Для начала давайте разберемся, что такое лоукосты. С одной стороны, о них все знают. С другой – огромное количество людей до сих удивляется, когда слышат, что слетать в Барселону можно за 30 евро, а в Стокгольм – за 40. Лоукосты – это бюджетные авиакомпании, которые продают билеты по низким ценам, но при этом экономят на привычном нам сервисе: трансфер до самолёта, перевозка багажа, питание на борту могут стоить столько же, сколько билет. В новеньких салонах (средний возраст самолётов у многих – не больше пяти лет) будет реклама, много рекламы.
К тому же, самолеты, как правило, прилетают в удаленные от городов аэропорты, из которых добраться до пункта назначения влетит в копеечку. Да-да, тот неловкий момент, когда такси от Бове до Парижа может стоить в два раза дороже, чем авиабилет. Самыми известными лоукостерами, которые летают по Европе, являются Ryanair (Ирландия), Wizz Air (Венгрия-Польша), Norwegian Air Shuttle (Норвегия), EasyJet (Британия), Pegasus Airlines (Турция).
Часто лоукостером называют латвийскую национальную компанию AirBaltic, которая ежедневно летает из Минска в Ригу. К бюджетным авиаперевозчикам компанию причислять некорректно, потому что в ней есть бизнес-класс, которого нет в классических лоукостах. Это – гибридная авиакомпания, пояснили мне в белорусском представительстве AirBaltic, но от иных комментариев отказались. О том, почему в Беларусь не летают лоукосты и при каких условиях это станет возможным, мы побеседовали с Григорием Померанцевым, бывшим исполняющим обязанности начальника Национального агентства по туризму, который имеет большой опыт работы в авиации.
Рядом с нами создается lowcost environment
Говоря про привлекательность Беларуси для иностранцев и, в частности, для европейцев, Григорий вспомнил англичан, которые давно уже летают лоукостами по всей Европе:
– В каждую европейскую деревню, условно говоря, есть прямые рейсы. Но не в Минск, куда дешевых билетов пока нет. Многие туристы из Англии к нам летают через Литву. Скоро откроется еще больше рейсов на лоукостах. Будут ежедневные полеты в Лондон из Вильнюса, Каунаса и Паланги от Wizz Air. Ryanair уже давно летает в Лондон из Вильнюса и Каунаса. Только из литовской столицы отправляется по три рейса в день по 180 кресел каждый, а еще добавятся Каунас и Паланга. Таким образом, рядом с нами создается lowcost environment, низкоценовая среда, которая, как ни крути, будет привлекать людей к себе. Они будут привыкать к бюджетным перелетам и все больше ими пользоваться. Там есть предложение и объем.
KYKY: А в Минск когда-нибудь придут лоукосты?
Г.П.: Придут к нам лоукосты или нет – зависит от нас. Бюджетные авиакомпании приходят сами либо их приглашают. В Европе все аэропорты так или иначе проводят маркетинговую деятельность, направленную на привлечение разных авиакомпаний. Любой аэропорт заинтересован в принципе «Все флаги в гости к нам!»: больше авиакомпаний, больше рейсов и возможностей.
В случае с Минском дело не в том, что Национальный аэропорт «Минск» не в состоянии принять большое количество рейсов. Дело в том, что в соседних с нами странах: Литве, Латвии, Эстонии, частично Украине и других применяют принцип открытого неба. В чем суть? Допустим, у меня есть автобусная компания в Минске и я хочу поехать в Брест. Мне не нужно спрашивать у Бреста, может ли он меня принять. У меня есть сертификат, лицензия, я запланировал рейс и поехал. Между странами Европы и, например, Израилем, Грузией, Эмиратами действует принцип открытого неба. Любая авиакомпания на любом типе самолета с любой частотностью, расписанием, и ценами может в любой момент, запросив слот (разрешение на посадку), прилететь в аэропорт.
Принципы закрытого неба и назначенного перевозчика
KYKY: У нас, получается, действует принцип закрытого неба?
Г.П.: Верно. Это классическая схема межправительственных соглашений о воздушном сообщении, которая полагает паритет. То есть если я летаю три раза в неделю, то ко мне можно летать столько же раз. Второй момент, о котором мало кто знает – это принцип назначенного перевозчика. Если между Германией и Беларусью есть договор, и Беларусь представлена одной авиакомпанией-перевозчиком «Белавиа», то и со стороны Германии должен быть один назначенный перевозчик. Это Lufthansa. Соответственно, ирландская лоукост-компания Ryanair может к нам летать только из Дублина. Но лоукосты к нам оттуда не полетят, потому что там нет рынка. Они к нам хотят лететь из Германии, Англии, Франции, где рынок есть. Но у нас подписан договор с Air France, которая к нам летает. Назначенного перевозчика Франции не поменяют, потому что есть уже сложившаяся традиция: летают флагманы, национальные авиакомпании с одной и со второй стороны.
Ryanair к нам теоретически может полететь только из Ирландии, Wizz Air – из Венгрии. Если мы хотим, чтобы к нам полетели лоукостеры, нужны воля и желание самой страны. Подписывается так называемое горизонтальное положение, которое не является вступлением в программу Open sky («открытое небо»), в результате принятия которой наступает полная либерализация. Нам это, на мой взгляд, и не нужно. Грузия, например, пошла на это, открыла в одночасье свое воздушное пространство и подверглась нашествию лоукостеров, что создало большие проблемы для национальной авиакомпании Georgian Airways, которая была просто не готова к такой конкуренции, и сейчас она переживает непростые времена.
Приход лоукостера Ryanair в Ригу поставил её на карту Европы
KYKY: Но можно же регулировать этот вопрос, пуская лоукостеров выборочно?
Г.П.: Да, именно так и стоит поступить. Если обратиться к цифрам, то в прошлом году вильнюсский аэропорт обслужил четыре миллиона пассажиров. В этом году будет больше. В Минске было принято и отправлено 2 600 000 пассажиров. Но есть еще такой показатель, как коэффициент соотношения жителей города и количество пассажиров. В Минске проживает два миллиона, в Вильнюсе – 600 000 жителей. А в Литве еще есть региональные аэропорты Каунаса и Паланги, которые тоже принимают лоукосты. Каунас обслужил 700 000 человек, Паланга – 300 000. Какая ситуация у нас? Региональные аэропорты, все пять вместе взятые обслужили только 85 000 человек. В общем, выходит 2 685 000 пассажиров, обслуженных в Беларуси, против пяти миллионов в Литве. Притом, что в Беларуси население в 3,2 раза больше, чем в соседней Литве.
Ситуация понятная: «Белавии» летать из региональных аэропортов Беларуси невыгодно, потому что вся база в Минске, а гонять пустые самолеты в Брест и Гродно – это дополнительные издержки. Доля «Белавиа» на рынке сейчас 70%. Пустить же иностранцев в Беларусь – это мой рынок (улыбается). Лоукосты – это проблема не страны, а, скорее, национальной авиакомпании, которая получит вызов. Произойдет стагнация рынка, пирог не будет расти теми темпами, которыми мог бы.
Когда в Ригу пришел Ryanair, он стал жутким вызовом для AirBaltic, заставил нас полностью переформатировать свою бизнес-модель.
Но он сгенерировал новые потоки, поставил Ригу на карту Европы. Лоукостеры низкими ценами завлекли публику, которая никогда не полетела бы в Ригу! Но они прилетели на выходные, потому что цены были смешные. И наоборот: жители Балтии, пенсионеры, студенты начали летать. Раньше они ездили в аэропорты посмотреть, как взлетают самолеты, а с лоукстерами они поняли, что мир открыт для каждого. Авиация – это уже ширпотреб, а не гламур. Самолеты – общественный транспорт, как такси, поезда и трамваи. Цены на билеты сегодня смешные, но лоукосты нашли способ компенсировать падение доходов от перевозки из точку «А» в точку «Б» за счет продажи дополнительных услуг (еда на борту, багаж, сувенирная продукция и так далее), рекламы на борту, на сайте, а офисах.
И нам нужно двигаться в этом направлении, ориентироваться на заработок на объеме. Конечно, так проще: иметь высокую цену на билеты и высокую маржу. Меньше клиентов – меньше работы. Вроде как, на уровне отдельно бизнеса это кажется логичным, но на уровне страны это плохо. На этом теряют и наши отели, потому что потоки туристов проходят мимо. Путь один: научиться зарабатывать на объемах, пустив лоукосты в страну.
«Белавиа» не лоукост, но стремится к гибридной модели бизнеса
Заместитель генерального директора по маркетингу «Белавиа» Игорь Чергинец сначала от комментария KYKY отказался, сказав: «Белавиа не лоукост. Вопросы не к нам. Мы не госорган или регулирующая организация». После его дополнили коллеги, сообщив:
– Назначение и разрешение для работы авиакомпаний не зависит от них самих. Разрешение на полеты выдает департамент по авиации. В каждой стране эти вопросы решают авиационные власти.
KYKY: Как представитель национальной белорусской авиакомпании, какие условия для прихода в Беларусь компаний-лоукостов вы можете назвать?
«Белавиа»: Бюджетные авиакомпании не делают ставку на транзитных пассажиров, в отличие от большинства традиционных авиакомпаний. Хотя все больше примеров, когда авиакомпании отдают предпочтение гибридной модели бизнеса, к которой и стремится «Белавиа». У классических бюджетных авиакомпаний есть свои требования к открытию и выполнению рейсов. Одним из таких является наличие достаточного пассажиропотока и высокой частотности рейсов. Также при открытии рейсов учитывается доход населения, наличие или отсутствие условий для беспрепятственного въезда, а также готовность инфраструктуры аэропортов выполнять требования лоукост компаний.
KYKY: Готова ли компания «Белавиа» к конкуренции с лоукостерами?
«Белавиа»: Естественно, все авиакомпании, которые есть и приходят на рынок, составляют конкуренцию друг другу. Но в авиационном бизнесе есть интересные примеры, когда компании могут быть конкурентами и партнерами одновременно. На данный момент авиакомпания «Белавиа» ведет коммерческие переговоры о сотрудничестве с одной из бюджетных авиакомпаний о транзитных перевозках через Минск.