Тусовка гиков хочет свой бар. «Зимняя Орбита» на Институте Культуры

Деньги • Ася Поплавская
На белорусской краудфандинговой платформе «Улей» собирают деньги на занятный проект: бар для гиков «Зимняя орбита». Создателей зовут Егор и Глеб. На вид ребятам всего около двадцати. KYKY заинтересовался, кому нужно новое место и что юниоры знают о ресторанном бизнесе. Кто они: романтики, которые хотят открыть очередной «самый лучший и душевный» в городе бар, или реальные пацаны, понимающие законы рынка?

На интервью с KYKY пришли Егор, главная движущая сила будущего «гиковского» бара, Глеб, будущий шеф-повар «Зимней орбиты», и Саша, арт-директор заведения.

Чтобы гиковская тусовка нашла свое место в Минске

Началось все с Краснодара, где Егор с Глебом зашли в бар «Сержант Пеппер», местный гиковской центр силы. «Отлично стилизованное, очень крутое место с душевным персоналом, – рассказывает Егор. – После того, как мы там побывали, возник вопрос: а почему в Беларуси такого нет? Начали искать аналоги, и на всем постсоветском пространстве нашли только одно место для гиков – «Папа Вейдер» в Москве, но там упор на космооперу и фантастику. Так и появилось зерно идеи, после у нас выросло в полноценное виденье «Зимней Орбиты».

Глеб – практикующий повар, около года работал в самых необычных заведениях России и Беларуси, собирая любопытные рецепты и кулинарные методики. Получив должность шеф-повара в только что открывшейся службе доставки, перешел от готовки к организационной работе: наладил контакты с поставщиками, работал с юридическими и финансовыми документами заведения, принимал активное участие в построении службы доставки, вышедшей в плюс буквально за четыре месяца. Поэтому, подчеркивают парни, понимание, как вести ресторанный бизнес, у них есть.

Поначалу Егор и Глеб хотели создать кулинарную гик-доставку

Это было бы не так затратно, расходы быстрее бы окупились, уверены ребята, имеющие за плечами опыт работы Глеба в аналогичной компании. Но, поразмыслив, решили не мелочиться и открыть полноценное заведение. «Тем более, что гиковкая тема сейчас на подъеме, и даже в Беларуси, куда все тренды доходят с задержкой в несколько лет, гики уже давно превратились в массовый тренд», – считает Егор. К тому же, выстрели такая специфическая служба доставки, новый тренд стал бы замечен людьми с куда меньшим пониманием темы и куда более тугими кошельками. Они бы мигом открыли несколько «гиковских» кафе, в которых истинного духа субкультуры было бы меньше, чем логики в выдаче премии «Оскар».

Глеб, Егор и Саша

«Они делали бы это спустя рукава. Было бы какое-нибудь граффити на три стены, где Зеленый Фонарь был бы рядом с Дэдпулом, и все. Это было бы безвкусно и нелепо. Получилась бы наглядная демонстрация того, как к гикам относятся и что занимаются этим люди, не понимающие ровным счетом ничего. Те, кто попросту решил состричь купоны с новой целевой аудитории. И это убило бы идею на корню», – говорит Егор.

Пережидать кризис не стали, ведь лучше не будет

Егор и Глеб понимают, насколько неблагоприятна сейчас экономическая ситуация. Осознают, что запуск любого проекта, особенно в ресторанном бизнесе с высокой степенью нестабильности, дело рискованное. Но, несмотря на это, откладывать проект до лучших времен они не собираются. «Вы правда думаете, что будет лучше? Я уверен, что со временем экономическая ситуация будет куда тяжелее», – отрезал Егор.
Собственных финансовых ресурсов на открытие бара у молодых людей недостает, поэтому они решили собрать деньги с помощью краудфандинга. По словам Егора и Глеба, принцип народного финансирования уже несколько лет демонстрирует, насколько успешна эта экономическая модель. Она позволяет создавать действительно необычные, прорывные и важные вещи, на которые не желают обращать внимания крупные инвесторы. «Кикстартер», Indiegogo, «Бумстартер» и им подобные площадки продемонстрировали, что стоит заменить кабальные контракты и суровых обладателей дорогих костюмов на десятки и сотни обычных людей, поддерживающих проект небольшими суммами, и рисунок современного мира изменится очень сильно. Принцип «миллион рук делает любой груз легким» оказался применимым в рыночной экономике.

Второе рождение виртуальной реальности стало возможно благодаря профинансированному на Кикстартере OculusRift (который после был успешно куплен Facebook'ом). Взорвавший интернет фильм «KungFury» был создан на средства, собранные «в шапку». Душевное инди-кино «Хотел бы я быть здесь» вышло в кинотеатры благодаря тому, что бюджет был частично собран посредством краудфандинга.


Бюджетные квадрокоптеры, необычные игры, приложения, фильмы – десятки потрясающих идей родились на свет благодаря воплощению в жизнь мысли о том, что и крупному бизнесу может быть альтернатива. «Впрочем, программное обеспечение и небольшие гаджеты – это одно, а вот финансирование бара – совершенно другое», – соглашается Егор. Все же это конкретное место, и увидеть результаты своих пожертвований смогут только жители Минска и окрестностей. Поэтому создатели бара решили выйти на локальную площадку «Улей», открывшуюся в прошлом апреле. Если на том же «Кикстартере» есть опыт сбора средств на подобные стартапы – например, на бар «EndGame» в Окленде для любителей настольных игр, то в Беларуси ребята первыми вышли на краудфандинг с подобным предложением. На сегодня удалось собрать 18% от необходимой суммы в 50 миллионов рублей.

Гики – не фрики и не задроты. Это нормальные люди

Несмотря на то, что гик-культура уже давно вышла из подполья и стала мощным культурным трендом, у многих еще остается вопрос: кто такие гики? В понимании Егора , гики – это дети современной культуры, люди с широким кругозором и высоким интеллектом, воспитанные на комиксах, фантастическом кино, литературе и иных проявлениях западной культуры. «Звездные войны» и «Фоллаут», Dungeon&Dragons и «Властелин Колец», творчество Филипа Дика и Говарда Лавкрафта – это сформировало гиков, повлияло на их философию, мировоззрение, жизнь.

«Недостаточно прочитать комикс или пройти «Ведьмака», чтобы стать гиком. Для этого нужно создать то, чего не было. Способность делает тебя гиком и отличает от тех, кто может только потреблять», – считает Александр. Причем, в этой среде превалируют не молодые люди, как может показаться, а состоявшиеся, образованные люди с довольно высоким социальным статусом, возрастом от 25 лет.

Как домик в районе станции метро «Институт Культуры» превратится в «Зимнюю Орбиту»

С помещением парни уже определились – это домик недалеко от станции метро «Институт культуры». В целом, двухэтажное здание арендовать дороже, чем помещение недалеко от кинотеатра «Аврора». Однако делать бар в нем выгоднее, потому что два этажа дают перспективу для развития и куда больше подходят для воплощения идеи, чем помещение с одним залом.

Двухэтажный дом, в котором скорее всего разместится бар

«Бар будет разделен по этажам: на втором будет меньше столов, чем на первом, потому что там будут проходить различные ивенты, – рассказывает Егор. – Настольные игры можно будет разложить где угодно, взял и играй. Недалеко от барной стойки будет зона с консолями. Кроме перечисленного, будут и конкурсы, чемпионаты по настольным и видеоиграм, комиксы, книги, журналы. Плюс много прикольных элементов декора, вроде плаща Джона Константина или тестов Роршаха».

В идеале ребята хотят организовывать одно тематическое событие в неделю. В том, что найдутся и герои, и желающие на них посмотреть, они не сомневаются, верят в сарафанное радио. По словам Егора, запаса творческих людей, которые уже сказали свое «сразуда» заведению, хватит как минимум на четыре месяца.

Планы у парней – наполеоновские, как у большинства тех, кто начинает в Минске ресторанный бизнес. Ставку делают на душевность. «Хочется, чтобы в «Орбиту» люди приходили как к себе домой. Не просто поесть и поиграть, а чтобы им было по-настоящему хорошо. Мы хотим сделать лучшее место такого формата как минимум в Восточной Европе. Это будет самое душевное место в Минске. По сумме эмоций мы должны перебивать всех. Никто так не делает, а мы – должны!» – говорит Егор. Журналистов KYKY обещали первыми пригласить в открывшуюся «Зимнюю орбиту».

Бескомпромиссное заведение с демократичными ценами на алкоголь


Рассказывая о кухне бара, ценах на еду и алкоголь, ребята сказали, что они не собираются использовать уникальность места как способ быстро снять сливки. «Конечно, заведение должно приносить прибыль. Как минимум для того, чтобы была возможность оплачивать его содержание. Но мы не исповедуем принцип «все и как можно быстрее», – делится своими мыслями Глеб.

Фото из бара

Будущий шеф-повар «Зимней орбиты» рассказал, что в меню не будет ничего банального и привычного. Абсолютно все будет стилизовано под разные фэндомы. Даже картошка фри будет выложена в виде кибер-руки или ущелья из «Властелина колец». На вопрос о том, не будет ли столь необычный подход несколько пугающим для посетителей, Егор с жаром ответил: «Орбита» – место ультимативное и бескомпромиссное. Потому что если мы позиционируем себя как уникальное заведение, то и должны соответствовать этому. Ведь когда людям приходится вынужденно идти на компромисс, то и результат выходит… компромиссный, невыдающийся».

Глеб не хочет сотрудничать ни с одной крупной белорусской пивоваренной компанией. Лагеры, эли и медовухи будут исключительно крафтовыми.

Сейчас он в поиске крафтовой пивоварни для сотрудничества. «Мне посчастливилось работать с очень хорошим сомелье в одном заведении. Поскольку я сторонник хорошего алкоголя, то барменом у нас будет работать именно он. У нас вы не найдете белорусского дешёвого вина. Если пришли выпить – это будет хороший алкоголь. Что касается цен, то они будут приятно приемлемыми. Навскидку могу сказать, что бокал эля будет стоить около 50 тысяч рублей, это вполне приемлемая стоимость».

Кухня в «Зимней Орбите» ожидается нестандартная, но полная: с горячими и холодными блюдами, закусками и десертами. «Мы – не антикафе! Меня замучили этим вопросом, – говорит Егор. – У нас заведение с полноценной кухней! Я не хочу, чтобы человек остался голодным и был вынужден есть печеньки».

На вопрос Егору, Глебу и Александру, что они будут делать, если «Орбита» не получит того резонанса и признания, на которое рассчитывают ребята, они в один голос уверенно ответили: «Получит! Мы создадим мощное и стильное заведение, какого в Минске нет. Да, звучит вызывающе, но мы подтвердим это делом! А потом вопрос об успехе уже стоять не будет. Ведь это давно подтвержденный закон: лучшее всегда побеждает. А мы будем лучшими».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Audi A8, квартира в «Доме Чижа» и заброшенный пионерлагерь. Что белорусские банки продают в кризис

Деньги • Павел Свердлов

На сайте каждого банка есть скорбный раздел, в котором продаётся имущество должников. В кризис он разбухает, как печень запойного алкоголика. Кто-то взял машину в лизинг, а бизнес не пошёл; кто-то получил кредит на квартиру, а потом потерял работу — когда в экономике неблагополучно, счёт таким случаям идёт на сотни.