Случилось так, что пошел я на одну из обучающих бизнес-программ. Это была базовая программа по абсолютно базовым вещам. Честно говоря, я не большой любитель учиться бизнесу в Беларуси, слушать все эти мотивационные заклинания. Мне больше интересна практическая специфика, приближенная к реальной работе: моменты, помогающие решать конкретные проблемы. Потому, когда меня спрашивают, куда пойти поучиться, к примеру, маркетингу в Беларуси, могу только порекомендовать пойти работать.
Но той программе я все-таки остался благодарен: я посмотрел, что такое в большинстве своем белорусский бизнес и бизнесмены.Мы в основном работаем с международными компаниями или с белорусскими, где неплохо поставлен бизнес. А тут передо мной оказался прекрасный срез абсолютно удивительных людей, которые мало рубят в экономике и в бизнес-процессах. Хотя некоторые из них даже местный MBA окончили. Я не знаю, может, они спали на этом MBA, но некоторые из них не знали, что такое постоянные и переменные издержки, простейшие вещи в оптимизации финансовых потоков, и при этом прекрасно себя чувствовали. Не могу умолчать о том, что кое-кто из них не был в состоянии прочитать свой собственный отчет о прибылях и убытках, который делают им их же финансовые директора. Но при этом у многих из этих людей было то, чего у меня явно не хватает.
Понимаете, я больно умный. Когда мне делают предложение, я начинаю оценивать риски.
Допустим, приходят и говорят: «Купи бизнес». Я смотрю и начинаю думать: так, бизнес основан на аренде хорошей недвижки у госконторы. Риск того, что она расторгнет договор аренды, достаточно высок. Риски того, что пожарники не отстанут или санэпидемстанция начнет создавать проблемы, тоже велики. И зачастую я отказываюсь от проекта, потому что я вроде бы разумный и вменяемый человек, а риски превышают открывающиеся возможности и их не стоят. Особенно в Беларуси, где есть масса вещей, на которые ты не в состоянии легально повлиять. А эти чуваки другие. Они не разбираются в массе вещей, половина их бизнесов с высокой вероятностью не рентабельна, но она как-то развивается и существует на привлеченных деньгах. Почему? Потому что они наглые, нормальные, бодрые авантюристы.
Это не корсары и романтическая компрадорская буржуазия, которая рубит всех в капусту и выходит на новые рынки. Это просто люди, которые с выпученными глазами приходят в банк и вытряхивают из него кредит.
Покупают сарайчик, потом этот сарайчик закладывают и вытряхивают другой кредит на развитие бизнеса. Параллельно за части этих денег из кредитов они умудряются купить себе по тачке, взять в аренду какие-нибудь охотничьи угодья — то есть ведут прекрасный образ жизни. Они используют контакты и связи, влазя в них плотненько: поедут в какую-нибудь контору, получат партнерский или дилерский контракт, используя то же помещение, где можно открыть магазин. И все это с широко открытыми глазами и абсолютной уверенностью в том, что у них все получится. Все будет нормально, надо только валить, бомбить и делать. Если всю эту историю с кредитованием остановить, с высокой вероятностью они банкроты. Но раньше им помогала масса вещей: курс падал, стоимость привлеченных ресурсов была другая. Потом бахала девальвация, и так как они были закредитованы в рублях, их кредит превращался в пыль — грубо говоря, они брали миллион долларов, а отдавать им надо было уже тысяч двести. И такого рода бизнесов было достаточно много, и остается немало.
Хорошее отражение бизнесов этих людей — рестораны. Понятно, что с точки зрения зарабатывания бабла они неплохо работают, особенно у тех, кто создал сети. Но если на них посмотреть — это же откровенный бардак: случайные люди, говняный сервис, отвратительная еда. Но они не запариваются. Зачем открывать рестораны? У одного есть возможность получить через знакомых хорошее место в центре за копейки, у второго есть много денег, которые надо куда-то вложить, а люди ходить будут — мест по-прежнему мало и не хватает для Минска. А в Беларуси есть проблема с инвестированием — выбор минимален между каким-то бизнесом, недвижкой, валютой иногда: игрой в депозиты. Понятно, за границей на фондовых рынках можно купить акции, облигации и поиграть. В Беларуси этого не существует, и для многих бизнесменов нормальной темой становится кабак. Они говорят: «О! Я ведь живу в ресторанах, открою свой». Опять же, статуса добавит, друзей можно водить бухать. Редкий Прокопьев на фоне ада чуть ли не единственный, кто запаривается сделать из ресторанов серьезный бизнес.
У белорусских бизнесменов остается туча наглости, чтобы лезть в бизнес, в котором они нифига не понимают и никогда не поймут.
И все это прекрасно существует — потому что рынок до сих пор пустоват. Это даже авантюризмом нельзя называть. Это чистая красивая наглость. Понятно, что наглость и авантюризм важны в других странах и экономиках не меньше, но в Беларуси одного этого с добавлением правильных контактов и связей достаточно, потому что, когда ты начинаешь собирать и оценивать все риски, ты понимаешь: лучше ничего не делать. А этим ребятам везет, они нагло влазят и не запариваются о последствиях. Если лажают — ничего страшного! Берут кредит, перекредитовываются заново, влазят в долги, чего-то продают — и все работает. При этом у них нет базовых навыков и знаний, даже команды нет нормальной, просто набор черт пойми кого. То есть с точки зрения западного бизнеса — это полный бардак. Базовые бизнес-процессы не отстроены, но весь этот цирк существует, понимаете? Вот именно за счет наглости и еще того, что всех их партнеров, подрядчиков и банки впечатляет такая уверенность в себе. Они вытягивают свой бизнес за счет правильного агрессивного отношения ко всему, что их окружает в белорусской реальности. Сначала ввяжемся в драку — а там посмотрим. Они хватаются за возможность, которая у них появляется, и отрабатывают ее полностью. Это не те люди, которые готовы системно с умом выстраивать бизнес, бороться с конкурентами и разрабатывать новые продукты, но это люди, которые используют минимальные возможности по полной.
Мы пили, причем, много, и делились историями про бизнес. Я понимал, что в нашу компанию зашито слишком много мозгов, она устроена вроде бы правильно, а у них — все по-другому. Пофиг, как оно устроено: ну, наймут каких-нибудь консультантов, обычно полуаферистов, наглых и борзых, которые ни одного нормального бизнеса не построили, но начитались тучу книжек и будут утверждать, что знают, как с твоим товаром и проблемами разобраться. Причем, они тебе даже помогут, потому что невозможно не помочь: когда с бизнесом полный хаос и бардак, то даже почитав пару книг, можно что-нибудь хорошее сделать для компании. Меня такие бизнесмены восхищают в какой-то степени. Не будь их, частного сектора в стране было бы совсем минимум.
Но все равно это может существовать только здесь, в полузакрытой экономике, у которой слишком высокие риски. Не будь непонятной роли государства и отсутствия каких-то ясных правил игры, все было бы по-другому. Приехали бы сотни умных мальчиков и девочек и перехватили бы всю эту историю в свою пользу, раскатали бы этих бизнесменов. Конкурентов стало бы столько, что им пришел бы конец без знаний, умений, профессионализма и навыков. Но поскольку у нас конкуренция немного другого рода, они прекрасно себя чувствуют и выживают до сих пор.