Как литовка открыла кофейный бизнес в Беларуси

Деньги • Алиса Петрова
В Минске работает передвижная мини-кофейня «Coffee Jiff», которая выглядит, как пластиковый стаканчик кофе. Ее владелица – литовка Янина Палютите. Она живет в Беларуси полтора года, продает кофе и хот-доги. KYKY встретился с европейским человеком, чтобы спросить: зачем Янине бизнес в Беларуси?

Янина не живет в Литве с 1999 года. Работала на круизных кораблях начальником отеля, несколько лет жила во Флориде. По несколько месяцев гостила у друзей в Австрии и Италии. «Я человек-путешественник: на одном месте неинтересно. Нужны вызовы, чтобы двигаться вперед и жить. А в комфортную зону очень легко попасть. Когда человек приучится к чему-то, ему становится легко – он делает одно и то же, становится недовольным, но ничего менять не хочет». Почему Янина выбрала Минск, не может объяснить конкретно. Ей стали интересны страны СНГ – а Беларусь ближе всего к Литве. «Я очень верю в шестое чувство, и оно мне подсказало, что надо начать отсюда».

Первый раз Янина побывала в Беларуси незадолго до открытия фирмы, в 2014 году. Бросилось в глаза, что минскому общепиту не хватает разнообразия, чего-то нестандартного. Например, внутри зданий есть кофейни и кафе, но чего-то простого, чтобы человек мог взять еду на ходу – нет. На вопрос, не было ли страшно поехать в незнакомую Беларусь с непростыми законами для бизнеса, Янина отвечала: «Я думаю, все идет от головы: если чего-то хочешь, то надо пробовать. Как говорится, когда мы будем умирать, то будем жалеть о том, что не попробовали, а не наоборот».

Почему именно кофейня

Во время своих путешествий по миру Янина видела Starbucks – ей очень нравился формат. Это было лет пятнадцать назад, когда формат «coffee to go» не был распространен. Янина подумала, что в Литве можно открыть что-то подобное. «Я хотела-хотела… До того момента, как в Литве кофейни на каждом углу не появились. Как везде в Европе – совсем не осталось места. Чтобы преуспеть, надо быть нереальным профессионалом». Тем временем, в Минске кофейни пока не наставлены на каждом шагу – хоть мы ошибочно считаем, что их полно. «У меня всё делается от души. Я не профессионал, чтобы нарисовать на кофе мишку или собачку. Я стараюсь, и что-то выходит, но я не сделаю, как профессиональный бариста», – скромничает Янина.

Сначала у Янины были мысли открыть стационарную кофейню. Но она передумала: «Не дай бог с местом не угадаешь, в прибыль не выйдешь. А так если я сегодня в минусе, то завтра найду место получше».

«Стаканчик»-прицеп (как его называет Янина – «моя радость») был сделан по заказу в Литве: там было легче найти исполнителя, в самой Беларуси никто не согласился. Янина принимала участие в проектировании – она инженер-строитель по образованию.

Внутри «стаканчика» находятся кофе-машина и кофемолка, контактный гриль для хот-догов, охлаждающая витрина, раковина. Его диаметр – 2,10 метра, поэтому места внутри вполне хватает и нет проблем с парковкой. Янина продает кофе (эспрессо, американо, капучино, латте) хот-доги, напитки и шоколадные батончики. Работает только на мероприятиях – постоянного места нет. Много времени провела на специализированных выставках вроде строительных или «охота и рыболовство». На спортивных мероприятиях была: на чемпионате Европы по конькобежному спорту, Дне снега. Работала и на государственных праздниках вроде 9 мая или Дня Независимости. Сейчас уже Янина знает многих организаторов.

Как Янина открывала фирму

У Янины в данный момент частное унитарное предприятие. Чтобы открыть бизнес в Беларуси, она наняла юридическую фирму, которая рассказывала, что нужно делать, по доверенности собирала бумаги. На всё это ушло несколько месяцев. Но, как признается сама Янина, она не всегда приходила вовремя, если ей назначали встречи в органах. Кроме Янины в фирме работает бухгалтер. Заведует всеми отчислениями и бумагами – Янина даже не хочет в это вмешиваться, потому что ничего не понимает. Она вообще не хочет говорить о деньгах. Но всё же признается, что по сравнению с прибылью, стартовый капитал был большим. «Если рассматривать, сколько я вложила сил и материальных затрат с первого дня, я бы сказала, что бизнес вообще пока не окупается».

Чтобы работать на мероприятии, нужно получить разрешение – иногда не одно. Требования всегда разные. В одном случае достаточно договора с организатором, в другом – надо получать разрешение в администрации района. А в третий раз вообще нельзя, потому что на мероприятии уже есть точка с едой. «Я не понимаю, когда отказывают на основании того, что есть свой общепит. Это ведь хорошо для посетителя, когда он может выбрать», – рассуждает Янина. Мероприятия окупаются по-разному. «Но по общей прибыли так себе, – говорит Янина. – Разве что я очень позитивный человек и верю: все, что случается – это уроки». Самые насыщенные периоды – весна и осень. Зимой работать сложно из-за погоды, а летом большинство мероприятий проходит не в Минске. Далеко и быстро со «стаканчиком» не уедешь. Когда позволяет погода, Янина по 20 дней в месяц работает. Больше не получается – ведь все делает сама.

Конкуренты и поставщики

«Я позитивно отношусь к конкурентам. Считаю, что на любом мероприятии должно быть много точек, чтобы посетитель мог бы выбрать то, что ему нравится, а не покупать только то, что я предлагаю. Клиент должен быть доволен». Все ее поставщики – естественно, белорусские, да и заказы небольшие – из-за границы невыгодно везти. Янина с улыбкой говорит, что булочки литовского производства закупает у белорусского импортера литовской продукции. Качество проверяла «на себе»: если нравился продукт, то брала, а дальше следила за отзывами посетителей. «Если сделано от души и как для себя – 95%, что всё будет хорошо». Янина закупает кофе Lavazza, потому что в Беларуси, по её наблюдениям, он очень популярен. «Есть, конечно, сорта и получше, и подешевле, но Lavazza все здесь знают. Мне лично нравится другой, но его мало кто знает». Соусы заказывает у брендов Heinz и Calve – лучше дороже, зато качественные, чтобы были вкусные хот-доги, считает Янина.

Что покупают белорусы у Янины

Клиентов с претензиями у Янины никогда не было. Говорит, что белорусы – очень приятные люди. «В такой сфере сервис – это главное. Если клиент хочет пообщаться – надо поговорить, если хочет помолчать – то просто сделать заказ. Должно быть приятное обслуживание». Чаще всего у Янины берут кофе. Если мероприятие «в середине поля», где нельзя купить поесть что-то полноценное, заказывают кофе и хот-дог. Если приходят с детьми, то ребенку кроме хот-дога больше ничего не надо. «У меня есть еще кофе с молоком – ввела в меню из-за большого спроса. Многие просили именно чуть-чуть долить молока, а не капучино делать. Я это называю «кофе как дома».

Сладости и шоколадные батончики в кофейне-прицепе не очень популярны. «Раньше я продавала пончики, но они не разошлись. Я их все съела – жалко было выкинуть. В то же время выпечка, которая год не портится, например, пончики, круассаны, маффины, тортики – некачественная. Если закупать свежую, всё равно будет несколько штук в день продаваться. Но никто не будет делать доставку по пять штук в день. А брать больше и лишь бы продавать… Ведь в первую очередь должно быть качество».

В перспективе Янина хотела бы кофейную сеть, маленькую и не обязательно только в Минске – но начать нужно со столицы, сделав несколько «стаканчиков» по городу в определенных местах. С постоянными разъездами трудно: не всегда можно угадать, где будет хорошее мероприятие. «Меня ничего не задерживает кроме «моей радости» – если у меня будет возможность развиваться и сделать то, что многим понравилось бы, то ограничений у меня нет.

Чего стараюсь не допускать – когда давление настолько сильное, что думаешь плюнуть и уехать. Тогда я думаю: если другие делают, то все не так все плохо, как кажется».
Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Мне казалось, вы будете стареньким, как Лукашенко» Дети на шоколадной фабрике

Деньги • редакция KYKY

Создатель бренда «Онега» Сергей Метто – очень умный человек. Выпустив в свет мюсли-батончик «Froo», он понял, что журналистов так загоняли по презентациям новых продуктов, что сил на яркий репортаж может и не остаться. А потому он принял решение пригласить на фабрику их детей.