают форму хитрых заимствований и адаптации технологий, придуманных в других странах.

Профессионалы, занятые в секторе научно-исследовательских работ на 1 миллион населения

Патенты

Патенты – это палка о двух концах. Они защищают и поощряют изобретательность, позволяя владельцам патентов защитить свои идеи от мелких краж со стороны. Но в то же время они могут использоваться как оружие против новоявленных изобретателей, растаптывая в пыль сторонние разработки для существующих технологий. Страны, резиденты которых производят много патентов (и привлекают новые судебные иски по патентам), обычно являются передовиками технологий и науки. Южная Корея, по большей части благодаря Samsung, снова финиширует первой в этой категории.

Количество судебных исков по патентам в США

Попытка измерить инновационный процесс пропускает мимо одну важную, но сложную в подсчетах особенность: правительственные регуляции, которые могут как ускорять, так и тормозить адаптацию новых идей. Политики и регуляторы всегда с опаской относятся к новшествам.

Исполнительный директор Audi Руперт Стедли говорит, что по причине строгих ПДД в Германии его компании пришлось перевести все автоматизации проектов в США, где «больше свободы самовыражения для такого поступка». Uber, мобильное приложение для связи водителей и пассажиров — другой пример того, как правительства относятся к инновационным проектам, которые касаются трактовки существующих законов. Таксисты всего мира просто ненавидят Uber. В США потребительский спрос одержал верх над попытками отдельных городов и штатов ограничить работу сервиса. Но во Франции удалось запретить один из сервисов Uber. «В Париже невозможно поймать такси, — говорит профессор экономики Холл, – Пример с противостоянием инновациям очень наглядный. Иногда лучшее, что может сделать правительство для продвижения инновации – это убраться с дороги и не мешать процессу».

А вот здесь описанные категории приведены вместе. Общий счёт страны состоит из среднего итога по всем шести категориям. Блеклый цвет графы показывает страны, для которых нет точных данных.

Индекс инноваций: The Bloomberg
Автор: Питер Кой (Peter Coy)
Исследования: Вей Лю (Wei Lu)
Авторы инфографики: Кейт Коллинз (Keith Collins), Джереми Скотт Даймонд (Jeremy Scott Diamond), Браулио Амандо (Braulio Amado), Синди Хоффман (Cindy Hoffman) и Адам Пирс (Adam Pearce).

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Открытое небо» как вызов для «Белавиа». Придут ли в Беларусь лоукосты

Деньги • Ася Поплавская

Почему в Беларусь не летают самолеты бюджетных авиакомпаний? «Лоукосты – проблема не страны, а, скорее, национальной авиакомпании, которая столкнется с конкуренцией», – считает Григорий Померанцев, который 15 лет работал в авиакомпании AirBaltic, был коммерческим директором аэропорта Толмачево в Новосибирске и запускал бюджетные авиалинии в Грузии.